Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Боровкова Т.А. 1 Шалагинова К.С. 1
1 ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
В работе представлен опыт работы с педагогами по изучению психологического климата. Проанализированы подходы современных исследователей, рассмотрены специфика психологического климата в педагогическом коллективе, выделены факторы, препятствующие формированию благоприятного психологического климата - конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т. д. Проведена диагностическая работа с современными педагогами, выявлено отношение учителей, так называемые «проблемные участки». 10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе, отмечен неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение, самочувствие и работоспособность. Составлены рекомендации, приведены примеры упражнений для работы с педагогами.
психологический климат
педагогический коллектив
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 2010, 158с.
2. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62.
3. Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально – психологического климата в педагогическом коллективе.[Электронный ресурс], - http://psychology.snauka.ru/2013/02/1734
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Эксмо, 2007,416с.
5. Коблева А.Л. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом / А.Л. Коблева // Менеджмент в Рос- сии и за рубежом. – 2010. – № 2. – С. 102-106.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010, 365с.
7. Логинова А. В., Отбанов Н. А. Значение и способы создания благоприятного психологического климата в коллективе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1748-1750.
8. Ломов, Б.Ф. Правовые и социально-психологические аспекты управления / Б.Ф. Ломов. – М., 1972. – 126 с.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты.- М.: Бахрах-М, 2011, 672с.
10. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.
11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс], – http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf
12. Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива.- Дис. д-ра психол. наук: Екатеринбург. Урал гос пед ун-т . 2007 - 251 с.
13. Хачванкян В.В. Есаян А.Ю., Сорокина Д.А. Социально-психологический климат – основа корпоративной культуры // Вестник Донецкого университета экономики и права. -2010-№2,- с.95-100.
14. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». —— Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 608 с.
15. Швырева Е.А. Морально-психологический климат в трудовом кол- лективе / Е.А. Швырева // Современное общество: проблемы, идеи, иннова- ции. – 2014. – Т. 2, № 3. – С. 59-61.
16. Шепель В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17—21.

В современном российском обществе не угасает интерес к такому явлению, как социально-психологический климат коллектива. Социально - психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Совершенствование психологического климата в образовательных учреждениях - основная задача общества и личности в целом. Условия, в которых взаимодействуют члены педагогического коллектива, влияют на успешность их сотрудничества, а также на удовлетворенность процессом работы, и, в конечном счете, на результат труда.

Психические свойства педагогического коллектива, его творческий микроклимат, сплоченность, трудовая активность и психологическая совместимость являются главными составляющими благоприятного психологического климата. Именно поэтому проблема формирования благоприятного психологического климата в педагогических коллективах, становится актуальной в современном образовании.

Значительную роль в исследовании психологического климата в педагогическом коллективе сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, А.В. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.

Потребность педагогических систем в оптимизации благоприятного психологического климата и недостаточная разработанность данной проблемы в современной педагогической психологии определяют актуальность данной темы.

Анализ литературы по проблеме формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В настоящее время нет единого определения понятия «психологический климат». В самом широком смысле психологический климат определяется, как устойчивое образование и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Б.Ф. Ломов дает такое определение психологическому климату: это система межличностных отношений, психологических по природе; психологические механизмы взаимодействия между людьми; система взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [8].

2. Педагогический коллектив – это общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач [14]. Психологический климат в педагогическом коллективе играет важную роль, так как способствует нормальному функционированию учебно-воспитательной деятельности. Если в педагогическом коллективе нормой взаимоотношений являются взаимопомощь, сотрудничество, поддержка и уважение, педагоги испытывают желание находиться в таком коллективе, то можно говорить о благоприятном психологическом климате. Основными факторами, препятствующими развитию благоприятного психологического климата являются конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т. д.

