Во все времена обществу необходимы высококвалифицированные специалисты в различных профессиональных сферах и наличие таких специалистов в большей степени обуславливает качество нашей жизни. Формирование квалифицированных кадров невозможно без эффективного процесса профессиональной социализации, формирование личности невозможно без процесса его социализации. Рассмотрим эти два процесса в корреляционной зависимости.
В социологии большое внимание анализу социализации уделяли Г. Зиммель, Э. Дюргейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Тард и др. В частности, согласно Н. Смелзеру, социализация представляет собой процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Для Г. Тарда общество является результатом взаимодействия индивидуальных сознаний посредством передачи и усвоения людьми социальных норм, ценностей и установок, основой чего выступает, по мнению автора, «подражание» [4; 11].
В современной психологии термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Существуют две позиции определения социализации в зависимости от степени активности личности.
Так, с одной стороны, социализация является односторонним процессом усвоения социальных норм, ценностей, правил, ролей. «Социализация» как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм и ценностных ориентации, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. При этом личность не принимает активного участия в данном процессе, и социализация предстает в виде системы внешнего воздействия на нее [7; 13].
В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков определяют социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Авторы обращают внимание на двухстороннюю активность процесса социализации: с одной стороны, среда передает свой опыт и ценности индивиду, с другой - идет активное творческое восприятие их, при этом индивид вступает со средой в преобразующее взаимодействие. Такое понимание процесса социализации разделяют Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, В.Ф. Володька, М. Драганов, С.Д. Лаптенок, А.И. Левко, Б.Д. Парыгин [7].
Для белорусского социолога Е.М. Бабосова важным представляется факт двухсторонности процесса социализации, при котором, с одной стороны, происходит усвоение индивидом идеалов, культурных норм и социального опыта посредством интегрирования в социальную систему взаимодействий с другими индивидами, с другой стороны, включается активный процесс воспроизводства нормативных ценностей и стандартов поведения путем переработки и творческого видоизменения социального опыта. Получается, по Е.М. Бабосову, что индивид не только усваивает социальный опыт, он его осознанно трансформирует в свои установки, ценности, ориентации и др.[4].
В контексте рассмотрения понятия социализации следует выделить культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского. В рамках своей теории он вводит идею о «социальной ситуации развития», которая предполагает необходимость рассмотрения в органическом единстве характеристик социальной среды и позиции, занимаемой в ней формирующейся личности [3]. С точки зрения Л.С. Выготского, существует неразрывное единство взаимодействия между индивидом и окружающей средой, отражающееся в его «социальной ситуации развития». У индивида при взаимодействии с окружающим миром складывается определенная система отношений, содержание которой определяется как внешними факторами социокультурного влияния среды, таки внутренними характеристиками индивида, отражающими специфику его психической деятельности [13]. Социальная среда, выступая носителем активности, транслирует ее индивиду посредством социализации. Таким образом, индивид усваивает опыт, ценности и нормы общества путем вхождения в различные социальные среды, творчески воспринимает их, воспроизводит
системы социальных связей за счет активной деятельности и преобразующего взаимодействия со средой. В результате личностного и социального развития в процессе деятельности индивид приобретает позицию активного социального субъекта собственной жизни [7].
Несомненно, что социализация невозможна без активного взаимодействия индивида с обществом, в процессе которого происходит личностное становление и развитие человека путем освоения им духовной и материальной культуры в конкретно-исторических условиях его жизнедеятельности. Подчеркнем целенаправленный характер воздействия общества на личность, благодаря чему последняя усваивает социальные правила, ценности, нормы, в целом общественный опыт [4].
Таким образом, можно сформулировать основные факторы, определяющие характер процесса социализации личности: влияние общества и социальной среды; умение индивида не только усваивать социальный опыт, но и трансформировать его в свои установки, ценности, ориентации; активная позиция личности.
Социализация личности, включая в себя четыре составляющих процесса формирования личности: психологический, педагогический, ценностный, социологический, предстает как интегративный процесс насыщения личности важными социальными знаниями и качествами, позволяющими впоследствии освоить весь спектр социально одобряемых ролей. При этом, в зависимости от теории, акцент в понимании сущности социализации и ее задач может существенно различаться [4].
Ведущие направления социализации созвучны ключевым сферам жизнедеятельности человека. Выделяют политическую, экономическую, половую, профессиональную социализацию и т.д. [7].
Профессиональная социализация, с точки зрения Р.М. Шамионова, идет параллельно и в русле всеобщей социализации личности и поэтому ее рассмотрение должно быть включено в любое исследование проблем социализации [12]. Профессиональная социализация начинается задолго до вхождения в профессиональную среду. Различные институты социализации прямым или косвенным образом ориентированы на то, чтобы личность была способна функционировать в качестве активного субъекта, с некоторого момента самоопределилась в различных ипостасях и включилась в процесс профессиональной деятельности [4].
