Анализ новых социально-экономических условий указывает на необходимость возвращения вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения в круг государственных приоритетов на всех уровнях образования. Однако в отсутствии национальной идеи, аморфности целевых установок, абстрактности ценностных ориентаций, мировоззренческого вакуума в условиях преобразования российского общества, дестабилизации экономики и падения жизненного уровня большей части населения разработка новой парадигмы воспитания молодежи является весьма проблематичной. В этих условиях выход состоит в концентрации внимания педагогической науки и практики на социальном и профессиональном становлении и развитии подрастающего поколения, на связи формирования социально значимых личностных качеств молодых людей с их профессиональной подготовкой [4].
Эта идея получила четкое отражение в концепции модернизации российского образования, в которой так определяются стратегические цели профессиональной подготовки молодежи: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны» [2].
В основополагающих документах современной образовательной политики Российской Федерации одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является обеспечение личностной направленности. Как правило, профессиональное педагогическое сообщество, в общей массе, сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам. В то время как, проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой в настоящее время очень серьезную проблему, которую педагоги зачастую решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся [5].
Безусловно, знания, умения, и владение компетенциями – это показатели профессионализма молодого специалиста, однако, современное общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда и способных приспосабливаться к радикальным переменам в социуме. Наряду с этим, появляется проблема адаптации молодого специалиста не только к новым условиям общества в целом, но и к изменяющимся условиям профессиональной среды – возникает проблема профессиональной социализации молодого специалиста.
В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. В процессе профессиональной социализации у человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального развития.
Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном [1].
В рамках обучения в профессиональном образовательном учреждении мы имеем дело с институциональным уровнем профессиональной социализации, где институтом профессиональной социализации выступает само образовательное учреждение, а агентом профессиональной социализации – педагог.
Профессионализация в период обучения в профессиональном образовательном учреждении играет особую роль на стадии профессиональной подготовки, так как именно профессиональные учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров, трудовой этики, карьерных и профессиональных компетенций [3]. И именно педагоги, как общепрофессионального цикла, так и общеобразовательного цикла, работающие в профессиональных образовательных учреждениях, выступают агентами институционального уровня профессиональной социализации.
Поэтому должен ставиться вопрос о связи образовательного процесса с отдаленными жизненными достижениями студентов в их будущей профессиональной карьере, с их будущей профессиональной адаптацией. И основным инструментом этой связи является содержание образования, которое должно быть перестроено, в контексте компетентностного подхода с традиционного (консервативного) на инновационное (модульное) [5].
Для разрешения этих трудностей необходимо корректировать предметное содержание и учитывать профессиональную направленность в преподавании конкретной общеобразовательной дисциплины для конкретной профессии в рамках конкретного профессионального образовательного учреждения. Это позволит уйти от шаблонности в преподавании и продемонстрировать необходимость изучения конкретной дисциплины для данной конкретной профессии с целью дальнейшего использования полученных знаний в будущей профессионализации. Таким образом, мы полагаем, что одним из важнейших факторов эффективного функционирования профессиональной адаптации учащихся в рамках учреждений профессионального образования является поиск педагогической работы, предполагающий профессиональную направленность преподавания дисциплин.
В этой связи особое значение приобретает необходимость готовности педагогов теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему своей профессиональной деятельности. Обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагогов, в частности, педагогов работающих в профессиональных учебных заведениях. Только в этом случае мы можем говорить об эффективном педагогическом сопровождении профессиональной социализации молодежи являющейся одним из важнейших психолого-педагогических факторов успешной профессионализации личности.