Актуальность проблемы технологизации процесса обучения объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности преподавателями различных образовательных технологий позволяет им повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений.; умения анализировать и оценивать свой индивидуальной стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Следует отметить, что современные образовательные технологии многофункциональны: способствуют повышению качества образовательного процесса, формированию общих и предметных компетенций, являются инструментарием для оценивания компетенций студентов, а также – одним из главных инструментов, позволяющим УЧИТЬ СТУДЕНТОВ УЧИТЬСЯ(!).
Основные тенденции совершенствования педагогических технологий в психолого-педагогическом плане характеризуется переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного учащегося к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [6].
В современном образовании действует принцип вариативности, который дает возможность каждому педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Именно в этом направлении идет прогресс образования: научная разработка и практическое обоснование инновационных технологий, разработка различных вариантов содержания образования, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур.
Понятие «технология» из года в год очень прочно входит в теорию педагогики и практику образования, в том числе и высшего профессионального образования.
Понятие «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Следовательно, термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Изучение научно-педагогической литературы показало, что современные исследователи рассматривают данное понятие в следующих интерпретациях:
– как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [5];
– как «привязывание» методики к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса [3];
– как содержательную технику реализации учебного процесса [2];
– как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [1];
– как описание процесса достижений планируемых результатов обучения;
– как составную процессуальную часть дидактической системы [7];
– как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [4];
– как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Наиболее емкое определение рассматриваемого понятия дает Г.К. Селевко, согласно которому современные образовательные технологии – этосистема функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [6, с. 50].
Нами разработана система технологий, способствующих организации самостоятельной деятельности студентов.
Система образовательных технологий для организации СРС в вузе
Образовательная технология |
Методические приёмы |
1 |
2 |
№ 1. «Технология проблемного обучения». I этап – постановка педагогической проблемной ситуации с помощью различных вербальных и технических средств, при которой у студента возникают вопросы. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. Преподаватель задает наводящие вопросы. III этап – поиск решения проблемы. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. IV этап – «ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания в сознании студентов. V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения |
1. Подводить студентов к противоречию; излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос; рассматривать с различных позиций; побуждать сравнивать, обобщать, сопоставлять, формулировать выводы. 2. Важно построить систему проблемных ситуаций и средств их создания (устно, письменно, мультимедиа средства); отбор и использование самых актуальных задач; учет особенностей ситуаций в различных видах учебной деятельности. |
Продолжение таблицы |
|
1 |
2 |
№ 2. «Технология проектного обучения». I стадия – организационно-подготовительная: проблематизация, разработка проектного задания (выбор); II стадия – разработка проекта (планирование); III стадия– технологическая; IV стадия – заключительная: оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия. |
1. Отбор возможных тем; участие в обсуждении тем; предварительное вычленение подтем; проведение организационной работы по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. 2. В случае большого проекта заранее разработать и предложить задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. 3. Консультировать, координировать и стимулировать деятельность студентов. Роль тьютора. 4. Принимать участие в обсуждении и осуществлять контроль по общим направлениям. 5. Следить за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда. 6. Организовать экспертизу из числа других групп, преподавателей, родителей и др. 7. Оценить результаты и процесс в целом. |
№ 3. «Технология РКМЧП». Данная технология применима в любых программах и предмете. В основу положен дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. I стадия – «вызов»: активизация имевшихся знаний студентов, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения материала. II стадия – «осмысление»: содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа студентов с текстом, причем работа осмысленная, направленная. Процесс чтения сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. В качестве «текста» выступают и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. III стадия – «рефлексия»: размышление, в ходе которого студент формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. |
1. Студенты должны быть в роли главных действующих лиц занятия. 2. Работа может быть организована в парах либо в микрогруппах. 3. Роль преподавателя координирующая. 4. Популярный метод демонстрации процесса мышления – графическая организация материала. |
№ 4. «Тренинговые технологии». I этап – подготовительный: создание атмосферы доверия, взаимоуважения, а также мотивации на предстоящую работу, вызов интереса. II этап – основной (собственно тренинг). Первая фаза – направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизация отношения к себе. Вторая фаза – на осознание себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений. Третья фаза – на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. III этап – заключительный (этап рефлексии). Преподаватель и студенты анализируют и оценивают результаты работы. |
1. Объединение в тренинговые группы. 2. Совместная деятельность строится по законам общения (открытое общение, а не навязывание знаний и оценок преподавателя). 3. Создать условия свободного перемещения. 4. Оборудовать занятие дидактическими и техническими средствами. 5. Уделить особое внимание развитию коммуникативных умений. 6. Придерживаться четкого алгоритма действий. |
Окончание таблицы |
|
1 |
2 |
№ 5. «Технология мастерских». Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности студентов в составе малой группы (до 15 человек) при участии преподавателя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности студентов. Основные элементы технологии: • индукция (проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность); • самоконструкция(индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта); • социоконструкция (построение, создание результата группой); • социализация; • афиширование (вывешивание работ); • разрыв (озарение, инсайт, понимание, т.е. осознание неполноты или несоответствия старого знания новому); • рефлексия (отражение чувств, ощущений во время мастерской). |
1. Мастерская охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. 2. Должна состоять из заданий, направляющих работу в нужное русло. 3. Начинать с актуализации знаний каждого. 4. Придерживаться алгоритма. |
Таким образом, разработанная система образовательных технологий представляет собой одну из форм организации целостного педагогического процесса и является важным средством организации СРС в учебном процессе вуза, выполняя следующие функции:
- открывает новые возможности для комплексного решения задач в формировании общих и предметных компетенций студентов;
- позволяет с большей определенностью прогнозировать результаты и
- управлять педагогическими процессами;
- позволяет анализировать и систематизировать на научной основе
имеющийся практический опыт и его использование;
- способствует комплексному решению проблемы повышения качества обучения;
- обеспечивает благоприятные условия для развития самостоятельности;
- способствует самообразованию студентов;
позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателя ресурсы.