Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PEDAGOGICAL MAINTAINING OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Starostina N.N. 1
1 Ulyanovsk State Technical University
The article shows the main approaches to solving the problems of modern professional education. The article focuses on the process of professional socialization of young people, this process is considered as a crucial process required for the formation of competitive specialist and as one of the most important psycho-pedagogical factors of a successful personal professionalization. Under professional socialization, the author understands social interactions in the professional sphere and professional activities. In other words, professional socialization is presented as a process of adaptation to the professional activities and professional environment. The article describes the mechanism of professionalization that has three levels. The author describes the agents and institutions of the professional socialization at each level of the mechanism. The question for further solution is about the effectiveness of the pedagogical support of professional socialization of young people in educational institutions.
professional socialization; levels of professional socialization; agents and institutions of professional socialization

Анализ новых социально-экономических условий указывает на необходимость возвращения вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения в круг государственных приоритетов на всех уровнях образования. Однако в отсутствии национальной идеи, аморфности целевых установок, абстрактности ценностных ориентаций, мировоззренческого вакуума в условиях преобразования российского общества, дестабилизации экономики и падения жизненного уровня большей части населения разработка новой парадигмы воспитания молодежи является весьма проблематичной. В этих условиях выход состоит в концентрации внимания педагогической науки и практики на социальном и профессиональном становлении и развитии подрастающего поколения, на связи формирования социально значимых личностных качеств молодых людей с их профессиональной подготовкой [4].

Эта идея получила четкое отражение в концепции модернизации российского образования, в которой так определяются стратегические цели профессиональной подготовки молодежи: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны» [2].

В основополагающих документах современной образовательной политики Российской Федерации одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является обеспечение личностной направленности. Как правило, профессиональное педагогическое сообщество, в общей массе, сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам. В то время как, проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой в настоящее время очень серьезную проблему, которую педагоги зачастую решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся [5].

Безусловно, знания, умения, и владение компетенциями – это показатели профессионализма молодого специалиста, однако, современное общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда и способных приспосабливаться к радикальным переменам в социуме. Наряду с этим, появляется проблема адаптации молодого специалиста не только к новым условиям общества в целом, но и к изменяющимся условиям профессиональной среды – возникает проблема профессиональной социализации молодого специалиста.

В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. В процессе профессиональной социализации у человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального развития.

Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном [1].

В рамках обучения в профессиональном образовательном учреждении мы имеем дело с институциональным уровнем профессиональной социализации, где институтом профессиональной социализации выступает само образовательное учреждение, а агентом профессиональной социализации – педагог.

Профессионализация в период обучения в профессиональном образовательном учреждении играет особую роль на стадии профессиональной подготовки, так как именно профессиональные учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров, трудовой этики, карьерных и профессиональных компетенций [3]. И именно педагоги, как общепрофессионального цикла, так и общеобразовательного цикла, работающие в профессиональных образовательных учреждениях, выступают агентами институционального уровня профессиональной социализации.

Поэтому должен ставиться вопрос о связи образовательного процесса с отдаленными жизненными достижениями студентов в их будущей профессиональной карьере, с их будущей профессиональной адаптацией. И основным инструментом этой связи является содержание образования, которое должно быть перестроено, в контексте компетентностного подхода с традиционного (консервативного) на инновационное (модульное) [5].

Для разрешения этих трудностей необходимо корректировать предметное содержание и учитывать профессиональную направленность в преподавании конкретной общеобразовательной дисциплины для конкретной профессии в рамках конкретного профессионального образовательного учреждения. Это позволит уйти от шаблонности в преподавании и продемонстрировать необходимость изучения конкретной дисциплины для данной конкретной профессии с целью дальнейшего использования полученных знаний в будущей профессионализации. Таким образом, мы полагаем, что одним из важнейших факторов эффективного функционирования профессиональной адаптации учащихся в рамках учреждений профессионального образования является поиск педагогической работы, предполагающий профессиональную направленность преподавания дисциплин.

В этой связи особое значение приобретает необходимость готовности педагогов теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему своей профессиональной деятельности. Обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагогов, в частности, педагогов работающих в профессиональных учебных заведениях. Только в этом случае мы можем говорить об эффективном педагогическом сопровождении профессиональной социализации молодежи являющейся одним из важнейших психолого-педагогических факторов успешной профессионализации личности.