Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDY OF PROCESS OF SOCIALIZATION

Starostina N.N. 1
1 Ulyanovsk State Technical University
The article considers theoretical-methodological approaches to the study of the processes of socialization and professional socialization of the personality in national and foreign science. In this paper an attempt is made to trace the relationship of these two processes and identify the patterns of mutual functioning of these processes. The author describes the factors influencing the process of socialization, and focuses on the stages of professional socialization and also considers the interaction of stages of professional socialization on the efficiency and effectiveness of the process. The article shows the prospects for the study of the process of professional socialization of the personality in the framework of pedagogical science and identifies the necessity of developing universal principles of teaching and patterns of this process as an obligatory condition of effectiveness of the process of professional socialization.
the process of socialization
the process of professional socialization
factors of socialization
stages of professional socialization

Во все времена обществу необходимы высококвалифицированные специалисты в различных профессиональных сферах и наличие таких специалистов в большей степени обуславливает качество нашей жизни. Формирование квалифицированных кадров невозможно без эффективного процесса профессиональной социализации, формирование личности невозможно без процесса его социализации. Рассмотрим эти два процесса в корреляционной зависимости.

В социологии большое внимание анализу социализации уделяли Г. Зиммель, Э. Дюргейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Тард и др. В частности, согласно Н. Смелзеру, социализация представляет собой процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Для Г. Тарда общество является результатом взаимодействия индивидуальных сознаний посредством передачи и усвоения людьми социальных норм, ценностей и установок, основой чего выступает, по мнению автора, «подражание» [4; 11].

В современной психологии термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Существуют две позиции определения социализации в зависимости от степени активности личности.

Так, с одной стороны, социализация является односторонним процессом усвоения социальных норм, ценностей, правил, ролей. «Социализация» как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм и ценностных ориентации, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. При этом личность не принимает активного участия в данном процессе, и социализация предстает в виде системы внешнего воздействия на нее [7; 13].

В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков определяют социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Авторы обращают внимание на двухстороннюю активность процесса социализации: с одной стороны, среда передает свой опыт и ценности индивиду, с другой - идет активное творческое восприятие их, при этом индивид вступает со средой в преобразующее взаимодействие. Такое понимание процесса социализации разделяют Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, В.Ф. Володька, М. Драганов, С.Д. Лаптенок, А.И. Левко, Б.Д. Парыгин [7].

Для белорусского социолога Е.М. Бабосова важным представляется факт двухсторонности процесса социализации, при котором, с одной стороны, происходит усвоение индивидом идеалов, культурных норм и социального опыта посредством интегрирования в социальную систему взаимодействий с другими индивидами, с другой стороны, включается активный процесс воспроизводства нормативных ценностей и стандартов поведения путем переработки и творческого видоизменения социального опыта. Получается, по Е.М. Бабосову, что индивид не только усваивает социальный опыт, он его осознанно трансформирует в свои установки, ценности, ориентации и др.[4].

В контексте рассмотрения понятия социализации следует выделить культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского. В рамках своей теории он вводит идею о «социальной ситуации развития», которая предполагает необходимость рассмотрения в органическом единстве характеристик социальной среды и позиции, занимаемой в ней формирующейся личности [3]. С точки зрения Л.С. Выготского, существует неразрывное единство взаимодействия между индивидом и окружающей средой, отражающееся в его «социальной ситуации развития». У индивида при взаимодействии с окружающим миром складывается определенная система отношений, содержание которой определяется как внешними факторами социокультурного влияния среды, таки внутренними характеристиками индивида, отражающими специфику его психической деятельности [13]. Социальная среда, выступая носителем активности, транслирует ее индивиду посредством социализации. Таким образом, индивид усваивает опыт, ценности и нормы общества путем вхождения в различные социальные среды, творчески воспринимает их, воспроизводит

системы социальных связей за счет активной деятельности и преобразующего взаимодействия со средой. В результате личностного и социального развития в процессе деятельности индивид приобретает позицию активного социального субъекта собственной жизни [7].

Несомненно, что социализация невозможна без активного взаимодействия индивида с обществом, в процессе которого происходит личностное становление и развитие человека путем освоения им духовной и материальной культуры в конкретно-исторических условиях его жизнедеятельности. Подчеркнем целенаправленный характер воздействия общества на личность, благодаря чему последняя усваивает социальные правила, ценности, нормы, в целом общественный опыт [4].

Таким образом, можно сформулировать основные факторы, определяющие характер процесса социализации личности: влияние общества и социальной среды; умение индивида не только усваивать социальный опыт, но и трансформировать его в свои установки, ценности, ориентации; активная позиция личности.

Социализация личности, включая в себя четыре составляющих процесса формирования личности: психологический, педагогический, ценностный, социологический, предстает как интегративный процесс насыщения личности важными социальными знаниями и качествами, позволяющими впоследствии освоить весь спектр социально одобряемых ролей. При этом, в зависимости от теории, акцент в понимании сущности социализации и ее задач может существенно различаться [4].

