В современном российском обществе не угасает интерес к такому явлению, как социально-психологический климат коллектива. Социально - психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.
Совершенствование психологического климата в образовательных учреждениях - основная задача общества и личности в целом. Условия, в которых взаимодействуют члены педагогического коллектива, влияют на успешность их сотрудничества, а также на удовлетворенность процессом работы, и, в конечном счете, на результат труда.
Психические свойства педагогического коллектива, его творческий микроклимат, сплоченность, трудовая активность и психологическая совместимость являются главными составляющими благоприятного психологического климата. Именно поэтому проблема формирования благоприятного психологического климата в педагогических коллективах, становится актуальной в современном образовании.
Значительную роль в исследовании психологического климата в педагогическом коллективе сыграли работы В.В. Бойко, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, В.Е. Панферова, А.В. Петровского, А.Н. Сухова, Е.В. Шороховой, В.В. Шпалинского и других авторов, посвященные исследованию сущности и структуры психологического климата в коллективе, факторов влияющих на его состояние, характеристик благоприятного и неблагоприятного психологического климата, подходов к его формированию и регулированию.
Потребность педагогических систем в оптимизации благоприятного психологического климата и недостаточная разработанность данной проблемы в современной педагогической психологии определяют актуальность данной темы.
Анализ литературы по проблеме формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время нет единого определения понятия «психологический климат». В самом широком смысле психологический климат определяется, как устойчивое образование и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Б.Ф. Ломов дает такое определение психологическому климату: это система межличностных отношений, психологических по природе; психологические механизмы взаимодействия между людьми; система взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [8].
2. Педагогический коллектив – это общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач [14]. Психологический климат в педагогическом коллективе играет важную роль, так как способствует нормальному функционированию учебно-воспитательной деятельности. Если в педагогическом коллективе нормой взаимоотношений являются взаимопомощь, сотрудничество, поддержка и уважение, педагоги испытывают желание находиться в таком коллективе, то можно говорить о благоприятном психологическом климате. Основными факторами, препятствующими развитию благоприятного психологического климата являются конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т. д.
3. Многие исследования доказывают, что в любом коллективе необходимо формировать благоприятный психологический климат. Основными техниками и приемами, применяемые в образовательных учреждениях, способствующие развитию благоприятного психологического климата являются: тренинги, психологические просвещения, психологические консультирования, традиции, помощь молодым специалистам, создание оптимальных условий для деятельности педагогов, Проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Таким образом, для создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе необходимо проводить коррекционную работу, способствующую выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 19 с.п. Огаревка. В исследовании принимало участи 20 педагогов в возрасте 20-55 лет. Из них 15 женщин и 5 мужчин.
Нами была составлена диагностическая программа исследования, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая программа исследования
Название методики |
Автор |
Цель |
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе. |
А.Ф. Фидлер |
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе |
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе |
А.Н. Лутошкин |
Методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет проследить динамику его развития. |
Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» |
Н.В. Клюева |
Выявление особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе |
Результаты исследования по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» показали, что 25% испытуемых отмечают высокую степень развития благоприятного социально-психологического климата. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, к мнению других относятся с уважением, доброжелательны по отношению к остальным членам коллектива.
20% - среднюю и низкую степень, испытуемые менее довольны психологическим климатом в коллективе. Проявляется безразличие к членам группы, конфликтность.
10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе.
Результаты исследования по методике «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева показали, что большинство педагогов (50%) отмечают средний уровень сплоченности и развития коллектива, что говорит о присутствии проблем в общении, напряженности и не доверии.
20% - высокий уровень, педагоги довольны коллективом, присутствует общность цели и взаимодействия между членами коллектива.
30% - низкий уровень, испытуемые считают, что целостное единство коллектива отсутствует.
Результаты исследования по методике «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе», А.Ф. Фидлера показали, что большинство педагогов (55%) отмечают средний уровень психологической атмосферы в коллективе, что говорит о средней удовлетворенности коллективом, присутствии недоброжелательности, несогласованности и равнодушия.
40% - высокий уровень, испытуемые считают, что психологическая атмосфера в коллективе в норме, преобладает дружелюбие, взаимная поддержка и согласие между членами коллектива. Отмечается увлеченность и занимательность коллектива.
5% - низкий уровень, характеризуется неудовлетворенностью, враждебностью в коллективе, равнодушием к его членам, несогласованностью. Отмечается скука и безуспешность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в коллективе педагогов присутствует в большей мере неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение, самочувствие и работоспособность.
В связи с тем, что в исследуемой группе педагогов отмечается в большей степени неблагоприятный психологический климат, нами были разработаны рекомендации, способствующие улучшению развития благоприятного климата в группе педагогов:
- Организовывайте общие коллективные дела, совместные переживания;
- Умейте правильно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством.
- Учитываете индивидуальные особенности коллег(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
- Умейте выслушать коллегу, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться;
- Развивайте эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение;
- Используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- Находите общие интересы, которые объединили бы педагогов в группы и на их основе организовывайте общие дела;
- Формируйте традиции группы, участвуйте в общепедагогических традиционных делах;
- Привлекайте коллег проводить свободное время вместе: сходить в кино, отдохнуть и т.п.
- Способствуйте осознанию сотрудниками своей роли в коллективе;
- Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
- Овладейте умениями и навыками саморегуляции;
- Проводите социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, а также и к руководителю коллектива.
- Время от времени проводите анонимный опрос сотрудников по данной проблеме.
Перечисленные выше рекомендации позволяют и будут улучшать и анализировать морально-психологический климат в коллективе.
Также, для развития благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, можно применять следующие игры и упражнения на сплочение коллектива:
Игра «Молекулы»
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Игра «Цветок»
Цель: создание положительного отношения друг к другу.
Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.
Игра «Кем я хотел быть»
Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.
Игра «Слепая прогулка»
Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.
Упражнение «Чувства»
Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».
Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.
Игра «Без маски»
Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.
Игра «Цвет эмоций»
Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.
После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет.