Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Щербак С.Г. 1 Самохвалова Н.Г. 2
1 «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Проведен анализ литературы по проблеме нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрено развитие детей с общим недоразвитием речи III уровня. Выделены особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей и с общим недоразвитием речи III уровня.
нарушение
лексико-грамматическая сторона речи
норма
развитие
общее недоразвитие речи III уровня
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 459-467
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Пособие для логопеда. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. – С. 65-105
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Союз, 2001. – С. 76-86
4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Изд-во Аркти, 2005. – С. 105-115
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 22-45
6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 35

В процессе речевого развития ребёнок овладевает языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи.

С.Н. Цейтлин утверждает, что в детском возрасте происходит усвоение не только элементов языковых единиц, но также правил их создания и употребления. Для этого все время дети совершают бессознательную работу по анализу, систематизации языковых фактов. Автор подчеркивает, что каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. К основным факторам, влияющим на развитие речи, она относит факторы биологические, а также отмечает, что на овладение ребенком родным языком влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать (отнюдь не все ему доступно) ребенок. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок [5].

Получается, что ребенок в какой-то степени должен быть уподоблен лингвисту, перед которым стоит подобная задача. Л.В.Щерба. говорит о том, что ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует [6].

Усвоение лексики детьми идет одновременно с формированием способности употреблять эти слова в правильных грамматических формах. Таким образом, идет формирование лексико-грамматической стороны речи.

Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе описано в работах А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.

Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.

Кроме того, у детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление (К. Д. Ушинский).

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и лексико-грамматические формы слов.

В своих работах А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования лексико-грамматической стороны речи: период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях(1 год 3 месяца— 1 год 10 месяцев); период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяцев — 3 года); период освоения морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений (3 года — 7 лет).

В процессе овладения практической грамматикой в речи детей появляются разнообразные аграмматизмы – так называемые окказиональные формы. С.Н. Цейтлин выделяет виды окказионализмов при формообразовании: унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове; устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука; игнорирование чередований конечных согласных; устранение нарушения при изменении суффикса; отсутствие супплетивизма при формообразовании.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию лексико-грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР).

По данным Р.Е. Левиной, характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими.

Р.Е. Левина утверждает, что характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].

С точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой при общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [3].

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и у детей в норме. Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены несформированностью у детей морфологических и синтаксических обобщений, отсутствием тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединении в определенные синтагматические структуры.

У детей с ОНР отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия. Основной механизм морфологических аграмматизмов обусловлен трудностями выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

Нарушения синтаксической структуры предложения выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Таким образом, своеобразие овладения лексико-грамматической стороной речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе её усвоении, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, в нарушении овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами.

Разнообразие симптоматики нарушений лексико-грамматической стороны речи обусловлено тем, что нарушения отмечаются у детей с разными речевыми патологиями: у детей с алалией, с ринолалией, с дизартрией.

Для преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР необходимо изучить механизм её нарушения, выявить причины и определить условия психолого-педагогического сопровождения детей.


Библиографическая ссылка

Щербак С.Г., Самохвалова Н.Г. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 188-190;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1687 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674