Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ РЕЗУЛЬТАТОВ НА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ

Кабылбеков К.А. 1 Дасибеков А.Д. 1 Саидахметов П.А. 1 Октам М. 1 Дуйсебек Н. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова
Предлагаются задания физики по разделу электричество с последующей проверкой результатов на компьютерной модели. При выполнении заданий требуется предврительное решение задач на бумаге с необходимыми пояснениями с последующей реализацией заданий на компьютерной модели и сравнение результатов с компьютерным экспериментом. Для решения задач требуется умение составлять эквивалентные схемы. Правильность эквивалентной схемы проверяется по показаниям приборов. При выполнении каждого задания необходимо предврительно решить задачи на бумаге, затем реализовать компьютерный эксперимент и сравнить результаты. Ход решения задач необходимо представлять вместе с ответами. По окончании работы преподаватель обсуждает результаты вместе с учениками, оценивеат каждую работу и при небходимости дает пояснения. Выполнение вышеуказанных заданий предлагались ученикам 10-11 классов Назарбаев интелектуальной школы физико-математического направления г. Шымент, областной школы-интернат для одаренных детей г.Шымкент и школы-гимназии им. М. Ауэзова г. Арысь. Большинство учеников успешно справились с заданиями и выполняли задания с особым усердием.
сопротивление
электроемкость
эквивалентная схема
мультиметр
1. Назарбаев Н.A. «Стратегия «Казахстан-2050»-новый политический курс состоявшегося государства». Послание народу Казахстана. Астана. www.bnews.kz. 14 декабря 2012г.
2. Кавтрев А.Ф. http://www.college.ru/metod_phys.html(дата обращения 15.12.2016).
3. http://center.fio.ru/method/RESOURCES/KAVTREV/11/FIZ/OP_metod.htm (дата обращения 15.12.2016).
4. Кавтрев А.Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». – Газета «Физика», № 20, 2001 – С. 5–8.
5. Кабылбеков К.А., Байжанова А. Использование мультимедийных возможностей компьютерных систем для расширения демонстрационных ресурсов некоторых физических явлений. Труды Всероссийской научно-практ, конф. с междунар. участием. Томск, 2011., С210-215.
6. Кабылбеков К.А., Саидахметов П.А., Арысбаева А.С. О?ушыларды? ?з бетінше ат?аратын компьютерлік зерханалы? ж?мыс бланкісіні? ?лгісі. Известия НАН РК, серия физ.мат., Алматы, 2013, № 6, С 82-89.
7. Кабылбеков К.А., Саидахметов П.А., Байдуллаева Л.Е. Абдураимов Фотоэффект, комптонэффекті за?дылы?тарын о?ытуда компьютерлік ?лгілерді ?олдануды? ?дістемесі, компьютерлік зертханалы? ж?мыс ат?ару?а арнал?ан бланкі ?лгілері. Известия НАН РК, серия физ.мат., Алматы, 2013. № 6, С 114-121.
8. