Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TECHNOLOGY OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Kutanova R.A. 1
1 Kyrgyz State University Arabaev
This article deals with the process of learning and dissemination of various innovative pedagogical technologies. Renewal of education requires teachers’ knowledge of innovative trends of changes in the system of modern education differences of traditional, developmental and personality-oriented learning systems. Educational technologies are multifunctional: contribute to the quality of the educational process, the formation of the general and subject specific competences, are tools for evaluating students’ competencies, as well – one of the main tools that allows you to teach students to learn.
technology
innovation
work
education
the quality of the educational process
curriculum
teaching process
student
organization

Актуальность проблемы технологизации процесса обучения объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности преподавателями различных образовательных технологий позволяет им повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений.; умения анализировать и оценивать свой индивидуальной стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Следует отметить, что современные образовательные технологии многофункциональны: способствуют повышению качества образовательного процесса, формированию общих и предметных компетенций, являются инструментарием для оценивания компетенций студентов, а также – одним из главных инструментов, позволяющим УЧИТЬ СТУДЕНТОВ УЧИТЬСЯ(!).

Основные тенденции совершенствования педагогических технологий в психолого-педагогическом плане характеризуется переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного учащегося к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [6].

В современном образовании действует принцип вариативности, который дает возможность каждому педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Именно в этом направлении идет прогресс образования: научная разработка и практическое обоснование инновационных технологий, разработка различных вариантов содержания образования, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур.

Понятие «технология» из года в год очень прочно входит в теорию педагогики и практику образования, в том числе и высшего профессионального образования.

Понятие «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Следовательно, термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Изучение научно-педагогической литературы показало, что современные исследователи рассматривают данное понятие в следующих интерпретациях:

– как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [5];

– как «привязывание» методики к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса [3];

– как содержательную технику реализации учебного процесса [2];

– как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [1];

– как описание процесса достижений планируемых результатов обучения;

– как составную процессуальную часть дидактической системы [7];

– как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [4];

– как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Наиболее емкое определение рассматриваемого понятия дает Г.К. Селевко, согласно которому современные образовательные технологии – этосистема функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [6, с. 50].

Нами разработана система технологий, способствующих организации самостоятельной деятельности студентов.

Система образовательных технологий для организации СРС в вузе

Образовательная технология

Методические приёмы

1

2

№ 1. «Технология проблемного обучения».

I этап – постановка педагогической проблемной ситуации с помощью различных вербальных и технических средств, при которой у студента возникают вопросы.

II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. Преподаватель задает наводящие вопросы.

III этап – поиск решения проблемы. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

IV этап – «ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания в сознании студентов.

V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения

1. Подводить студентов к противоречию;

излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос; рассматривать с различных позиций; побуждать сравнивать, обобщать, сопоставлять, формулировать выводы.

2. Важно построить систему проблемных ситуаций и средств их создания (устно, письменно, мультимедиа средства); отбор и использование самых актуальных задач; учет особенностей ситуаций в различных видах учебной деятельности.

Продолжение таблицы

1

2

№ 2. «Технология проектного обучения».

I стадия – организационно-подготовительная: проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

II стадия – разработка проекта (планирование);

III стадия– технологическая;

IV стадия – заключительная: оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия.

1. Отбор возможных тем; участие в обсуждении тем; предварительное вычленение подтем; проведение организационной работы по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

2. В случае большого проекта заранее разработать и предложить задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

3. Консультировать, координировать и стимулировать деятельность студентов. Роль тьютора.

4. Принимать участие в обсуждении и осуществлять контроль по общим направлениям.

5. Следить за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда.

6. Организовать экспертизу из числа других групп, преподавателей, родителей и др.

7. Оценить результаты и процесс в целом.

№ 3. «Технология РКМЧП».

Данная технология применима в любых программах и предмете. В основу положен дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

I стадия – «вызов»: активизация имевшихся знаний студентов, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения материала.

II стадия – «осмысление»: содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом, причем работа осмысленная, направленная. Процесс чтения сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. В качестве «текста» выступают и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

III стадия – «рефлексия»: размышление, в ходе которого студент формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

1. Студенты должны быть в роли главных действующих лиц занятия.

2. Работа может быть организована в парах либо в микрогруппах.

3. Роль преподавателя координирующая.

4. Популярный метод демонстрации процесса мышления – графическая организация материала.

№ 4. «Тренинговые технологии».

I этап – подготовительный: создание атмосферы доверия, взаимоуважения, а также мотивации на предстоящую работу, вызов интереса.

II этап – основной (собственно тренинг).

Первая фаза – направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Вторая фаза – на осознание себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений.

Третья фаза – на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе.

III этап – заключительный (этап рефлексии). Преподаватель и студенты анализируют и оценивают результаты работы.

1. Объединение в тренинговые группы.

2. Совместная деятельность строится по законам общения (открытое общение, а не навязывание знаний и оценок преподавателя).

3. Создать условия свободного перемещения.

4. Оборудовать занятие дидактическими и техническими средствами.

5. Уделить особое внимание развитию коммуникативных умений.

6. Придерживаться четкого алгоритма действий.

Окончание таблицы

1

2

№ 5. «Технология мастерских».

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности студентов в составе малой группы (до 15 человек) при участии преподавателя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности студентов.

Основные элементы технологии:

• индукция (проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность);

• самоконструкция(индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта);

• социоконструкция (построение, создание результата группой);

• социализация;

• афиширование (вывешивание работ);

• разрыв (озарение, инсайт, понимание, т.е. осознание неполноты или несоответствия старого знания новому);

• рефлексия (отражение чувств, ощущений во время мастерской).

1. Мастерская охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины.

2. Должна состоять из заданий, направляющих работу в нужное русло.

3. Начинать с актуализации знаний каждого.

4. Придерживаться алгоритма.

Таким образом, разработанная система образовательных технологий представляет собой одну из форм организации целостного педагогического процесса и является важным средством организации СРС в учебном процессе вуза, выполняя следующие функции:

- открывает новые возможности для комплексного решения задач в формировании общих и предметных компетенций студентов;

- позволяет с большей определенностью прогнозировать результаты и

- управлять педагогическими процессами;

- позволяет анализировать и систематизировать на научной основе

имеющийся практический опыт и его использование;

- способствует комплексному решению проблемы повышения качества обучения;

- обеспечивает благоприятные условия для развития самостоятельности;

- способствует самообразованию студентов;

позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателя ресурсы.