Заметим, что употребление термина «профессиональная социализация» началось в западной науке относительно недавно. С его широким использованием связывают имена Дж. Клаузена и К. Данцигера, которые обратились к этому термину на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. При этом исследователи подчеркивали, что данное понятие уже можно было обнаружить в трудах социологов и психологов 30-40-х гг. ХХ в. В это же время, утверждает Дж. Клаузен, было сформулировано общераспространенное представление о профессиональной социализации как процессе, трансформирующим индивида в одного из членов общества, способного успешно исполнять собственную трудовую профессиональную функцию [4].
Что же касается понимания профессиональной социализации в отечественной социологической мысли, то здесь встречаются самые разнообразные толкования данного понятия: от относительно широкого до достаточно строгого научного определения этого феномена.
В частности, отечественный исследователь А.Г. Красноперова полагает, что процесс профессиональной социализации необходимо увязывать с предварительной подготовкой индивида к его профессионально-трудовой деятельности, которая состоит в «…приобщении ее к избранной….профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т.д.» [6]. На наш взгляд, такое определение более характерно для процесса профессиональной социализации учащихся в учреждениях среднего образования [4].
По-видимому, более содержательный концепт этого явления предлагается в работе Н.А. Перинской, рассматривающей его в двух аспектах. С одной стороны, это процесс интеграции человека в профессиональную среду, предполагающий усвоение им профессионального опыта, ценностей и стандартов сообщества профессионалов. С другой стороны, это процесс эффективной реализации профессионального опыта, ориентированный на оптимальное поведение, состоящее в непрерывном самосовершенствовании в своей профессии [4; 9].
Эту позицию также разделяют И.В. Воробьева [2], С.И. Кучмиева [5] и др. По мнению М.В. Мигачевой, профессиональную социализацию можно рассматривать как процесс развития интегративно-адаптационных характеристик человека, формирующий возможности для вертикальной и горизонтальной мобильности в трудовой сфере в процессе жизнедеятельности человека [4; 8].
В исследованиях Л.Я. Аверьянова профессиональная (интеллектуальная) социализация представлена как форма специальной социализации [1]. В качестве форм собственно профессиональной социализации (по характеру взаимодействий индивида с окружающей социальной средой) Л.Я. Аверьянов предлагает рассматривать начальную (раннюю) и продолженную (зрелую) профессиональную социализацию.
Начальная профессиональная социализация, по мнению Л.Я. Аверьянова, заключается в первоначальной ориентации в различных сферах труда, возникновении и формировании профессиональных намерений, профессиональном обучении как освоении базовых основ выбранной профессии, включении в систему производственных и социальных отношений. Эта форма имеет преимущественно адаптивный характер взаимодействия индивида с профессиональной средой. Характер протекания продолженной профессиональной социализации зависит от результативности начальной стадии и ассоциируется с выполнением или невыполнением ожиданий от приобретения профессии, формированием индивидуального стиля профессиональной деятельности. Если человек «преимущественно удовлетворен» выполнением ожиданий, связанных с его профессиональным трудом, то дальнейший процесс взаимодействия индивида с представителями избранной профессиональной среды приобретает ярко выраженный интегративный характер. В результате такого взаимодействия индивид, осваивающий определенную профессию, превращается в носителя избранной профессии, представителя профессиональной группы, способного в рамках данной профессии к целесообразному изменению своей профессиональной среды [10].
Мы разделяем идею Л.Я. Аверьянова о том, что результативность начальной стадии профессиональной социализации предопределяет характер протекания продолжительной профессиональной социализации, то есть эффективность процесса социализации, который осуществляться в институтах профессионального образования напрямую влияет на дальнейшее профессиональное становление личности. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение процесса социализации личности в рамках педагогической науки с целью изучения педагогических принципов и закономерностей профессиональной социализации влияющих на эффективность протекания данного процесса.
Выводы
Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.
Социализация и профессионализация – это два неразрывно связанных между собой процесса, вытекающие один из другого, протекающие совместно и влияющие друг на друга, таким образом, профессиональная социализация, являясь базовой формой общего процесса социализации, в значительной степени наследует ее формы.
На данном этапе развития педагогической науки является актуальным изучение универсальных педагогических принципов и закономерностей процесса профессиональной социализации для подготовки высококвалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.
Библиографическая ссылка
Старостина Н.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 170-173;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1683 (дата обращения: 03.12.2024).