Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Кутанова Р.А. 1
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
В данной статье раскрывается процесс обучения распространенными различными инновационными и педагогическими технологиями. Обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения. Образовательные технологии многофункциональны: способствуют повышению качества образовательного процесса, формированию общих и предметных компетенций, являются инструментарием для оценивания компетенций студентов, а также – одним из главных инструментов, позволяющим учить студентов учиться.
технология
инновация
деятельность
обучения
качество образовательного процесса
программа обучения
педагогический процесс
студент
организация
1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы: Учебн. пособие для вузов. – М., 1986. – 80 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
3. Зимняя И.А. Модель поэтапных согласованных требований к уровню образования и развития современного человека. – М.: ИЦ проблема качества подготовки специалистов, 1997. – 100 с.
4. Монахов В.М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. – 1992. – № 1. – С. 17-22.
5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М., 2003. – Кн.1. – 576 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист. – 1997. – № 2. – С. 21-24.
8. Кутанова Р.А. Организации самостоятельной учебной деятельности студентов // ЯГПУ Вестник. – 2016. – № 5. – С. 132-135.

Актуальность проблемы технологизации процесса обучения объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности преподавателями различных образовательных технологий позволяет им повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений.; умения анализировать и оценивать свой индивидуальной стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Следует отметить, что современные образовательные технологии многофункциональны: способствуют повышению качества образовательного процесса, формированию общих и предметных компетенций, являются инструментарием для оценивания компетенций студентов, а также – одним из главных инструментов, позволяющим УЧИТЬ СТУДЕНТОВ УЧИТЬСЯ(!).

Основные тенденции совершенствования педагогических технологий в психолого-педагогическом плане характеризуется переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного учащегося к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [6].

В современном образовании действует принцип вариативности, который дает возможность каждому педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Именно в этом направлении идет прогресс образования: научная разработка и практическое обоснование инновационных технологий, разработка различных вариантов содержания образования, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур.

Понятие «технология» из года в год очень прочно входит в теорию педагогики и практику образования, в том числе и высшего профессионального образования.

Понятие «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Следовательно, термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Изучение научно-педагогической литературы показало, что современные исследователи рассматривают данное понятие в следующих интерпретациях:

– как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [5];

– как «привязывание» методики к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса [3];

– как содержательную технику реализации учебного процесса [2];

– как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [1];

– как описание процесса достижений планируемых результатов обучения;

– как составную процессуальную часть дидактической системы [7];

– как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [4];

– как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Наиболее емкое определение рассматриваемого понятия дает Г.К. Селевко, согласно которому современные образовательные технологии – этосистема функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [6, с. 50].

Нами разработана система технологий, способствующих организации самостоятельной деятельности студентов.

Система образовательных технологий для организации СРС в вузе

Образовательная технология

Методические приёмы

1

2

№ 1. «Технология проблемного обучения».

I этап – постановка педагогической проблемной ситуации с помощью различных вербальных и технических средств, при которой у студента возникают вопросы.

II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. Преподаватель задает наводящие вопросы.

III этап – поиск решения проблемы. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

IV этап – «ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания в сознании студентов.

V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения

1. Подводить студентов к противоречию;

излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос; рассматривать с различных позиций; побуждать сравнивать, обобщать, сопоставлять, формулировать выводы.

2. Важно построить систему проблемных ситуаций и средств их создания (устно, письменно, мультимедиа средства); отбор и использование самых актуальных задач; учет особенностей ситуаций в различных видах учебной деятельности.

Продолжение таблицы

1

2

№ 2. «Технология проектного обучения».

I стадия – организационно-подготовительная: проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

II стадия – разработка проекта (планирование);

III стадия– технологическая;

IV стадия – заключительная: оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия.

1. Отбор возможных тем; участие в обсуждении тем; предварительное вычленение подтем; проведение организационной работы по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

2. В случае большого проекта заранее разработать и предложить задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

3. Консультировать, координировать и стимулировать деятельность студентов. Роль тьютора.

4. Принимать участие в обсуждении и осуществлять контроль по общим направлениям.

5. Следить за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда.

6. Организовать экспертизу из числа других групп, преподавателей, родителей и др.

7. Оценить результаты и процесс в целом.

№ 3. «Технология РКМЧП».

Данная технология применима в любых программах и предмете. В основу положен дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

I стадия – «вызов»: активизация имевшихся знаний студентов, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения материала.

II стадия – «осмысление»: содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом, причем работа осмысленная, направленная. Процесс чтения сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. В качестве «текста» выступают и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

III стадия – «рефлексия»: размышление, в ходе которого студент формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

1. Студенты должны быть в роли главных действующих лиц занятия.

2. Работа может быть организована в парах либо в микрогруппах.

3. Роль преподавателя координирующая.

4. Популярный метод демонстрации процесса мышления – графическая организация материала.

№ 4. «Тренинговые технологии».

I этап – подготовительный: создание атмосферы доверия, взаимоуважения, а также мотивации на предстоящую работу, вызов интереса.

II этап – основной (собственно тренинг).

Первая фаза – направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Вторая фаза – на осознание себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений.

Третья фаза – на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе.

III этап – заключительный (этап рефлексии). Преподаватель и студенты анализируют и оценивают результаты работы.

1. Объединение в тренинговые группы.

2. Совместная деятельность строится по законам общения (открытое общение, а не навязывание знаний и оценок преподавателя).

3. Создать условия свободного перемещения.

4. Оборудовать занятие дидактическими и техническими средствами.

5. Уделить особое внимание развитию коммуникативных умений.

6. Придерживаться четкого алгоритма действий.

Окончание таблицы

1

2

№ 5. «Технология мастерских».

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности студентов в составе малой группы (до 15 человек) при участии преподавателя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности студентов.

Основные элементы технологии:

• индукция (проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность);

• самоконструкция(индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта);

• социоконструкция (построение, создание результата группой);

• социализация;

• афиширование (вывешивание работ);

• разрыв (озарение, инсайт, понимание, т.е. осознание неполноты или несоответствия старого знания новому);

• рефлексия (отражение чувств, ощущений во время мастерской).

1. Мастерская охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины.

2. Должна состоять из заданий, направляющих работу в нужное русло.

3. Начинать с актуализации знаний каждого.

4. Придерживаться алгоритма.

Таким образом, разработанная система образовательных технологий представляет собой одну из форм организации целостного педагогического процесса и является важным средством организации СРС в учебном процессе вуза, выполняя следующие функции:

- открывает новые возможности для комплексного решения задач в формировании общих и предметных компетенций студентов;

- позволяет с большей определенностью прогнозировать результаты и

- управлять педагогическими процессами;

- позволяет анализировать и систематизировать на научной основе

имеющийся практический опыт и его использование;

- способствует комплексному решению проблемы повышения качества обучения;

- обеспечивает благоприятные условия для развития самостоятельности;

- способствует самообразованию студентов;

позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателя ресурсы.


Библиографическая ссылка

Кутанова Р.А. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 39-42;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1618 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674