Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Старостина Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»
В статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению процессов социализации личности и профессиональной социализации личности в отечественной и зарубежной науке. В данной работе осуществляется попытка проследить взаимосвязь процессов социализации и профессиональной социализации личности и закономерностей взаимного функционирования рассматриваемых процессов. Автор описывает факторы, влияющие на процесс социализации личности, и акцентирует внимание на этапах профессиональной социализации личности, а также рассматривает взаимовлияние этапов профессиональной социализации на эффективность и результативность процесса профессионализации личности в целом. Рассмотрены перспективы изучения процесса профессиональной социализации личности в рамках педагогической науки и выявлена необходимость разработки универсальных педагогических принципов и закономерностей данного процесса как обязательного условия эффективности процесса профессиональной социализации личности.
процесс социализации личности
процесс профессиональной социализации индивида
факторы социализации личности
этапы профессиональной социализации личности
1. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи: сб. статей / Л.Я. Аверьянов. – М.: Русский гуманитарный Интернет-университет, 2000. – Ч. 1. – С. 103–154.
2. Воробьева И.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) // Вестник РГГУ. - 2012. - № 2 (82). – С. 260-267.
3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский //Под. ред. М.Г. Ярошевского.- М.: Институт Практической Психологии, 1996. - 513 с.
4. Иванченко О.С. Профессиональная социализация молодых ученых в современном российском обществе: дис. … канд. соц. наук. - Новочеркасск, 2015. – С. 45-52.
5. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2007. – 219 с.
6. Красноперова А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 77-78.
7. Менщикова И.А. Мотивационно-смысловое содержание профессиональной направленности личности студентов в процессе социализации в вузе: дис. …канд. психол. наук. - Ярославль, 2015. – С.17-21.
8. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестн. Самарского гос. ун-та. - 2007. - № 1(51). С. 95-100.
9. Перинская Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации //Социологический сборник. Вып. 4. - М.: Социум, 1998. – С.36-40.
10. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: коллективная моно-графия / под общей ред. В.В. Садырина. – Челябинск: Из-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 294 с.
11. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 378 с.
12. Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Саратов, 2002. - 362 с.
13. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дисс. ... д-ра психол. наук. - Минск, 2005. – 363с.

Во все времена обществу необходимы высококвалифицированные специалисты в различных профессиональных сферах и наличие таких специалистов в большей степени обуславливает качество нашей жизни. Формирование квалифицированных кадров невозможно без эффективного процесса профессиональной социализации, формирование личности невозможно без процесса его социализации. Рассмотрим эти два процесса в корреляционной зависимости.

В социологии большое внимание анализу социализации уделяли Г. Зиммель, Э. Дюргейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Тард и др. В частности, согласно Н. Смелзеру, социализация представляет собой процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Для Г. Тарда общество является результатом взаимодействия индивидуальных сознаний посредством передачи и усвоения людьми социальных норм, ценностей и установок, основой чего выступает, по мнению автора, «подражание» [4; 11].

В современной психологии термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Существуют две позиции определения социализации в зависимости от степени активности личности.

Так, с одной стороны, социализация является односторонним процессом усвоения социальных норм, ценностей, правил, ролей. «Социализация» как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм и ценностных ориентации, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. При этом личность не принимает активного участия в данном процессе, и социализация предстает в виде системы внешнего воздействия на нее [7; 13].

В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков определяют социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Авторы обращают внимание на двухстороннюю активность процесса социализации: с одной стороны, среда передает свой опыт и ценности индивиду, с другой - идет активное творческое восприятие их, при этом индивид вступает со средой в преобразующее взаимодействие. Такое понимание процесса социализации разделяют Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, В.Ф. Володька, М. Драганов, С.Д. Лаптенок, А.И. Левко, Б.Д. Парыгин [7].

Для белорусского социолога Е.М. Бабосова важным представляется факт двухсторонности процесса социализации, при котором, с одной стороны, происходит усвоение индивидом идеалов, культурных норм и социального опыта посредством интегрирования в социальную систему взаимодействий с другими индивидами, с другой стороны, включается активный процесс воспроизводства нормативных ценностей и стандартов поведения путем переработки и творческого видоизменения социального опыта. Получается, по Е.М. Бабосову, что индивид не только усваивает социальный опыт, он его осознанно трансформирует в свои установки, ценности, ориентации и др.[4].

В контексте рассмотрения понятия социализации следует выделить культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского. В рамках своей теории он вводит идею о «социальной ситуации развития», которая предполагает необходимость рассмотрения в органическом единстве характеристик социальной среды и позиции, занимаемой в ней формирующейся личности [3]. С точки зрения Л.С. Выготского, существует неразрывное единство взаимодействия между индивидом и окружающей средой, отражающееся в его «социальной ситуации развития». У индивида при взаимодействии с окружающим миром складывается определенная система отношений, содержание которой определяется как внешними факторами социокультурного влияния среды, таки внутренними характеристиками индивида, отражающими специфику его психической деятельности [13]. Социальная среда, выступая носителем активности, транслирует ее индивиду посредством социализации. Таким образом, индивид усваивает опыт, ценности и нормы общества путем вхождения в различные социальные среды, творчески воспринимает их, воспроизводит

системы социальных связей за счет активной деятельности и преобразующего взаимодействия со средой. В результате личностного и социального развития в процессе деятельности индивид приобретает позицию активного социального субъекта собственной жизни [7].

Несомненно, что социализация невозможна без активного взаимодействия индивида с обществом, в процессе которого происходит личностное становление и развитие человека путем освоения им духовной и материальной культуры в конкретно-исторических условиях его жизнедеятельности. Подчеркнем целенаправленный характер воздействия общества на личность, благодаря чему последняя усваивает социальные правила, ценности, нормы, в целом общественный опыт [4].

