В процессе речевого развития ребёнок овладевает языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи.
С.Н. Цейтлин утверждает, что в детском возрасте происходит усвоение не только элементов языковых единиц, но также правил их создания и употребления. Для этого все время дети совершают бессознательную работу по анализу, систематизации языковых фактов. Автор подчеркивает, что каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. К основным факторам, влияющим на развитие речи, она относит факторы биологические, а также отмечает, что на овладение ребенком родным языком влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать (отнюдь не все ему доступно) ребенок. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок [5].
Получается, что ребенок в какой-то степени должен быть уподоблен лингвисту, перед которым стоит подобная задача. Л.В.Щерба. говорит о том, что ребенок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует [6].
Усвоение лексики детьми идет одновременно с формированием способности употреблять эти слова в правильных грамматических формах. Таким образом, идет формирование лексико-грамматической стороны речи.
Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе описано в работах А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.
Кроме того, у детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление (К. Д. Ушинский).
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и лексико-грамматические формы слов.
В своих работах А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования лексико-грамматической стороны речи: период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях(1 год 3 месяца— 1 год 10 месяцев); период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяцев — 3 года); период освоения морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений (3 года — 7 лет).
В процессе овладения практической грамматикой в речи детей появляются разнообразные аграмматизмы – так называемые окказиональные формы. С.Н. Цейтлин выделяет виды окказионализмов при формообразовании: унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове; устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука; игнорирование чередований конечных согласных; устранение нарушения при изменении суффикса; отсутствие супплетивизма при формообразовании.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию лексико-грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР).
По данным Р.Е. Левиной, характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].
В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими.
Р.Е. Левина утверждает, что характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами [4].
С точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой при общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [3].
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и у детей в норме. Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены несформированностью у детей морфологических и синтаксических обобщений, отсутствием тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединении в определенные синтагматические структуры.
У детей с ОНР отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия. Основной механизм морфологических аграмматизмов обусловлен трудностями выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
Нарушения синтаксической структуры предложения выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Таким образом, своеобразие овладения лексико-грамматической стороной речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе её усвоении, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, в нарушении овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами.
Разнообразие симптоматики нарушений лексико-грамматической стороны речи обусловлено тем, что нарушения отмечаются у детей с разными речевыми патологиями: у детей с алалией, с ринолалией, с дизартрией.
Для преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР необходимо изучить механизм её нарушения, выявить причины и определить условия психолого-педагогического сопровождения детей.