С возникновением в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг экономическое образование приобретает особую актуальность. Появляется необходимость в формировании у педагогов новой экономической позиции и, соответственно, нового стиля мышления, востребованного современным временем. Форма, качество и содержание образования стало определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается своими финансовыми возможностями для его воплощения. Для того чтобы учить, педагог не только отлично должен знать свой предмет и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным человеком. Поэтому саморазвитие педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста, совершенствования мастерства.
Экономическую компетентность педагога мы рассматриваем как составную часть общей профессионально-педагогической компетентности, представляющую собой интегративное свойство личности, включающее профессионально ценностную мотивацию, экономические знания и умения, а также экономически значимые качества личности (инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления), отражающее его готовность и способность эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС ОО.
Одним из показателей экономической компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании истинного положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Мотив к саморазвитию есть у каждого педагога, так как учитель в современном мире должен быть готов мыслить и действовать творчески, а это и есть залог его успешности, соответственно и востребованности на профессиональном рынке. Саморазвитие педагога позволит ему воспитать саморазвивающееся поколение и конкурентоспособную личность.
На формирование личности обучающегося значительное влияние оказывает личность педагога. Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности педагога, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога. Современная молодежь предпочитает педагога с определившимися социально-экономическими ценностями и моральными нормами, четкой социально-экономической позицией. Учитель с определившимися ценностями и установками способен эффективно управлять учебно-воспитательным процессом на основе субъект-субъектных и межличностных отношений обучающихся, направленных на взаимопонимание, толерантность и доброжелательность [1].
Саморазвитие педагога возможно только в результате объединения его личностного и профессионального развития. Основными чертами профессионального развития считаются: самопознание себя с профессиональной точки зрении, постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения, своей деятельности, ее реализации.
Сущность профессионального саморазвития педагога можно разделить на два подхода. Первый связан с саморазвитием самой личности педагога, второй – с положением этого педагога в той или иной системе профессиональной деятельности. Общим для того и другого подхода является то, что индивидуальные способности определенного человека и социальная среда, в которой он находится взаимосвязаны, что процесс саморазвития имеет свои этапы, что личностное развитие зависит от профессионального. Качество образования является целью всех, кто занимается трудовой деятельностью в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Эффективность системы образования определяется профессионализмом и компетентностью педагогических кадров. Для достижения высокого уровня профессионализма педагогу необходима постоянная работа над собой, способность развивать профессиональные качества, заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.
Профессиональное саморазвитие педагога тесно связано с развитием педагогической техники, то есть с развитием способностей, обеспечивающих проявление мастерства в умении говорить, управлять мимикой, жестами, пантомимикой. Культура поведения, которая включает двигательную культуру, культуру мышления и речи требует самовоспитания, использования упражнений для развития дикции, артикуляции, интонационного строя голоса и др. [2].
Саморазвитие педагога предусматривает овладение волевыми техниками, которые позволяют осмыслить психические механизмы индивида, поведенческие стереотипы, способствуют грамотному выстраиванию межличностных отношений.
Инновационная деятельность педагога сопряжена с личностно-профессиональным саморазвитием и обусловлена необходимостью учета следующих закономерностей:
- чем выше личностный потенциал педагога, его способность быть субъектом инновационной деятельности, тем эффективнее процесс личностно-профессионального саморазвития;
- чем более созидательны результаты профессиональной деятельности педагога как инновационной, тем увереннее он продвигается к профессиональной зрелости;
- чем активнее рефлексивная позиция преподавателя в инновационной деятельности, тем выше уровень его личностно-профессионального саморазвития [3].
Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях. Под экономической компетентностью традиционно понимают, знания своей специальности с учетом экономической ситуации, умением будущего специалиста разбираться в реальной экономической обстановке, на основе теоретической базы в области экономики. В условиях рынка умение анализировать и принимать эффективные решения для целого ряда профессий, причем не только экономических, является составной частью профессиональной компетентности современного специалиста [4].
Понятия «компетентность», «экономическая компетентность» имеют некоторые общие составляющие такие как: знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. По мнению ученых, основополагающим по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена ими в основу определения экономической компетентности. В соответствии с определениями ученых экономическую компетентность можно определить, как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением к экономике, к ее предметам, средствам, результатам, позволяющим наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности. Важным компонентом компетентности выступает операционный компонент, выражающийся в умениях и способностях личности. Значительная роль в проявлении компетентности принадлежит конкретной ситуации: в одной и той же сфере деятельности при разных обстоятельствах человек проявляет или не проявляет свою компетентность
В связи с этим, экономическая компетентность – это качественная характеристика современного педагога, заключающаяся в особом экономическом мышлении, состоящая из системы компетенций и характеризующаяся: знаниями, умениями, опытом деятельности; возможностью мобилизации усилий к принятию рациональных экономических решений; степенью готовности специалиста к решению определенных экономических задач.
Экономические компетенции включают умение:
- ориентироваться в создавшейся экономической ситуации;
- разбираться в основных экономических вопросах;
- проводить общий анализ экономической обстановки;
- давать объективную оценку экономическим явлениям;
- принимать оптимальные решения с учетом экономического состояния хозяйствующего субъекта [5].
Место и значение экономических компетенций в жизни и деятельности человека определяются общественными условиями, институтами и личными качествами. Необходимо отметить всё многообразие роли экономических компетенций в жизни людей. Так, экономические компетенции:
- определяют способность к оценке экономической ситуации и самостоятельному принятию решений экономических проблем;
- обеспечивают механизм социальной и экономической адаптации;
- создают предпосылки для выбора сферы экономической деятельности;
- позволяют проводить оценку собственной ресурсной базы: интеллектуальных, организационных и финансовых активов;
- обеспечивают грамотное удовлетворение насущных потребностей в повседневной жизни (умение выбирать, обмениваться, покупать);
- обеспечивают четкое достижение поставленных целей, оформление экономических интересов;
- определяют уровень экономической активности;
- формируют правила и привычки экономического поведения;
- определяют уровень экономической и финансовой безопасности.
Под экономическими компетенциями мы понимаем достаточный уровень экономических знаний и умений, включенных в набор требований к личности современного педагога способного успешно решать профессиональные задачи в конкретной социально-экономической ситуации.
Экономическая компетентность педагога представляет собой – интегративную многоуровневую профессионально значимую характеристику его личности, выражающуюся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений и в области экономики, взятых в единстве. Результативность педагогической деятельности педагога зависит от многих факторов, в частности от того, как сам педагог стремится к улучшению своей деятельности, формирует у себя экономическую компетентность, а это возможно только при наличии у него развитого профессионального саморазвития.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Н.И. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 107-109;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1648 (дата обращения: 21.11.2024).