Таким образом, можно сформулировать основные факторы, определяющие характер процесса социализации личности: влияние общества и социальной среды; умение индивида не только усваивать социальный опыт, но и трансформировать его в свои установки, ценности, ориентации; активная позиция личности.

Социализация личности, включая в себя четыре составляющих процесса формирования личности: психологический, педагогический, ценностный, социологический, предстает как интегративный процесс насыщения личности важными социальными знаниями и качествами, позволяющими впоследствии освоить весь спектр социально одобряемых ролей. При этом, в зависимости от теории, акцент в понимании сущности социализации и ее задач может существенно различаться [4].

Ведущие направления социализации созвучны ключевым сферам жизнедеятельности человека. Выделяют политическую, экономическую, половую, профессиональную социализацию и т.д. [7].

Профессиональная социализация, с точки зрения Р.М. Шамионова, идет параллельно и в русле всеобщей социализации личности и поэтому ее рассмотрение должно быть включено в любое исследование проблем социализации [12]. Профессиональная социализация начинается задолго до вхождения в профессиональную среду. Различные институты социализации прямым или косвенным образом ориентированы на то, чтобы личность была способна функционировать в качестве активного субъекта, с некоторого момента самоопределилась в различных ипостасях и включилась в процесс профессиональной деятельности [4].

Заметим, что употребление термина «профессиональная социализация» началось в западной науке относительно недавно. С его широким использованием связывают имена Дж. Клаузена и К. Данцигера, которые обратились к этому термину на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. При этом исследователи подчеркивали, что данное понятие уже можно было обнаружить в трудах социологов и психологов 30-40-х гг. ХХ в. В это же время, утверждает Дж. Клаузен, было сформулировано общераспространенное представление о профессиональной социализации как процессе, трансформирующим индивида в одного из членов общества, способного успешно исполнять собственную трудовую профессиональную функцию [4].

Что же касается понимания профессиональной социализации в отечественной социологической мысли, то здесь встречаются самые разнообразные толкования данного понятия: от относительно широкого до достаточно строгого научного определения этого феномена.

В частности, отечественный исследователь А.Г. Красноперова полагает, что процесс профессиональной социализации необходимо увязывать с предварительной подготовкой индивида к его профессионально-трудовой деятельности, которая состоит в «…приобщении ее к избранной….профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т.д.» [6]. На наш взгляд, такое определение более характерно для процесса профессиональной социализации учащихся в учреждениях среднего образования [4].

По-видимому, более содержательный концепт этого явления предлагается в работе Н.А. Перинской, рассматривающей его в двух аспектах. С одной стороны, это процесс интеграции человека в профессиональную среду, предполагающий усвоение им профессионального опыта, ценностей и стандартов сообщества профессионалов. С другой стороны, это процесс эффективной реализации профессионального опыта, ориентированный на оптимальное поведение, состоящее в непрерывном самосовершенствовании в своей профессии [4; 9].

Эту позицию также разделяют И.В. Воробьева [2], С.И. Кучмиева [5] и др. По мнению М.В. Мигачевой, профессиональную социализацию можно рассматривать как процесс развития интегративно-адаптационных характеристик человека, формирующий возможности для вертикальной и горизонтальной мобильности в трудовой сфере в процессе жизнедеятельности человека [4; 8].

В исследованиях Л.Я. Аверьянова профессиональная (интеллектуальная) социализация представлена как форма специальной социализации [1]. В качестве форм собственно профессиональной социализации (по характеру взаимодействий индивида с окружающей социальной средой) Л.Я. Аверьянов предлагает рассматривать начальную (раннюю) и продолженную (зрелую) профессиональную социализацию.

Начальная профессиональная социализация, по мнению Л.Я. Аверьянова, заключается в первоначальной ориентации в различных сферах труда, возникновении и формировании профессиональных намерений, профессиональном обучении как освоении базовых основ выбранной профессии, включении в систему производственных и социальных отношений. Эта форма имеет преимущественно адаптивный характер взаимодействия индивида с профессиональной средой. Характер протекания продолженной профессиональной социализации зависит от результативности начальной стадии и ассоциируется с выполнением или невыполнением ожиданий от приобретения профессии, формированием индивидуального стиля профессиональной деятельности. Если человек «преимущественно удовлетворен» выполнением ожиданий, связанных с его профессиональным трудом, то дальнейший процесс взаимодействия индивида с представителями избранной профессиональной среды приобретает ярко выраженный интегративный характер. В результате такого взаимодействия индивид, осваивающий определенную профессию, превращается в носителя избранной профессии, представителя профессиональной группы, способного в рамках данной профессии к целесообразному изменению своей профессиональной среды [10].

Мы разделяем идею Л.Я. Аверьянова о том, что результативность начальной стадии профессиональной социализации предопределяет характер протекания продолжительной профессиональной социализации, то есть эффективность процесса социализации, который осуществляться в институтах профессионального образования напрямую влияет на дальнейшее профессиональное становление личности. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение процесса социализации личности в рамках педагогической науки с целью изучения педагогических принципов и закономерностей профессиональной социализации влияющих на эффективность протекания данного процесса.

Выводы

Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.

Социализация и профессионализация – это два неразрывно связанных между собой процесса, вытекающие один из другого, протекающие совместно и влияющие друг на друга, таким образом, профессиональная социализация, являясь базовой формой общего процесса социализации, в значительной степени наследует ее формы.

На данном этапе развития педагогической науки является актуальным изучение универсальных педагогических принципов и закономерностей процесса профессиональной социализации для подготовки высококвалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Старостина Н.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 170-173;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1683 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674