Мировое сообщество проходит сегодня качественно новый этап трансформации, затрагивающий практически все социальные сферы. Развитие информационных технологий и экономики знаний обуславливает сегодня востребованность человеческого капитала несколько иного качества нежели прежде и диктует в этой связи новые требования к системе образования. Отвечая современным требованиям и реагируя на вызовы со стороны стран конкурентов, российская система высшего образования, претерпела значительные изменения и находится в стадии своего становления.
Одновременно с такими глобальными и неизбежными процессами в мире, в нашем обществе произошла смена ценностей и ломка ранее сложившихся стереотипов. Все это в своей совокупности привело к целому ряду последствий. Обращаясь к вопросу о человеческом капитале, отметим, что эта изначально экономическая теория стала в настоящий момент междисциплинарной и актуальной в российской науке. В глобальном понимании, человеческий капитал страны это ее интеллектуально развитые граждане, в более узком смысле, это знания, навыки, мотивация и здоровье человека, позволяющие при правильном использовании получать доход от деятельности.
В предыдущих работах мы обозначили такие проблемы развития человеческого капитала нашей страны как отток молодых специалистов за рубеж и общероссийскую тенденцию к ухудшению здоровья молодежи [1]. Как нами было установлено, у этих проблем есть как частные особенности, так и общие. Основное сходство в настоящий момент мы видим в поведенческих особенностях обучающейся молодежи, которые также были нами рассмотрены и обобщены и рассмотрены исходя из концепции человеческого капитала [2].
В данной работе мы хотели бы проанализировать возможную зависимость таких проявлений социальной зрелости как активная гражданская позиция, субъектный уровень становления здорового образа жизни и ответственность личности за свои поступки. На данном этапе, мы предполагаем, что у молодых людей с высоким уровнем становления здорового образа жизни будет наблюдаться такое качество как ответственность за свои действия, и будет адекватным понимание термина гражданственность.
Для проверки гипотезы, в экспериментальной части данной работы мы решили измерить у обучающихся уровень ответственности, уровень становления здорового образа жизни и сравнить эти данные с их отношением к феномену гражданственности.
Ряд исследователей [3], с которыми мы согласимся, считают, что ответственность за свои поступки может измеряться путем определения локус контроля личности. Данный опросник состоит из 40 вопросов, результат отражается в восьми шкалах, из которых нас будут интересовать три. Шкала общей интернальности, отражающая принятие респондентом ответственности за происходящее в жизни на себя (то есть чем выше в ней показатель – тем ответственнее человек). Шкала интернальности здоровья, аналогичная по логике с предыдущей и шкала отрицания активности, в которой напротив, чем выше показатель, тем менее активен человек [4]. Отношение к гражданственности мы определяли с помощью опросника «Я – гражданин», в которой для респондентов были предложены термины и понятия для того чтобы они смогли дать им собственные определения (например, Гражданин это –…, Патриот это – …, Я должен государству – …, государство должно мне – … ). Чтобы проверить уровень становления здорового образа жизни мы использовали авторскую анкету-опросник в которой были представлены 3 блока: мотивация к здоровому образу жизни, знания и активность в данной сфере. Чем выше количество баллов, тем выше у респондентов уровень становления здорового образа жизни [5].
Экспериментальный замер был проведен в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина среди студентов специальности экономика. Всего было проанкетировано 50 человек и проведен поверхностный анализ промежуточных результатов.
Предварительно мы смогли разделить респондентов на 4 группы:
- первая группа – это студенты, набравшие максимальное количество баллов по шкале общей интернальности (10 человек от 30 до 37 баллов).
- вторая группа – это студенты, набравшие максимальное количество баллов по анкете-опроснику становление здорового образа жизни (10 человек от 48 до 51 балла).
- третья группа – это студенты, набравшие минимум в шкале интернальности (10 человек от 15 до 20 баллов).
- четвертая группа – это студенты, набравшие минимальное количество баллов по анкете-опроснику становление здорового образа жизни (10 человек от 28 до 36 баллов).
После мы сравнили две первые группы и нашли в ней 8 совпадений. Таким образом, объединив респондентов в группу «А», это будет группа наиболее ответственных студентов. Сравнив третью и четвертую группы мы обнаружили 6 совпадений, условно назвав эту группу наименее ответственные студенты и обозначив их как группа «В».
После ранжирования мы обратили внимание на ответы группы «А» и группы «В» в опроснике «Я – гражданин».
В группе «А» преобладали следующие, схожие по смыслу понятия: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями. Гражданственность – это осознанная и ответственная деятельность. Патриотизм – это любовь к Родине. Я должен государству – быть полезным, платить налоги. Государство мне должно – дать образование, обеспечить жизнедеятельность.
В группе «В» Гражданин – это человек принадлежащий государству. Гражданственность это – чувство долга, принадлежность к государству. Патриотизм это любовь к Родине. Я должен государству – соблюдать законы. Государство мне должно – защищать мои права. По результатам проведенного исследования мы можем сделать несколько выводов.
Во-первых, респонденты, имеющие более выраженный интернальный локус контроля, отличаются более высоким уровнем знаний, мотивации и активности в сфере здорового образа жизни. Они принимают ответственность за состояние своего здоровья на себя, имеют активную жизненную позицию и высокий уровень ответственности за свои действия.
Во-вторых, респонденты с низкой общей интернальностью возлагают ответственность за состояние своего здоровья на внешние факторы, социальное окружение и государство. У них ярко выражено отрицание активности, ответственность за происходящее с ними и вокруг они не берут на себя.
В-третьих, в понимании феномена Патриотизм у группы «А» и группы «В» схожая точка зрения, все респонденты считают, что это чувство любви к Родине, а вот в понимании гражданственности она различается. В группе «А» понимание гражданской позиции респондентов более четко выражено, чем у группы «В», имеет в своем основании такие характеристики как: права, обязанности и ответственность. В группе «В», в основе понимания термина гражданственность преобладает формальная принадлежность к государству и потребность в защите. Из этого следует, что в процессе употребления таких терминов как «Патриотизм» и «Гражданственность» молодые люди не всегда понимают их различие и сущность.
По итогам проведенного нами исследования можно утверждать, что активная гражданственная позиция и становление здорового образа жизни относительно такой социальной категории как обучающаяся молодежь имеют в своей структуре как общие черты, так и частные особенности. Как было нами сказано ранее, в условиях геополитической напряженности и предстоящего молодежно-демографического кризиса, в современной системе образования следует формировать и развивать человеческий капитал обучающихся более высокого качества.
Развитие таких компонентов как знания, профессиональные навыки и мотивация к трудовой деятельности не всегда смогут в полной мере обеспечить успешность молодого специалиста и полную отдачу от его трудовой деятельности государству. Здоровый образ жизни, как гарантия самостоятельной заботы о здоровье, активная гражданская позиция как средство противодействию социальных патологий и забота о будущем страны – вот неполный перечень дополнительных структурных элементов, нуждающихся в развитии на всех уровнях системы российского образования. Интегральным же личностным качеством, являющимся на наш взгляд фундаментальным в процессах формирования и развития вышеперечисленных характеристик, является личная ответственность молодого поколения за свои поступки, свое будущее и будущее России.
Библиографическая ссылка
Носов А.Г. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 144-146;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1678 (дата обращения: 21.11.2024).