3. Многие исследования доказывают, что в любом коллективе необходимо формировать благоприятный психологический климат. Основными техниками и приемами, применяемые в образовательных учреждениях, способствующие развитию благоприятного психологического климата являются: тренинги, психологические просвещения, психологические консультирования, традиции, помощь молодым специалистам, создание оптимальных условий для деятельности педагогов, Проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Таким образом, для создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе необходимо проводить коррекционную работу, способствующую выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 19 с.п. Огаревка. В исследовании принимало участи 20 педагогов в возрасте 20-55 лет. Из них 15 женщин и 5 мужчин.

Нами была составлена диагностическая программа исследования, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая программа исследования

Название методики

Автор

Цель

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.

А.Ф. Фидлер

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе

А.Н. Лутошкин

Методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет проследить динамику его развития.

Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

Н.В. Клюева

Выявление особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе

Результаты исследования по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» показали, что 25% испытуемых отмечают высокую степень развития благоприятного социально-психологического климата. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, к мнению других относятся с уважением, доброжелательны по отношению к остальным членам коллектива.

20% - среднюю и низкую степень, испытуемые менее довольны психологическим климатом в коллективе. Проявляется безразличие к членам группы, конфликтность.

10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе.

Результаты исследования по методике «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева показали, что большинство педагогов (50%) отмечают средний уровень сплоченности и развития коллектива, что говорит о присутствии проблем в общении, напряженности и не доверии.

20% - высокий уровень, педагоги довольны коллективом, присутствует общность цели и взаимодействия между членами коллектива.

30% - низкий уровень, испытуемые считают, что целостное единство коллектива отсутствует.

Результаты исследования по методике «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе», А.Ф. Фидлера показали, что большинство педагогов (55%) отмечают средний уровень психологической атмосферы в коллективе, что говорит о средней удовлетворенности коллективом, присутствии недоброжелательности, несогласованности и равнодушия.

40% - высокий уровень, испытуемые считают, что психологическая атмосфера в коллективе в норме, преобладает дружелюбие, взаимная поддержка и согласие между членами коллектива. Отмечается увлеченность и занимательность коллектива.

5% - низкий уровень, характеризуется неудовлетворенностью, враждебностью в коллективе, равнодушием к его членам, несогласованностью. Отмечается скука и безуспешность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в коллективе педагогов присутствует в большей мере неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение, самочувствие и работоспособность.

В связи с тем, что в исследуемой группе педагогов отмечается в большей степени неблагоприятный психологический климат, нами были разработаны рекомендации, способствующие улучшению развития благоприятного климата в группе педагогов:

  1. Организовывайте общие коллективные дела, совместные переживания;
  2. Умейте правильно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством.
  3. Учитываете индивидуальные особенности коллег(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
  4. Умейте выслушать коллегу, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
  5. Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться;
  6. Развивайте эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение;
  7. Используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  8. Находите общие интересы, которые объединили бы педагогов в группы и на их основе организовывайте общие дела;
  9. Формируйте традиции группы, участвуйте в общепедагогических традиционных делах;
  10. Привлекайте коллег проводить свободное время вместе: сходить в кино, отдохнуть и т.п.
  11. Способствуйте осознанию сотрудниками своей роли в коллективе;
  12. Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
  13. Овладейте умениями и навыками саморегуляции;
  14. Проводите социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, а также и к руководителю коллектива.
  15. Время от времени проводите анонимный опрос сотрудников по данной проблеме.

Перечисленные выше рекомендации позволяют и будут улучшать и анализировать морально-психологический климат в коллективе.

Также, для развития благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, можно применять следующие игры и упражнения на сплочение коллектива:

Игра «Молекулы»

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Игра «Цветок»

Цель: создание положительного отношения друг к другу.

Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.

Игра «Кем я хотел быть»

Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.

Игра «Слепая прогулка»

Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.

Упражнение «Чувства»

Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».

Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.

Игра «Без маски»

Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.

Игра «Цвет эмоций»

Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.

После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет.


Библиографическая ссылка

Боровкова Т.А., Шалагинова К.С. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 24-27;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1691 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674