Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN PEDAGOGICAL COLLECTIVET

Borovkova T.A. 1 Shalaginova K.S. 1
1 Tula State Teachers Training University Tula»
The article presents the experience of work with teachers for the study of psychological climate. Analyses the approaches of modern scholars, the peculiarities of psychological climate in the pedagogical collective, the factors that impede the formation of a favorable psychological climate, conflict, leadership style, team relationships, working conditions, the applied scale of rewards and punishments, etc. The diagnostic work of the modern teachers, to identify the attitude of teachers, the so-called “problem areas”. 10% of subjects noted moderate to severe degree of adverse socio-psychological climate and a 15% average degree. The members of the group dominated by depressed mood, conflict, intolerance towards other group members, a negative attitude toward teamwork, adverse psychological climate, which affects the nature of relations in the group of teachers as well as their mood, health and performance. Recommendations and examples of exercises to work on with teachers.
Key words: psychological climate
teachers

В современном российском обществе не угасает интерес к такому явлению, как социально-психологический климат коллектива. Социально - психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

Совершенствование психологического климата в образовательных учреждениях - основная задача общества и личности в целом. Условия, в которых взаимодействуют члены педагогического коллектива, влияют на успешность их сотрудничества, а также на удовлетворенность процессом работы, и, в конечном счете, на результат труда.

Психические свойства педагогического коллектива, его творческий микроклимат, сплоченность, трудовая активность и психологическая совместимость являются главными составляющими благоприятного психологического климата. Именно поэтому проблема формирования благоприятного психологического климата в педагогических коллективах, становится актуальной в современном образовании.

Значительную роль в исследовании психологического климата в педагогическом коллективе сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, А.В. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.

Потребность педагогических систем в оптимизации благоприятного психологического климата и недостаточная разработанность данной проблемы в современной педагогической психологии определяют актуальность данной темы.

Анализ литературы по проблеме формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В настоящее время нет единого определения понятия «психологический климат». В самом широком смысле психологический климат определяется, как устойчивое образование и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Б.Ф. Ломов дает такое определение психологическому климату: это система межличностных отношений, психологических по природе; психологические механизмы взаимодействия между людьми; система взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [8].

2. Педагогический коллектив – это общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач [14]. Психологический климат в педагогическом коллективе играет важную роль, так как способствует нормальному функционированию учебно-воспитательной деятельности. Если в педагогическом коллективе нормой взаимоотношений являются взаимопомощь, сотрудничество, поддержка и уважение, педагоги испытывают желание находиться в таком коллективе, то можно говорить о благоприятном психологическом климате. Основными факторами, препятствующими развитию благоприятного психологического климата являются конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т. д.

3. Многие исследования доказывают, что в любом коллективе необходимо формировать благоприятный психологический климат. Основными техниками и приемами, применяемые в образовательных учреждениях, способствующие развитию благоприятного психологического климата являются: тренинги, психологические просвещения, психологические консультирования, традиции, помощь молодым специалистам, создание оптимальных условий для деятельности педагогов, Проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Таким образом, для создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе необходимо проводить коррекционную работу, способствующую выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 19 с.п. Огаревка. В исследовании принимало участи 20 педагогов в возрасте 20-55 лет. Из них 15 женщин и 5 мужчин.

Нами была составлена диагностическая программа исследования, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая программа исследования

Название методики

Автор

Цель

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.

А.Ф. Фидлер

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе

А.Н. Лутошкин

Методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет проследить динамику его развития.

Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

Н.В. Клюева

Выявление особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе

Результаты исследования по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» показали, что 25% испытуемых отмечают высокую степень развития благоприятного социально-психологического климата. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, к мнению других относятся с уважением, доброжелательны по отношению к остальным членам коллектива.

20% - среднюю и низкую степень, испытуемые менее довольны психологическим климатом в коллективе. Проявляется безразличие к членам группы, конфликтность.

10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе.

Результаты исследования по методике «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева показали, что большинство педагогов (50%) отмечают средний уровень сплоченности и развития коллектива, что говорит о присутствии проблем в общении, напряженности и не доверии.

20% - высокий уровень, педагоги довольны коллективом, присутствует общность цели и взаимодействия между членами коллектива.

30% - низкий уровень, испытуемые считают, что целостное единство коллектива отсутствует.

Результаты исследования по методике «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе», А.Ф. Фидлера показали, что большинство педагогов (55%) отмечают средний уровень психологической атмосферы в коллективе, что говорит о средней удовлетворенности коллективом, присутствии недоброжелательности, несогласованности и равнодушия.

40% - высокий уровень, испытуемые считают, что психологическая атмосфера в коллективе в норме, преобладает дружелюбие, взаимная поддержка и согласие между членами коллектива. Отмечается увлеченность и занимательность коллектива.

5% - низкий уровень, характеризуется неудовлетворенностью, враждебностью в коллективе, равнодушием к его членам, несогласованностью. Отмечается скука и безуспешность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в коллективе педагогов присутствует в большей мере неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение, самочувствие и работоспособность.

В связи с тем, что в исследуемой группе педагогов отмечается в большей степени неблагоприятный психологический климат, нами были разработаны рекомендации, способствующие улучшению развития благоприятного климата в группе педагогов:

  1. Организовывайте общие коллективные дела, совместные переживания;
  2. Умейте правильно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством.
  3. Учитываете индивидуальные особенности коллег(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
  4. Умейте выслушать коллегу, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
  5. Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться;
  6. Развивайте эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение;
  7. Используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  8. Находите общие интересы, которые объединили бы педагогов в группы и на их основе организовывайте общие дела;
  9. Формируйте традиции группы, участвуйте в общепедагогических традиционных делах;
  10. Привлекайте коллег проводить свободное время вместе: сходить в кино, отдохнуть и т.п.
  11. Способствуйте осознанию сотрудниками своей роли в коллективе;
  12. Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
  13. Овладейте умениями и навыками саморегуляции;
  14. Проводите социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, а также и к руководителю коллектива.
  15. Время от времени проводите анонимный опрос сотрудников по данной проблеме.

Перечисленные выше рекомендации позволяют и будут улучшать и анализировать морально-психологический климат в коллективе.

Также, для развития благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, можно применять следующие игры и упражнения на сплочение коллектива:

Игра «Молекулы»

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Игра «Цветок»

Цель: создание положительного отношения друг к другу.

Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.

Игра «Кем я хотел быть»

Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.

Игра «Слепая прогулка»

Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.

Упражнение «Чувства»

Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».

Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.

Игра «Без маски»

Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.

Игра «Цвет эмоций»

Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.

После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет.