Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Старостина Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»
В статье рассмотрены подходы к описанию и определению понятия «профессиональное самоопределение личности» и представлена выборка наиболее значимых определений данного понятия, по мнению автора. Среди разнообразия представленных определений можно выявить тенденцию в формулировании данного определения. Понятие «профессиональное самоопределение» одни ученные рассматривают как результат, другие – как процесс, а некоторые раскрывают двойственную природу этого понятия, то есть понимают профессиональное самоопределение и как процесс и как результат одновременно. В научных кругах существует и третья точка зрения - в понимании профессионального самоопределения как состояния. Далее в статье рассматриваются структурные компоненты и стадии профессионального становления личности, а также автор пытается проанализировать характер отношений между понятиями «профессиональное самоопределение» и «профессиональная социализация».
профессиональная социализация личности
профессиональное самоопределение личности
стадии профессионального становления личности
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - С. 224-225
2. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др. под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352с.
3. Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов будущего//Вопросы психологии.2001. - № 1. – с. 57-66.
4. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие/ Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Е.А. Климов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -304с.
7. Решетников, В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии/ В.В. Решетников//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.- т.13, № 2(5), с. 1163-1167.
8. Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионалиного самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. к.п.н. – М.: 2008. – 24с.
9. Разуваев С. Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 975–980.
10. Мулендейкина Т.А. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокого класса: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2016. - 251 с.
11. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности. - М., 1998. - 154 с.
12. Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. – Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573–575.
13. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. - 2013. - № 2 (20) – С. 100-107.
14. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 65–73.

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, однако не один из них не будет исчерпывающим без рассмотрения профессионального самоопределения как ключевого понятия при изучении профессиональной социализации личности.

Вопрос профессионального самоопределения личности освещался в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и других. Изучение данной проблемы специалистами разных областей обуславливает отсутствие однозначной трактовки понятия «профессиональное самоопределение», поэтому считаем целесообразным представить формулировки понятия из справочно-энциклопедической литературы, а также взгляды некоторых авторов на понимание содержания данного понятия.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю профессиональное самоопределение – это «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [1].

В педагогическом словаре В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой профессиональное самоопределение определяется как: «1) активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения профессии; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; 4) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессии» [2].

Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Ключевым звеном в выборе ученый считает деятельность по построению возможных вариантов будущего [3].

С точки зрения Н.С. Пряжникова, «сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»)» [4].

Понятие «профессиональное самоопределение» трактуется Э.Ф. Зеером следующим образом: «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации» [5].

Согласно Е.А. Климову, профессиональное самоопределение – «не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное действие, а длительный, многолетний процесс, который на разных возрастных этапах связан с разными целями и имеет разное содержание» [6].

Интересным представляется понимание профессионального самоопределения как результата В.В. Решетниковым. Под результатом профессионального самоопределения исследователем понимается «личностное новообразование, связанное с формированием внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, которое представляет собой результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификацию с этой ролью, что приводит к формированию определенного уровня профессионального самоопределения, показателями которого являются сформированность профессиональных намерений, их согласованность с общими интересами субъекта и успешность профессионального обучения, а также формирование психологической установки включающей позитивно-личностное отношение субъекта к профессии и к себе как к ее представителю» [7].

Профессиональное самоопределение, по мнению З.Р. Максимовой, это процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификация с этой ролью. Следовательно, основным компонентом профессионального самоопределения является психологическая установка, включающая позитивно-ценностное отношение личности к профессии и к себе как к ее представителю [8].

По мнению Н.Э. Касаткиной, профессиональное самоопределение имеет двойственный смысл: с одной стороны, это внутренний процесс развития личности, с другой – результат профессионального выбора. При этом под результатом понимается готовность к осознанию данного акта, а под процессом – поэтапное формирование этой готовности. Готовность к профессиональному самоопределению в течение всей трудовой деятельности – залог успешной карьеры и благополучия. Самоопределившаяся личность обладает целостностью «Я-концепции», что порождает её активность по отношению к себе и выбранной профессии [9].

Проанализировав вышенаписанное можно констатировать, что профессиональное самоопределение рассматривается учеными как процесс и как результат, или же, как и процесс и результат одновременно.

Профессиональное самоопределение как процесс представляет собой длительную, многолетнюю, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности и склонности, являющиеся динамичными и подверженными изменениям, с содержанием и требованиями профессионального труда [10].

Рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение» как результата заключается в том, что в ходе осуществления профессионального выбора, человек в определенный момент обретает чёткое понимание своего профессионального предназначения, готов сделать свой выбор и идентифицирует себя с будущей профессией [10].

В.В. Решетников рассматривая профессиональное самоопределение «здесь и сейчас», сталкивается с необходимостью понимания его не только как процесса, растянутого во времени или как результата, но как конкретного психологического состояния субъекта.

Исследователь, рассматривая профессиональное самоопределение как процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, приводящий к определенному результату в виде некоего психического новообразования, полагает, что состояние профессионального самоопределения следует понимать как «срез» данного процесса. Таким образом, состояние профессионального самоопределения рассматривается им как «характеристика отражения личностью ситуации неопределенности профессионального настоящего и будущего, в виде целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [7].

Итак, профессиональное самоопределение как состояние представляет собой «срез» динамичного процесса профессионального самоопределения, когда человек находится в состоянии размышления, поиска, выбора своего профессионального пути.

Таким образом, из приведенных выше характеристик психологов и педагогов следует, что профессиональное самоопределение может рассматриваться как процесс, состояние и результат.

Л. Ю. Боликова, рассматривая профессиональное становление личности как процесс, выявляет его структурные компоненты: формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь); выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров); овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Е. А. Рябоконь) [12].

Также Л.Ю. Боликова предлагает представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом: формирование профессиональных намерений; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; осуществление самостоятельной профессиональной деятельности [12].

Рассмотрим соотношение профессионального самоопределения и профессиональной социализации.

Ю.П. Поваренков указывает на профессиональное самоопределение как специфическую форму профессиональной активности личности, которая определяет психологическое содержание профессиональной социализации и индивидуализации [11].

Согласно В.Ф. Сафину и Г.П. Никову, в психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [14].

Основываясь на этом знании, О.В. Голубь рассматривает профессиональное самоопределение как уровень субъектности, сензитивный к труду в общей спирали социализации, показателем которого является профессиональное самосознание [13].

Таким образом, приоритетным направлением в изучении профессиональной социализации личности является рассмотрение профессионального самоопределения как элемента целостной структуры профессиональной социализации.


Библиографическая ссылка

Старостина Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 174-177;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1684 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674