Направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. На наш взгляд, данный постулат получает особую означенность в практике профессиональной подготовки военных кадров для войск национальной гвардии (далее ВНГ) России, относительно содержания и особенностей которой мы продолжим свои исследовательские рассуждения с учетом изложенных выше теоретических позиций.
По нашему мнению, профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России, являясь органической составляющей системы военно-профессионального образования, представляет целенаправленный, полифункциональный процесс овладения курсантами системой компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных (военно-профессиональных)) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, квалификационных требований к офицерам ВНГ России и спектром выполняемых видов деятельности и профессиональных задач, формирования личности, обладающей готовностью к реализации профессиональных функций в различных условиях служебно-боевой деятельности.
Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое, по мнению А.Н. Джуринского [1], определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВПО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [2]. В этой связи весьма значимой для нас представляется точка зрения Г.С. Абдрахмановой[3], которая определяет качество профессиональной подготовки (как процесса) в проекции оценки соответствия образовательной системы в ее кадровом, материально-техническом, информационном, научно-методическом потенциале предъявляемым требованиям и ее возможности (в результативном аспекте) обеспечить достижение результата, который детерминирован требованиями к качеству подготовки выпускников.
Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, который определяется уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь мы следуем точке зрения В.А. Сластенина [4], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.
При этом основными принципами организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России являются следующие:
- принцип субъектно-прогностической направленности, отражающий необходимость учета социально-профессиональных императивов профессиональной подготовки и интересов курсанта как основного субъекта профессиональной подготовки, возможностей его развития и саморазвития в образовательно-профессиональной среде;
- принцип адаптивности и вариативности, предусматривающий возможность модификации траектории профессиональной подготовки в условиях новых социально-политических реалий, внешних вызовов и внутренних обстоятельств;
- принцип правовой доминантности, закрепляющий в качестве базиса организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России опору на нормативно-правовые основания профессиональной деятельности;
- принцип системности, предполагающий интеграцию усилий всех субъектов образовательного процесса во всех его компонентахи уровнях для достижения целей профессиональной подготовки и получения искомого результата;
- принцип информационной открытости, позволяющий соориентировать процесс профессиональной подготовки на конструктивное восприятие новой информации, поступающей из внешней среды, ее обработку и трансфер в образовательно-профессиональную среду;
- принцип адресной направленности, ориентирующий траекторию профессиональной подготовки на организацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом уровня подготовленности и личностных качеств курсантов;
- принцип содействия, предполагающий реализацию в процессе профессиональной подготовки личностно-профессионального потенциала курсантов в контактно-устанавливающей деятельности и удовлетворение их потребностей в профессиональном развития и саморазвитии;
- принцип ответственности, позволяющий обеспечить ориентацию профессиональной подготовки на соблюдение нравственно-этических постулатов профессиональной деятельности, интериоризацию каждым курсантом социальных и профессионально-нравственных требований, осознание последствий принимаемых решений для себя, других субъектов профессиональной общности и сферы профессионального труда.
В качестве основных закономерностей профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России нами выделяются:
- детерминированность процесса профессиональной подготовки курсантов содержанием образовательно-профессиональной среды военного вуза ВНГ России в части соблюдения условий реализации ООП подготовки военных специалистов;
- обусловленность результата профессиональной подготовки качеством ее организации, спецификой взаимодействия участников образовательных отношений, характером горизонтальных и вертикальных межсубъектных связей;
- зависимость качества процесса и результата профессиональной подготовки курсантов от качества функционирования всех структурных элементов образовательной системы, реализации политики военного вуза ВНГ России в области качества образования.
Профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России выполняет ряд функций, которые определяются спецификой образовательно-профессиональной среды, особенностями организации и тенденциями развития ведомственной системы образования:
- информационно-правовая, направленная на предоставление курсантам и всем субъектам образовательного процесса информации о тенденциях развития служебно-боевой деятельности офицеров ВНГ России, способах боевого применения частей и подразделений ВНГ России, особенностях правового регулирования профессиональной деятельности;
- прогностическая, ориентирующая вектор профессиональной подготовки на перспективу профессиональной деятельности и выполняемые функции на первичных и последующих должностях с использованием методов профессиографии;
- образовательно-развивающая, обеспечивающая вооружение курсантов системой компетенций, способствующая формированию профессиональной готовности в интересах развития личности будущего офицера, его профессионально-личностного становления и роста;
- регулятивная, позволяющая осуществлять коррекцию когнитивно-поведенческого маршрута личности курсанта, актуализацию его личностных ресурсов для достижения цели деятельности;
- контрольно-оценочная, направленная на оценку личностно-профессиональных достижений курсантов, готовности к модификации своей профессиональной деятельности и поведения, активному управлению процессом собственного развития;
- мотивационно-побуждающая, ориентирующая курсантов на качественную деятельность в рамках профессиональной подготовки, осознание своего профессионального долга и личной ответственности за принимаемые решения;
- нравственно-этическая, состоящая в формировании у курсантов ценностно-смыслового отношения к сфере профессионального труда, обществу в целом, основанному на следовании нравственно-этическим нормам поведения и признании человека высшей ценностью.
Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВНГ России организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [5], ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01) – Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВНГ России (Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6]) и требования к их профессиональной подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [7]). Данные документы закрепляют базовые положения, определяющие содержание, объем и порядок организации процесса профессиональной подготовки курсантов. Поэтому считаем необходимым в рамках характеристики процессуального аспекта профессиональной подготовки кратко остановиться на их содержании.
Анализируя ФГОС ВПО, отметим, что фактически он представляет собой модель подготовки будущего офицера, закрепляя в своем функциональном поле описание структуры и содержания образовательного процесса, ресурсного и информационного обеспечения, требования к условиям, результату и качеству освоения основных образовательных программ (далее ООП). Поэтому весьма важно остановиться на характеристике ключевых позиций, представленных в стандарте (область, цели и характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре ООП, условиям их реализации, результатам освоения), поскольку именно они задают ориентиры организации и методического сопровождения профессиональной подготовки.
В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций [8].
Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, структурирование в организационном и временном аспектах ООП, представленной, в свою очередь, учебными циклами (гуманитарный, социальный, экономический, информационно-правовой, профессиональный), разделами, практикой, государственной итоговой аттестацией. В качестве важного фактора эффективной организации профессиональной подготовки стандартом определены требования к условиям реализации ООП, которые включают разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей правовые основания и образовательную траекторию деятельности образовательной организации высшего образования, реализацию в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, обеспеченность учебной, научной и специальной литературой, составляющей информационный базис учебного процесса, требования к научному и педагогическому цензу профессорско-преподавательского состава (далее ППС).
Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.
Библиографическая ссылка
Козлов О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 86-89;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1644 (дата обращения: 21.11.2024).