Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Старостина Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»
В статье предпринята попытка осветить основные подходы к решению проблем современного профессионального образования. В центре внимания - процесс профессиональной социализации молодежи, рассматриваемый как важнейший процесс необходимый для формирования конкурентоспособного специалиста и как один из важнейших психолого-педагогических факторов успешной профессионализации личности. Под профессиональной социализацией автор понимает социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Другими словами профессиональная социализация представляется как процесс приспособления, вхождения и дальнейшая адаптация личности к профессиональной деятельности и среде. В статье описан механизм профессионализации, выделены три уровня протекания этого процесса. На каждом уровне профессиональной социализации описаны агенты и институты данного процесса. Возникает вопрос об эффективности педагогической поддержки профессиональной социализации молодежи в профессиональных учебных заведениях.
профессиональная социализация; уровни профессиональной социализации; агенты и институты профессиональной социализации
1. Вайсбург, А.В. Проблемы профессиональной социализации социологов в регионе [Электронный ресурс] / А.В. Вайсбург // Регионология. - 2009. - № 1. Режим доступа: http:// regionsar.ru
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.
3. Копыця, Е.А. Профессиональная социализация студентов в ссузе: сущность и подходы [Электронный ресурс] / Е.А. Копыця // Новые технологии. – 2011. - №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru
4. Кустов, Ю.А., Профессиональная социализация молодежи как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Ю.А. Кустова, С.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2013. - №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article
5. Сидорова, Ю.В. Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенция студентов [Текст] /Ю.В. Сидорова// Педагогическое образование в России. – 2013. – №6. – С. 239-242.

Анализ новых социально-экономических условий указывает на необходимость возвращения вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения в круг государственных приоритетов на всех уровнях образования. Однако в отсутствии национальной идеи, аморфности целевых установок, абстрактности ценностных ориентаций, мировоззренческого вакуума в условиях преобразования российского общества, дестабилизации экономики и падения жизненного уровня большей части населения разработка новой парадигмы воспитания молодежи является весьма проблематичной. В этих условиях выход состоит в концентрации внимания педагогической науки и практики на социальном и профессиональном становлении и развитии подрастающего поколения, на связи формирования социально значимых личностных качеств молодых людей с их профессиональной подготовкой [4].

Эта идея получила четкое отражение в концепции модернизации российского образования, в которой так определяются стратегические цели профессиональной подготовки молодежи: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны» [2].

В основополагающих документах современной образовательной политики Российской Федерации одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является обеспечение личностной направленности. Как правило, профессиональное педагогическое сообщество, в общей массе, сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам. В то время как, проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой в настоящее время очень серьезную проблему, которую педагоги зачастую решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся [5].

Безусловно, знания, умения, и владение компетенциями – это показатели профессионализма молодого специалиста, однако, современное общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда и способных приспосабливаться к радикальным переменам в социуме. Наряду с этим, появляется проблема адаптации молодого специалиста не только к новым условиям общества в целом, но и к изменяющимся условиям профессиональной среды – возникает проблема профессиональной социализации молодого специалиста.

В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. В процессе профессиональной социализации у человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального развития.

Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном [1].

В рамках обучения в профессиональном образовательном учреждении мы имеем дело с институциональным уровнем профессиональной социализации, где институтом профессиональной социализации выступает само образовательное учреждение, а агентом профессиональной социализации – педагог.

Профессионализация в период обучения в профессиональном образовательном учреждении играет особую роль на стадии профессиональной подготовки, так как именно профессиональные учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров, трудовой этики, карьерных и профессиональных компетенций [3]. И именно педагоги, как общепрофессионального цикла, так и общеобразовательного цикла, работающие в профессиональных образовательных учреждениях, выступают агентами институционального уровня профессиональной социализации.

Поэтому должен ставиться вопрос о связи образовательного процесса с отдаленными жизненными достижениями студентов в их будущей профессиональной карьере, с их будущей профессиональной адаптацией. И основным инструментом этой связи является содержание образования, которое должно быть перестроено, в контексте компетентностного подхода с традиционного (консервативного) на инновационное (модульное) [5].

Для разрешения этих трудностей необходимо корректировать предметное содержание и учитывать профессиональную направленность в преподавании конкретной общеобразовательной дисциплины для конкретной профессии в рамках конкретного профессионального образовательного учреждения. Это позволит уйти от шаблонности в преподавании и продемонстрировать необходимость изучения конкретной дисциплины для данной конкретной профессии с целью дальнейшего использования полученных знаний в будущей профессионализации. Таким образом, мы полагаем, что одним из важнейших факторов эффективного функционирования профессиональной адаптации учащихся в рамках учреждений профессионального образования является поиск педагогической работы, предполагающий профессиональную направленность преподавания дисциплин.

В этой связи особое значение приобретает необходимость готовности педагогов теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему своей профессиональной деятельности. Обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагогов, в частности, педагогов работающих в профессиональных учебных заведениях. Только в этом случае мы можем говорить об эффективном педагогическом сопровождении профессиональной социализации молодежи являющейся одним из важнейших психолого-педагогических факторов успешной профессионализации личности.


Библиографическая ссылка

Старостина Н.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 167-169;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1682 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674