В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, однако не один из них не будет исчерпывающим без рассмотрения профессионального самоопределения как ключевого понятия при изучении профессиональной социализации личности.
Вопрос профессионального самоопределения личности освещался в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и других. Изучение данной проблемы специалистами разных областей обуславливает отсутствие однозначной трактовки понятия «профессиональное самоопределение», поэтому считаем целесообразным представить формулировки понятия из справочно-энциклопедической литературы, а также взгляды некоторых авторов на понимание содержания данного понятия.
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю профессиональное самоопределение – это «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [1].
В педагогическом словаре В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой профессиональное самоопределение определяется как: «1) активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения профессии; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности; 4) самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессии» [2].
Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Ключевым звеном в выборе ученый считает деятельность по построению возможных вариантов будущего [3].
С точки зрения Н.С. Пряжникова, «сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»)» [4].
Понятие «профессиональное самоопределение» трактуется Э.Ф. Зеером следующим образом: «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации» [5].
Согласно Е.А. Климову, профессиональное самоопределение – «не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное действие, а длительный, многолетний процесс, который на разных возрастных этапах связан с разными целями и имеет разное содержание» [6].
Интересным представляется понимание профессионального самоопределения как результата В.В. Решетниковым. Под результатом профессионального самоопределения исследователем понимается «личностное новообразование, связанное с формированием внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, которое представляет собой результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификацию с этой ролью, что приводит к формированию определенного уровня профессионального самоопределения, показателями которого являются сформированность профессиональных намерений, их согласованность с общими интересами субъекта и успешность профессионального обучения, а также формирование психологической установки включающей позитивно-личностное отношение субъекта к профессии и к себе как к ее представителю» [7].
Профессиональное самоопределение, по мнению З.Р. Максимовой, это процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификация с этой ролью. Следовательно, основным компонентом профессионального самоопределения является психологическая установка, включающая позитивно-ценностное отношение личности к профессии и к себе как к ее представителю [8].
По мнению Н.Э. Касаткиной, профессиональное самоопределение имеет двойственный смысл: с одной стороны, это внутренний процесс развития личности, с другой – результат профессионального выбора. При этом под результатом понимается готовность к осознанию данного акта, а под процессом – поэтапное формирование этой готовности. Готовность к профессиональному самоопределению в течение всей трудовой деятельности – залог успешной карьеры и благополучия. Самоопределившаяся личность обладает целостностью «Я-концепции», что порождает её активность по отношению к себе и выбранной профессии [9].
Проанализировав вышенаписанное можно констатировать, что профессиональное самоопределение рассматривается учеными как процесс и как результат, или же, как и процесс и результат одновременно.
Профессиональное самоопределение как процесс представляет собой длительную, многолетнюю, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности и склонности, являющиеся динамичными и подверженными изменениям, с содержанием и требованиями профессионального труда [10].
Рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение» как результата заключается в том, что в ходе осуществления профессионального выбора, человек в определенный момент обретает чёткое понимание своего профессионального предназначения, готов сделать свой выбор и идентифицирует себя с будущей профессией [10].
В.В. Решетников рассматривая профессиональное самоопределение «здесь и сейчас», сталкивается с необходимостью понимания его не только как процесса, растянутого во времени или как результата, но как конкретного психологического состояния субъекта.
Исследователь, рассматривая профессиональное самоопределение как процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, приводящий к определенному результату в виде некоего психического новообразования, полагает, что состояние профессионального самоопределения следует понимать как «срез» данного процесса. Таким образом, состояние профессионального самоопределения рассматривается им как «характеристика отражения личностью ситуации неопределенности профессионального настоящего и будущего, в виде целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [7].
Итак, профессиональное самоопределение как состояние представляет собой «срез» динамичного процесса профессионального самоопределения, когда человек находится в состоянии размышления, поиска, выбора своего профессионального пути.
Таким образом, из приведенных выше характеристик психологов и педагогов следует, что профессиональное самоопределение может рассматриваться как процесс, состояние и результат.
Л. Ю. Боликова, рассматривая профессиональное становление личности как процесс, выявляет его структурные компоненты: формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь); выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров); овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Е. А. Рябоконь) [12].
Также Л.Ю. Боликова предлагает представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом: формирование профессиональных намерений; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; осуществление самостоятельной профессиональной деятельности [12].
Рассмотрим соотношение профессионального самоопределения и профессиональной социализации.
Ю.П. Поваренков указывает на профессиональное самоопределение как специфическую форму профессиональной активности личности, которая определяет психологическое содержание профессиональной социализации и индивидуализации [11].
Согласно В.Ф. Сафину и Г.П. Никову, в психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [14].
Основываясь на этом знании, О.В. Голубь рассматривает профессиональное самоопределение как уровень субъектности, сензитивный к труду в общей спирали социализации, показателем которого является профессиональное самосознание [13].
Таким образом, приоритетным направлением в изучении профессиональной социализации личности является рассмотрение профессионального самоопределения как элемента целостной структуры профессиональной социализации.