Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE VIOLATION OF THE LEXICAL AND GRAMMATICAL PARTY OF THE SPEECH IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH NEDORAZVITIE IN LEVEL III

Shcherbak S.G. 1 Samokhvalova N.G. 2
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University”
2 South Ural state humanitarian-pedagogical University”
The analysis of the literature on the issue of violation of the lexico-grammatical aspects of speech in children with General underdevelopment of speech III level. Examines the development of children with General underdevelopment of speech III level. The features of development of lexical and grammatical aspects of speech in children with General underdevelopment of speech III level.
the violation of the lexical and grammatical party of the speech
norm development
General underdevelopment of speech III level

В процессе речевого развития ребёнок овладевает языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи.

С.Н. Цейтлин утверждает, что в детском возрасте происходит усвоение не только элементов языковых единиц, но также правил их создания и употребления. Для этого все время дети совершают бессознательную работу по анализу, систематизации языковых фактов. Автор подчеркивает, что каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. К основным факторам, влияющим на развитие речи, она относит факторы биологические, а также отмечает, что на овладение ребенком родным языком влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать (отнюдь не все ему доступно) ребенок. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок [5].

Получается, что ребенок в какой-то степени должен быть уподоблен лингвисту, перед которым стоит подобная задача. Л.В.Щерба. говорит о том, что ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует [6].

Усвоение лексики детьми идет одновременно с формированием способности употреблять эти слова в правильных грамматических формах. Таким образом, идет формирование лексико-грамматической стороны речи.

Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе описано в работах А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.

Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.

Кроме того, у детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление (К. Д. Ушинский).

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и лексико-грамматические формы слов.

В своих работах А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования лексико-грамматической стороны речи: период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях(1 год 3 месяца— 1 год 10 месяцев); период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяцев — 3 года); период освоения морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений (3 года — 7 лет).

В процессе овладения практической грамматикой в речи детей появляются разнообразные аграмматизмы – так называемые окказиональные формы. С.Н. Цейтлин выделяет виды окказионализмов при формообразовании: унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове; устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука; игнорирование чередований конечных согласных; устранение нарушения при изменении суффикса; отсутствие супплетивизма при формообразовании.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию лексико-грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР).

По данным Р.Е. Левиной, характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими.

Р.Е. Левина утверждает, что характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].

С точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой при общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [3].

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и у детей в норме. Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены несформированностью у детей морфологических и синтаксических обобщений, отсутствием тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединении в определенные синтагматические структуры.

У детей с ОНР отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия. Основной механизм морфологических аграмматизмов обусловлен трудностями выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

Нарушения синтаксической структуры предложения выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Таким образом, своеобразие овладения лексико-грамматической стороной речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе её усвоении, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, в нарушении овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами.

Разнообразие симптоматики нарушений лексико-грамматической стороны речи обусловлено тем, что нарушения отмечаются у детей с разными речевыми патологиями: у детей с алалией, с ринолалией, с дизартрией.

Для преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР необходимо изучить механизм её нарушения, выявить причины и определить условия психолого-педагогического сопровождения детей.