Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE IMPACT OF ECONOMIC COMPETENCEON PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT TEACHER

Kuznetsova N.I. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
The article discusses the pedagogical foundations of the impact of the economic competence of the teacher on his professional self-development. Economic competence of the teacher becomes one of the leading criteria in the evaluation of the adaptation to the new realities of life, one way of solving the problem of improving and achieving the specified quality of pedagogical education, increase of competitiveness and professional mobility of the teacher labour market. The modern teacher should be a qualified professional who is familiar with not only his subject, but also capable of diverse professional and socio-cultural activities, professional self-development. In a period of structural and qualitative changes in the Russian economy, development of labor market and market of educational services, the effectiveness of economic education is largely determined by the level of economic competence of teachers themselves, as well as the development of adaptive abilities of the individual to new types of vocational activities in the market.
economic education
economic competence
and economic competence
professional self-development

С возникновением в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг экономическое образование приобретает особую актуальность. Появляется необходимость в формировании у педагогов новой экономической позиции и, соответственно, нового стиля мышления, востребованного современным временем. Форма, качество и содержание образования стало определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается своими финансовыми возможностями для его воплощения. Для того чтобы учить, педагог не только отлично должен знать свой предмет и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным человеком. Поэтому саморазвитие педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста, совершенствования мастерства.

Экономическую компетентность педагога мы рассматриваем как составную часть общей профессионально-педагогической компетентности, представляющую собой интегративное свойство личности, включающее профессионально ценностную мотивацию, экономические знания и умения, а также экономически значимые качества личности (инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления), отражающее его готовность и способность эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС ОО.

Одним из показателей экономической компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании истинного положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Мотив к саморазвитию есть у каждого педагога, так как учитель в современном мире должен быть готов мыслить и действовать творчески, а это и есть залог его успешности, соответственно и востребованности на профессиональном рынке. Саморазвитие педагога позволит ему воспитать саморазвивающееся поколение и конкурентоспособную личность.

На формирование личности обучающегося значительное влияние оказывает личность педагога. Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности педагога, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога. Современная молодежь предпочитает педагога с определившимися социально-экономическими ценностями и моральными нормами, четкой социально-экономической позицией. Учитель с определившимися ценностями и установками способен эффективно управлять учебно-воспитательным процессом на основе субъект-субъектных и межличностных отношений обучающихся, направленных на взаимопонимание, толерантность и доброжелательность [1].

Саморазвитие педагога возможно только в результате объединения его личностного и профессионального развития. Основными чертами профессионального развития считаются: самопознание себя с профессиональной точки зрении, постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения, своей деятельности, ее реализации.

Сущность профессионального саморазвития педагога можно разделить на два подхода. Первый связан с саморазвитием самой личности педагога, второй – с положением этого педагога в той или иной системе профессиональной деятельности. Общим для того и другого подхода является то, что индивидуальные способности определенного человека и социальная среда, в которой он находится взаимосвязаны, что процесс саморазвития имеет свои этапы, что личностное развитие зависит от профессионального. Качество образования является целью всех, кто занимается трудовой деятельностью в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Эффективность системы образования определяется профессионализмом и компетентностью педагогических кадров. Для достижения высокого уровня профессионализма педагогу необходима постоянная работа над собой, способность развивать профессиональные качества, заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.

Профессиональное саморазвитие педагога тесно связано с развитием педагогической техники, то есть с развитием способностей, обеспечивающих проявление мастерства в умении говорить, управлять мимикой, жестами, пантомимикой. Культура поведения, которая включает двигательную культуру, культуру мышления и речи требует самовоспитания, использования упражнений для развития дикции, артикуляции, интонационного строя голоса и др. [2].

Саморазвитие педагога предусматривает овладение волевыми техниками, которые позволяют осмыслить психические механизмы индивида, поведенческие стереотипы, способствуют грамотному выстраиванию межличностных отношений.

Инновационная деятельность педагога сопряжена с личностно-профессиональным саморазвитием и обусловлена необходимостью учета следующих закономерностей:

- чем выше личностный потенциал педагога, его способность быть субъектом инновационной деятельности, тем эффективнее процесс личностно-профессионального саморазвития;

- чем более созидательны результаты профессиональной деятельности педагога как инновационной, тем увереннее он продвигается к профессиональной зрелости;

- чем активнее рефлексивная позиция преподавателя в инновационной деятельности, тем выше уровень его личностно-профессионального саморазвития [3].

Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях. Под экономической компетентностью традиционно понимают, знания своей специальности с учетом экономической ситуации, умением будущего специалиста разбираться в реальной экономической обстановке, на основе теоретической базы в области экономики. В условиях рынка умение анализировать и принимать эффективные решения для целого ряда профессий, причем не только экономических, является составной частью профессиональной компетентности современного специалиста [4].

Понятия «компетентность», «экономическая компетентность» имеют некоторые общие составляющие такие как: знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. По мнению ученых, основополагающим по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена ими в основу определения экономической компетентности. В соответствии с определениями ученых экономическую компетентность можно определить, как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением к экономике, к ее предметам, средствам, результатам, позволяющим наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности. Важным компонентом компетентности выступает операционный компонент, выражающийся в умениях и способностях личности. Значительная роль в проявлении компетентности принадлежит конкретной ситуации: в одной и той же сфере деятельности при разных обстоятельствах человек проявляет или не проявляет свою компетентность

В связи с этим, экономическая компетентность – это качественная характеристика современного педагога, заключающаяся в особом экономическом мышлении, состоящая из системы компетенций и характеризующаяся: знаниями, умениями, опытом деятельности; возможностью мобилизации усилий к принятию рациональных экономических решений; степенью готовности специалиста к решению определенных экономических задач.

Экономические компетенции включают умение:

- ориентироваться в создавшейся экономической ситуации;

- разбираться в основных экономических вопросах;

- проводить общий анализ экономической обстановки;

- давать объективную оценку экономическим явлениям;

- принимать оптимальные решения с учетом экономического состояния хозяйствующего субъекта [5].

Место и значение экономических компетенций в жизни и деятельности человека определяются общественными условиями, институтами и личными качествами. Необходимо отметить всё многообразие роли экономических компетенций в жизни людей. Так, экономические компетенции:

- определяют способность к оценке экономической ситуации и самостоятельному принятию решений экономических проблем;

- обеспечивают механизм социальной и экономической адаптации;

- создают предпосылки для выбора сферы экономической деятельности;

- позволяют проводить оценку собственной ресурсной базы: интеллектуальных, организационных и финансовых активов;

- обеспечивают грамотное удовлетворение насущных потребностей в повседневной жизни (умение выбирать, обмениваться, покупать);

- обеспечивают четкое достижение поставленных целей, оформление экономических интересов;

- определяют уровень экономической активности;

- формируют правила и привычки экономического поведения;

- определяют уровень экономической и финансовой безопасности.

Под экономическими компетенциями мы понимаем достаточный уровень экономических знаний и умений, включенных в набор требований к личности современного педагога способного успешно решать профессиональные задачи в конкретной социально-экономической ситуации.

Экономическая компетентность педагога представляет собой – интегративную многоуровневую профессионально значимую характеристику его личности, выражающуюся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений и в области экономики, взятых в единстве. Результативность педагогической деятельности педагога зависит от многих факторов, в частности от того, как сам педагог стремится к улучшению своей деятельности, формирует у себя экономическую компетентность, а это возможно только при наличии у него развитого профессионального саморазвития.