Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROFESSIONAL IDENTITY AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Starostina N.N. 1
1 Ulyanovsk State Technical University
The article shows approaches to the description and the definition of “professional identity” and shows a selection of the most significant definitions of this concept, according to the author. Among the variety of the presented definitions it is possible to identify a trend in the formulation of this definition. Some scientists see “professional identity” as a result, others as a process, and some reveal the dual nature of this concept. In scientific circles there is the third point of view - understanding of professional identity as a state. Further the paper examines the structural components and stages of professional formation of the personality, and the author tries to analyze the nature of the relationship between the concepts of “professional identity” and “professional socialization”.
professional socialization
professional identity of personality
stages of professional formation of the personality

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, однако не один из них не будет исчерпывающим без рассмотрения профессионального самоопределения как ключевого понятия при изучении профессиональной социализации личности.

Вопрос профессионального самоопределения личности освещался в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и других. Изучение данной проблемы специалистами разных областей обуславливает отсутствие однозначной трактовки понятия «профессиональное самоопределение», поэтому считаем целесообразным представить формулировки понятия из справочно-энциклопедической литературы, а также взгляды некоторых авторов на понимание содержания данного понятия.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю профессиональное самоопределение – это «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [1].

В педагогическом словаре В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой профессиональное самоопределение определяется как: «1) активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения профессии; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; 4) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессии» [2].

Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Ключевым звеном в выборе ученый считает деятельность по построению возможных вариантов будущего [3].

С точки зрения Н.С. Пряжникова, «сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»)» [4].

Понятие «профессиональное самоопределение» трактуется Э.Ф. Зеером следующим образом: «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации» [5].

Согласно Е.А. Климову, профессиональное самоопределение – «не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное действие, а длительный, многолетний процесс, который на разных возрастных этапах связан с разными целями и имеет разное содержание» [6].

Интересным представляется понимание профессионального самоопределения как результата В.В. Решетниковым. Под результатом профессионального самоопределения исследователем понимается «личностное новообразование, связанное с формированием внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, которое представляет собой результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификацию с этой ролью, что приводит к формированию определенного уровня профессионального самоопределения, показателями которого являются сформированность профессиональных намерений, их согласованность с общими интересами субъекта и успешность профессионального обучения, а также формирование психологической установки включающей позитивно-личностное отношение субъекта к профессии и к себе как к ее представителю» [7].

Профессиональное самоопределение, по мнению З.Р. Максимовой, это процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификация с этой ролью. Следовательно, основным компонентом профессионального самоопределения является психологическая установка, включающая позитивно-ценностное отношение личности к профессии и к себе как к ее представителю [8].

По мнению Н.Э. Касаткиной, профессиональное самоопределение имеет двойственный смысл: с одной стороны, это внутренний процесс развития личности, с другой – результат профессионального выбора. При этом под результатом понимается готовность к осознанию данного акта, а под процессом – поэтапное формирование этой готовности. Готовность к профессиональному самоопределению в течение всей трудовой деятельности – залог успешной карьеры и благополучия. Самоопределившаяся личность обладает целостностью «Я-концепции», что порождает её активность по отношению к себе и выбранной профессии [9].

Проанализировав вышенаписанное можно констатировать, что профессиональное самоопределение рассматривается учеными как процесс и как результат, или же, как и процесс и результат одновременно.

Профессиональное самоопределение как процесс представляет собой длительную, многолетнюю, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности и склонности, являющиеся динамичными и подверженными изменениям, с содержанием и требованиями профессионального труда [10].

Рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение» как результата заключается в том, что в ходе осуществления профессионального выбора, человек в определенный момент обретает чёткое понимание своего профессионального предназначения, готов сделать свой выбор и идентифицирует себя с будущей профессией [10].

В.В. Решетников рассматривая профессиональное самоопределение «здесь и сейчас», сталкивается с необходимостью понимания его не только как процесса, растянутого во времени или как результата, но как конкретного психологического состояния субъекта.

Исследователь, рассматривая профессиональное самоопределение как процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, приводящий к определенному результату в виде некоего психического новообразования, полагает, что состояние профессионального самоопределения следует понимать как «срез» данного процесса. Таким образом, состояние профессионального самоопределения рассматривается им как «характеристика отражения личностью ситуации неопределенности профессионального настоящего и будущего, в виде целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [7].

Итак, профессиональное самоопределение как состояние представляет собой «срез» динамичного процесса профессионального самоопределения, когда человек находится в состоянии размышления, поиска, выбора своего профессионального пути.

Таким образом, из приведенных выше характеристик психологов и педагогов следует, что профессиональное самоопределение может рассматриваться как процесс, состояние и результат.

Л. Ю. Боликова, рассматривая профессиональное становление личности как процесс, выявляет его структурные компоненты: формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь); выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров); овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Е. А. Рябоконь) [12].

Также Л.Ю. Боликова предлагает представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом: формирование профессиональных намерений; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; осуществление самостоятельной профессиональной деятельности [12].

Рассмотрим соотношение профессионального самоопределения и профессиональной социализации.

Ю.П. Поваренков указывает на профессиональное самоопределение как специфическую форму профессиональной активности личности, которая определяет психологическое содержание профессиональной социализации и индивидуализации [11].

Согласно В.Ф. Сафину и Г.П. Никову, в психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [14].

Основываясь на этом знании, О.В. Голубь рассматривает профессиональное самоопределение как уровень субъектности, сензитивный к труду в общей спирали социализации, показателем которого является профессиональное самосознание [13].

Таким образом, приоритетным направлением в изучении профессиональной социализации личности является рассмотрение профессионального самоопределения как элемента целостной структуры профессиональной социализации.