Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF HUMAN CAPITAL OF TODAY’S YOUTH: THE PEDAGOGICAL ASPECT

Nosov A.G. 1
1 “The Volga region institute of management of P.A. Stolypin”
The article is devoted to analysis of the quality of human capital of today’s youth. Races was a matter of the relationship of such social phenomena like active citizenship and formation of a healthy way of life and such personal qualities as responsibility among today’s youth. Pilot test survey with the use of such techniques as: “determination of the locus of control personality”, “I am a Citizen”, “formation of level of a healthy lifestyle”. As a result of the survey among the respondents were allocated to two groups. Group “a”, which presented respondents with a high level of formation of a healthy lifestyle and a high level of responsibility and the group “b”, In which the respondents have expressed low level of formation of healthy lifestyle and low levels of personal responsibility. The analysis of the replies to the questionnaire “I am a Citizen” among the respondents in group A and respondents of the group “In”. In the end, the study draws conclusions about the characteristics of human capital young people learning lead to its optimum quality.
human capital
active citizenship
responsibility for their actions
a healthy lifestyle of students

Мировое сообщество проходит сегодня качественно новый этап трансформации, затрагивающий практически все социальные сферы. Развитие информационных технологий и экономики знаний обуславливает сегодня востребованность человеческого капитала несколько иного качества нежели прежде и диктует в этой связи новые требования к системе образования. Отвечая современным требованиям и реагируя на вызовы со стороны стран конкурентов, российская система высшего образования, претерпела значительные изменения и находится в стадии своего становления.

Одновременно с такими глобальными и неизбежными процессами в мире, в нашем обществе произошла смена ценностей и ломка ранее сложившихся стереотипов. Все это в своей совокупности привело к целому ряду последствий. Обращаясь к вопросу о человеческом капитале, отметим, что эта изначально экономическая теория стала в настоящий момент междисциплинарной и актуальной в российской науке. В глобальном понимании, человеческий капитал страны это ее интеллектуально развитые граждане, в более узком смысле, это знания, навыки, мотивация и здоровье человека, позволяющие при правильном использовании получать доход от деятельности.

В предыдущих работах мы обозначили такие проблемы развития человеческого капитала нашей страны как отток молодых специалистов за рубеж и общероссийскую тенденцию к ухудшению здоровья молодежи [1]. Как нами было установлено, у этих проблем есть как частные особенности, так и общие. Основное сходство в настоящий момент мы видим в поведенческих особенностях обучающейся молодежи, которые также были нами рассмотрены и обобщены и рассмотрены исходя из концепции человеческого капитала [2].

В данной работе мы хотели бы проанализировать возможную зависимость таких проявлений социальной зрелости как активная гражданская позиция, субъектный уровень становления здорового образа жизни и ответственность личности за свои поступки. На данном этапе, мы предполагаем, что у молодых людей с высоким уровнем становления здорового образа жизни будет наблюдаться такое качество как ответственность за свои действия, и будет адекватным понимание термина гражданственность.

Для проверки гипотезы, в экспериментальной части данной работы мы решили измерить у обучающихся уровень ответственности, уровень становления здорового образа жизни и сравнить эти данные с их отношением к феномену гражданственности.

Ряд исследователей [3], с которыми мы согласимся, считают, что ответственность за свои поступки может измеряться путем определения локус контроля личности. Данный опросник состоит из 40 вопросов, результат отражается в восьми шкалах, из которых нас будут интересовать три. Шкала общей интернальности, отражающая принятие респондентом ответственности за происходящее в жизни на себя (то есть чем выше в ней показатель – тем ответственнее человек). Шкала интернальности здоровья, аналогичная по логике с предыдущей и шкала отрицания активности, в которой напротив, чем выше показатель, тем менее активен человек [4]. Отношение к гражданственности мы определяли с помощью опросника «Я – гражданин», в которой для респондентов были предложены термины и понятия для того чтобы они смогли дать им собственные определения (например, Гражданин это –…, Патриот это – …, Я должен государству – …, государство должно мне – … ). Чтобы проверить уровень становления здорового образа жизни мы использовали авторскую анкету-опросник в которой были представлены 3 блока: мотивация к здоровому образу жизни, знания и активность в данной сфере. Чем выше количество баллов, тем выше у респондентов уровень становления здорового образа жизни [5].

