Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TRAINING: PRINCIPLES, FUNCTIONS, AND PATTERNS

Kozlov O.A. 1
1 Saratov red banner military Institute of national guard troops of Russia
Analyzing the views of researchers on definition of the interpretation of the term «training» note that in most cases we are talking about assimilation of knowledge, formation of abilities and skills, adequate professional labour, which determine the willingness of the specialist’s professional activities and functions for professional purpose. In our opinion, such a vision reflects only vocational and functional aspect of training, without paying due attention to the development of the personality in terms of actualization in the process of professional training of its internal resources, which sufficiently influence the effectiveness of professional activities and ensure the readiness of a specialist for its implementation. The article highlights and analyzes the principles, functions and patterns of professional training of students of national guard troops of Russia.
professional training
national guard troops
principles
functions
regularities

Направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. На наш взгляд, данный постулат получает особую означенность в практике профессиональной подготовки военных кадров для войск национальной гвардии (далее ВНГ) России, относительно содержания и особенностей которой мы продолжим свои исследовательские рассуждения с учетом изложенных выше теоретических позиций.

По нашему мнению, профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России, являясь органической составляющей системы военно-профессионального образования, представляет целенаправленный, полифункциональный процесс овладения курсантами системой компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных (военно-профессиональных)) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, квалификационных требований к офицерам ВНГ России и спектром выполняемых видов деятельности и профессиональных задач, формирования личности, обладающей готовностью к реализации профессиональных функций в различных условиях служебно-боевой деятельности.

Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое, по мнению А.Н. Джуринского [1], определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВПО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [2]. В этой связи весьма значимой для нас представляется точка зрения Г.С. Абдрахмановой[3], которая определяет качество профессиональной подготовки (как процесса) в проекции оценки соответствия образовательной системы в ее кадровом, материально-техническом, информационном, научно-методическом потенциале предъявляемым требованиям и ее возможности (в результативном аспекте) обеспечить достижение результата, который детерминирован требованиями к качеству подготовки выпускников.

Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, который определяется уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь мы следуем точке зрения В.А. Сластенина [4], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.

При этом основными принципами организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России являются следующие:

- принцип субъектно-прогностической направленности, отражающий необходимость учета социально-профессиональных императивов профессиональной подготовки и интересов курсанта как основного субъекта профессиональной подготовки, возможностей его развития и саморазвития в образовательно-профессиональной среде;

- принцип адаптивности и вариативности, предусматривающий возможность модификации траектории профессиональной подготовки в условиях новых социально-политических реалий, внешних вызовов и внутренних обстоятельств;

- принцип правовой доминантности, закрепляющий в качестве базиса организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России опору на нормативно-правовые основания профессиональной деятельности;

- принцип системности, предполагающий интеграцию усилий всех субъектов образовательного процесса во всех его компонентахи уровнях для достижения целей профессиональной подготовки и получения искомого результата;

- принцип информационной открытости, позволяющий соориентировать процесс профессиональной подготовки на конструктивное восприятие новой информации, поступающей из внешней среды, ее обработку и трансфер в образовательно-профессиональную среду;

- принцип адресной направленности, ориентирующий траекторию профессиональной подготовки на организацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом уровня подготовленности и личностных качеств курсантов;

- принцип содействия, предполагающий реализацию в процессе профессиональной подготовки личностно-профессионального потенциала курсантов в контактно-устанавливающей деятельности и удовлетворение их потребностей в профессиональном развития и саморазвитии;

- принцип ответственности, позволяющий обеспечить ориентацию профессиональной подготовки на соблюдение нравственно-этических постулатов профессиональной деятельности, интериоризацию каждым курсантом социальных и профессионально-нравственных требований, осознание последствий принимаемых решений для себя, других субъектов профессиональной общности и сферы профессионального труда.

В качестве основных закономерностей профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России нами выделяются:

- детерминированность процесса профессиональной подготовки курсантов содержанием образовательно-профессиональной среды военного вуза ВНГ России в части соблюдения условий реализации ООП подготовки военных специалистов;

- обусловленность результата профессиональной подготовки качеством ее организации, спецификой взаимодействия участников образовательных отношений, характером горизонтальных и вертикальных межсубъектных связей;

- зависимость качества процесса и результата профессиональной подготовки курсантов от качества функционирования всех структурных элементов образовательной системы, реализации политики военного вуза ВНГ России в области качества образования.

Профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России выполняет ряд функций, которые определяются спецификой образовательно-профессиональной среды, особенностями организации и тенденциями развития ведомственной системы образования:

- информационно-правовая, направленная на предоставление курсантам и всем субъектам образовательного процесса информации о тенденциях развития служебно-боевой деятельности офицеров ВНГ России, способах боевого применения частей и подразделений ВНГ России, особенностях правового регулирования профессиональной деятельности;

- прогностическая, ориентирующая вектор профессиональной подготовки на перспективу профессиональной деятельности и выполняемые функции на первичных и последующих должностях с использованием методов профессиографии;

- образовательно-развивающая, обеспечивающая вооружение курсантов системой компетенций, способствующая формированию профессиональной готовности в интересах развития личности будущего офицера, его профессионально-личностного становления и роста;

- регулятивная, позволяющая осуществлять коррекцию когнитивно-поведенческого маршрута личности курсанта, актуализацию его личностных ресурсов для достижения цели деятельности;

- контрольно-оценочная, направленная на оценку личностно-профессиональных достижений курсантов, готовности к модификации своей профессиональной деятельности и поведения, активному управлению процессом собственного развития;

- мотивационно-побуждающая, ориентирующая курсантов на качественную деятельность в рамках профессиональной подготовки, осознание своего профессионального долга и личной ответственности за принимаемые решения;

- нравственно-этическая, состоящая в формировании у курсантов ценностно-смыслового отношения к сфере профессионального труда, обществу в целом, основанному на следовании нравственно-этическим нормам поведения и признании человека высшей ценностью.

Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВНГ России организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [5], ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01) – Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВНГ России (Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6]) и требования к их профессиональной подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [7]). Данные документы закрепляют базовые положения, определяющие содержание, объем и порядок организации процесса профессиональной подготовки курсантов. Поэтому считаем необходимым в рамках характеристики процессуального аспекта профессиональной подготовки кратко остановиться на их содержании.

Анализируя ФГОС ВПО, отметим, что фактически он представляет собой модель подготовки будущего офицера, закрепляя в своем функциональном поле описание структуры и содержания образовательного процесса, ресурсного и информационного обеспечения, требования к условиям, результату и качеству освоения основных образовательных программ (далее ООП). Поэтому весьма важно остановиться на характеристике ключевых позиций, представленных в стандарте (область, цели и характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре ООП, условиям их реализации, результатам освоения), поскольку именно они задают ориентиры организации и методического сопровождения профессиональной подготовки.

В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций [8].

Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, структурирование в организационном и временном аспектах ООП, представленной, в свою очередь, учебными циклами (гуманитарный, социальный, экономический, информационно-правовой, профессиональный), разделами, практикой, государственной итоговой аттестацией. В качестве важного фактора эффективной организации профессиональной подготовки стандартом определены требования к условиям реализации ООП, которые включают разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей правовые основания и образовательную траекторию деятельности образовательной организации высшего образования, реализацию в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, обеспеченность учебной, научной и специальной литературой, составляющей информационный базис учебного процесса, требования к научному и педагогическому цензу профессорско-преподавательского состава (далее ППС).

Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.