Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE FORMATION OF PRACTICE-ORIENTED SKILLS OF STUDENTS WITH MODERN TEACHING METHODS

Varlakova A.V. 1
1 GAPOU TO «The Tyumen technical school of the industry of food commerce and service»
At present, a growing number of researches that demonstrate that development (economic, political, social, cultural etc.) of any country to a greater extent depends on a quality of specialist training, are getting published. In the Russian educational system this fact, unfortunately, receives little attention. University preparation is at a low level, because much attention is paid to the theoretical aspect. As a result of such training, young specialists are not prepared for a practical work. That is why the article gives an analysis of the method, that allows preparing practice-oriented specialists - professional test. The article is devoted to the procedure of studies conducting, its features and detection of its advantages.
practice-oriented education
practice-oriented specialist
method of teaching
professional test

В настоящее время актуальной стала проблема практико-ориентированного образования специалистов, т.к. с каждым годом появляется все больше исследований, свидетельствующих о том, что положение страны на международном уровне, в большей степени, определяется качеством подготовки специалистов. В данном случае под качеством подготовки специалистов понимается не только теоретическая подготовка, но и практическая [2].

Несмотря на то, что в настоящее время много говорят о практико-ориентированной подготовке студентов и данный аспект зафиксирован в нормативно – правовых актах, он остается мало разработанным и требует активного внедрения в образовательный процесс. Иначе говоря, необходим переход от традиционной систему обучения к практико-ориентированной.

Под практико-ориентированным обучением следует понимать – процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач [2].

Если в отечественной практике система практико-ориентированного обучения находится на стадии внедрения, то за рубежом уже прошла период апробации и активно используется в учебном процессе.

На рисунке 1 представлены модели обучения, позволяющие подготовить практико-ориентированного специалиста [1].

varlakova_1.eps

Рис. 1. Зарубежные модели обучения, позволяющие подготовить практико-ориентированного специалиста

Выше перечисленные модели строятся на активном использовании следующих методов обучения - профессиональные пробы, кейсы, рефлексивное наблюдение, обучение на конкретных примерах или ситуациях и другие и другие.

Кейс - события, произошедшее определенной сфере деятельности и является основой для проведения обсуждения в академической группе под руководством преподавателя [3].

Рефлексивное наблюдение - включает в себя практическую часть деятельности педагогов, включающая в себя посещение, анализ и оценка уроков [3].

Обучение на практических примерах и ситуациях – обучение, предполагающее, что участники в самостоятельной форме изучают, делают анализ ситуаций и стараются найти оптимальное решение проблемы [3].

Особое внимание следует обратить на метод профессиональных проб, т.к. из всех методов он носит более практико-ориентированных характер.

Под профессиональной пробой понимается профессиональное испытание, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности.

Данный метод можно активно применять при подготовке различных специалистов.

Занятие с использованием метода профессиональных проб проводится в «лабораторных» условиях.

Цель данного занятия - проработка профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов преподавания.

Профессиональная проба состоит из мини-уроков, длящихся 5-10 минут. Каждый урок направлен на отработку конкретного навыка [1].

Основное внимание в мини-уроке направлено не столько на то, что делается, сколько на то, как это делается.

Обязательным условием является, во-первых, ведение видеозаписи, во-вторых, наличие наблюдателя – супервизора.

Супервизором могут выступать: преподаватели, администрация учебного заведения, потенциальные работодатели.

Для наибольшего положительного результата, на уроке должно присутствовать ограниченное количество студентов (4-8). Для этой цели рекомендуется делить группу на подгруппы.

Следует отметить, что студенты, участвующие в профессиональной пробе должны иметь высокий уровень теоретической подготовки, т.к. практические навыки невозможно отработать без теоретической базы.

После окончания урока преподаватель получает рефлексию (от всех участников мини-урока).

На первом этапе преподаватель получает рефлексию (как будущий специалист отработал конкретный навык) от самого студента, участвующего в профессиональной пробе, а затем от студентов – наблюдателей. Рефлексия может проводиться, как в устной, так и в письменной форме, на усмотрение организаторов мини-урока.

После получения рефлексии от учащихся педагог вместе с супервизором просматривают видеозапись мини-урока, анализируют оценки студентов и обсуждают возможности совершенствования навыка.

После обсуждения педагог повторяет мини-урок, но уже с другими учениками. Затем сравниваются видеозаписи всех проведенных мини-уроков и делаются выводы и результате.

По мере отработки отдельных навыков задания мини-урока могут постепенно усложняться, его продолжительность может увеличиваться до 20 минут.

Перед началом мини-урока студенты в обязательном порядке должны пройти подробный инструктаж.

Таким образом, метод профессиональных проб является своего рода тренингом, позволяющим отработать теоретические знания на практике.