Ведущие направления социализации созвучны ключевым сферам жизнедеятельности человека. Выделяют политическую, экономическую, половую, профессиональную социализацию и т.д. [7].

Профессиональная социализация, с точки зрения Р.М. Шамионова, идет параллельно и в русле всеобщей социализации личности и поэтому ее рассмотрение должно быть включено в любое исследование проблем социализации [12]. Профессиональная социализация начинается задолго до вхождения в профессиональную среду. Различные институты социализации прямым или косвенным образом ориентированы на то, чтобы личность была способна функционировать в качестве активного субъекта, с некоторого момента самоопределилась в различных ипостасях и включилась в процесс профессиональной деятельности [4].

Заметим, что употребление термина «профессиональная социализация» началось в западной науке относительно недавно. С его широким использованием связывают имена Дж. Клаузена и К. Данцигера, которые обратились к этому термину на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. При этом исследователи подчеркивали, что данное понятие уже можно было обнаружить в трудах социологов и психологов 30-40-х гг. ХХ в. В это же время, утверждает Дж. Клаузен, было сформулировано общераспространенное представление о профессиональной социализации как процессе, трансформирующим индивида в одного из членов общества, способного успешно исполнять собственную трудовую профессиональную функцию [4].

Что же касается понимания профессиональной социализации в отечественной социологической мысли, то здесь встречаются самые разнообразные толкования данного понятия: от относительно широкого до достаточно строгого научного определения этого феномена.

В частности, отечественный исследователь А.Г. Красноперова полагает, что процесс профессиональной социализации необходимо увязывать с предварительной подготовкой индивида к его профессионально-трудовой деятельности, которая состоит в «…приобщении ее к избранной….профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т.д.» [6]. На наш взгляд, такое определение более характерно для процесса профессиональной социализации учащихся в учреждениях среднего образования [4].

По-видимому, более содержательный концепт этого явления предлагается в работе Н.А. Перинской, рассматривающей его в двух аспектах. С одной стороны, это процесс интеграции человека в профессиональную среду, предполагающий усвоение им профессионального опыта, ценностей и стандартов сообщества профессионалов. С другой стороны, это процесс эффективной реализации профессионального опыта, ориентированный на оптимальное поведение, состоящее в непрерывном самосовершенствовании в своей профессии [4; 9].

Эту позицию также разделяют И.В. Воробьева [2], С.И. Кучмиева [5] и др. По мнению М.В. Мигачевой, профессиональную социализацию можно рассматривать как процесс развития интегративно-адаптационных характеристик человека, формирующий возможности для вертикальной и горизонтальной мобильности в трудовой сфере в процессе жизнедеятельности человека [4; 8].

В исследованиях Л.Я. Аверьянова профессиональная (интеллектуальная) социализация представлена как форма специальной социализации [1]. В качестве форм собственно профессиональной социализации (по характеру взаимодействий индивида с окружающей социальной средой) Л.Я. Аверьянов предлагает рассматривать начальную (раннюю) и продолженную (зрелую) профессиональную социализацию.

Начальная профессиональная социализация, по мнению Л.Я. Аверьянова, заключается в первоначальной ориентации в различных сферах труда, возникновении и формировании профессиональных намерений, профессиональном обучении как освоении базовых основ выбранной профессии, включении в систему производственных и социальных отношений. Эта форма имеет преимущественно адаптивный характер взаимодействия индивида с профессиональной средой. Характер протекания продолженной профессиональной социализации зависит от результативности начальной стадии и ассоциируется с выполнением или невыполнением ожиданий от приобретения профессии, формированием индивидуального стиля профессиональной деятельности. Если человек «преимущественно удовлетворен» выполнением ожиданий, связанных с его профессиональным трудом, то дальнейший процесс взаимодействия индивида с представителями избранной профессиональной среды приобретает ярко выраженный интегративный характер. В результате такого взаимодействия индивид, осваивающий определенную профессию, превращается в носителя избранной профессии, представителя профессиональной группы, способного в рамках данной профессии к целесообразному изменению своей профессиональной среды [10].

Мы разделяем идею Л.Я. Аверьянова о том, что результативность начальной стадии профессиональной социализации предопределяет характер протекания продолжительной профессиональной социализации, то есть эффективность процесса социализации, который осуществляться в институтах профессионального образования напрямую влияет на дальнейшее профессиональное становление личности. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение процесса социализации личности в рамках педагогической науки с целью изучения педагогических принципов и закономерностей профессиональной социализации влияющих на эффективность протекания данного процесса.

Выводы

Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.

Социализация и профессионализация – это два неразрывно связанных между собой процесса, вытекающие один из другого, протекающие совместно и влияющие друг на друга, таким образом, профессиональная социализация, являясь базовой формой общего процесса социализации, в значительной степени наследует ее формы.

На данном этапе развития педагогической науки является актуальным изучение универсальных педагогических принципов и закономерностей процесса профессиональной социализации для подготовки высококвалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.