В настоящее время актуальной стала проблема практико-ориентированного образования специалистов, т.к. с каждым годом появляется все больше исследований, свидетельствующих о том, что положение страны на международном уровне, в большей степени, определяется качеством подготовки специалистов. В данном случае под качеством подготовки специалистов понимается не только теоретическая подготовка, но и практическая [2].
Несмотря на то, что в настоящее время много говорят о практико-ориентированной подготовке студентов и данный аспект зафиксирован в нормативно – правовых актах, он остается мало разработанным и требует активного внедрения в образовательный процесс. Иначе говоря, необходим переход от традиционной систему обучения к практико-ориентированной.
Под практико-ориентированным обучением следует понимать – процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач [2].
Если в отечественной практике система практико-ориентированного обучения находится на стадии внедрения, то за рубежом уже прошла период апробации и активно используется в учебном процессе.
На рисунке 1 представлены модели обучения, позволяющие подготовить практико-ориентированного специалиста [1].
Рис. 1. Зарубежные модели обучения, позволяющие подготовить практико-ориентированного специалиста
Выше перечисленные модели строятся на активном использовании следующих методов обучения - профессиональные пробы, кейсы, рефлексивное наблюдение, обучение на конкретных примерах или ситуациях и другие и другие.
Кейс - события, произошедшее определенной сфере деятельности и является основой для проведения обсуждения в академической группе под руководством преподавателя [3].
Рефлексивное наблюдение - включает в себя практическую часть деятельности педагогов, включающая в себя посещение, анализ и оценка уроков [3].
Обучение на практических примерах и ситуациях – обучение, предполагающее, что участники в самостоятельной форме изучают, делают анализ ситуаций и стараются найти оптимальное решение проблемы [3].
Особое внимание следует обратить на метод профессиональных проб, т.к. из всех методов он носит более практико-ориентированных характер.
Под профессиональной пробой понимается профессиональное испытание, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности.
Данный метод можно активно применять при подготовке различных специалистов.
Занятие с использованием метода профессиональных проб проводится в «лабораторных» условиях.
Цель данного занятия - проработка профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов преподавания.
Профессиональная проба состоит из мини-уроков, длящихся 5-10 минут. Каждый урок направлен на отработку конкретного навыка [1].
Основное внимание в мини-уроке направлено не столько на то, что делается, сколько на то, как это делается.
Обязательным условием является, во-первых, ведение видеозаписи, во-вторых, наличие наблюдателя – супервизора.
Супервизором могут выступать: преподаватели, администрация учебного заведения, потенциальные работодатели.
Для наибольшего положительного результата, на уроке должно присутствовать ограниченное количество студентов (4-8). Для этой цели рекомендуется делить группу на подгруппы.
Следует отметить, что студенты, участвующие в профессиональной пробе должны иметь высокий уровень теоретической подготовки, т.к. практические навыки невозможно отработать без теоретической базы.
После окончания урока преподаватель получает рефлексию (от всех участников мини-урока).
На первом этапе преподаватель получает рефлексию (как будущий специалист отработал конкретный навык) от самого студента, участвующего в профессиональной пробе, а затем от студентов – наблюдателей. Рефлексия может проводиться, как в устной, так и в письменной форме, на усмотрение организаторов мини-урока.
После получения рефлексии от учащихся педагог вместе с супервизором просматривают видеозапись мини-урока, анализируют оценки студентов и обсуждают возможности совершенствования навыка.
После обсуждения педагог повторяет мини-урок, но уже с другими учениками. Затем сравниваются видеозаписи всех проведенных мини-уроков и делаются выводы и результате.
По мере отработки отдельных навыков задания мини-урока могут постепенно усложняться, его продолжительность может увеличиваться до 20 минут.
Перед началом мини-урока студенты в обязательном порядке должны пройти подробный инструктаж.
Таким образом, метод профессиональных проб является своего рода тренингом, позволяющим отработать теоретические знания на практике.
Библиографическая ссылка
Варлакова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 12-13;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1660 (дата обращения: 03.12.2024).