Экспериментальный замер был проведен в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина среди студентов специальности экономика. Всего было проанкетировано 50 человек и проведен поверхностный анализ промежуточных результатов.

Предварительно мы смогли разделить респондентов на 4 группы:

- первая группа – это студенты, набравшие максимальное количество баллов по шкале общей интернальности (10 человек от 30 до 37 баллов).

- вторая группа – это студенты, набравшие максимальное количество баллов по анкете-опроснику становление здорового образа жизни (10 человек от 48 до 51 балла).

- третья группа – это студенты, набравшие минимум в шкале интернальности (10 человек от 15 до 20 баллов).

- четвертая группа – это студенты, набравшие минимальное количество баллов по анкете-опроснику становление здорового образа жизни (10 человек от 28 до 36 баллов).

После мы сравнили две первые группы и нашли в ней 8 совпадений. Таким образом, объединив респондентов в группу «А», это будет группа наиболее ответственных студентов. Сравнив третью и четвертую группы мы обнаружили 6 совпадений, условно назвав эту группу наименее ответственные студенты и обозначив их как группа «В».

После ранжирования мы обратили внимание на ответы группы «А» и группы «В» в опроснике «Я – гражданин».

В группе «А» преобладали следующие, схожие по смыслу понятия: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями. Гражданственность – это осознанная и ответственная деятельность. Патриотизм – это любовь к Родине. Я должен государству – быть полезным, платить налоги. Государство мне должно – дать образование, обеспечить жизнедеятельность.

В группе «В» Гражданин – это человек принадлежащий государству. Гражданственность это – чувство долга, принадлежность к государству. Патриотизм это любовь к Родине. Я должен государству – соблюдать законы. Государство мне должно – защищать мои права. По результатам проведенного исследования мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, респонденты, имеющие более выраженный интернальный локус контроля, отличаются более высоким уровнем знаний, мотивации и активности в сфере здорового образа жизни. Они принимают ответственность за состояние своего здоровья на себя, имеют активную жизненную позицию и высокий уровень ответственности за свои действия.

Во-вторых, респонденты с низкой общей интернальностью возлагают ответственность за состояние своего здоровья на внешние факторы, социальное окружение и государство. У них ярко выражено отрицание активности, ответственность за происходящее с ними и вокруг они не берут на себя.

В-третьих, в понимании феномена Патриотизм у группы «А» и группы «В» схожая точка зрения, все респонденты считают, что это чувство любви к Родине, а вот в понимании гражданственности она различается. В группе «А» понимание гражданской позиции респондентов более четко выражено, чем у группы «В», имеет в своем основании такие характеристики как: права, обязанности и ответственность. В группе «В», в основе понимания термина гражданственность преобладает формальная принадлежность к государству и потребность в защите. Из этого следует, что в процессе употребления таких терминов как «Патриотизм» и «Гражданственность» молодые люди не всегда понимают их различие и сущность.

По итогам проведенного нами исследования можно утверждать, что активная гражданственная позиция и становление здорового образа жизни относительно такой социальной категории как обучающаяся молодежь имеют в своей структуре как общие черты, так и частные особенности. Как было нами сказано ранее, в условиях геополитической напряженности и предстоящего молодежно-демографического кризиса, в современной системе образования следует формировать и развивать человеческий капитал обучающихся более высокого качества.

Развитие таких компонентов как знания, профессиональные навыки и мотивация к трудовой деятельности не всегда смогут в полной мере обеспечить успешность молодого специалиста и полную отдачу от его трудовой деятельности государству. Здоровый образ жизни, как гарантия самостоятельной заботы о здоровье, активная гражданская позиция как средство противодействию социальных патологий и забота о будущем страны – вот неполный перечень дополнительных структурных элементов, нуждающихся в развитии на всех уровнях системы российского образования. Интегральным же личностным качеством, являющимся на наш взгляд фундаментальным в процессах формирования и развития вышеперечисленных характеристик, является личная ответственность молодого поколения за свои поступки, свое будущее и будущее России.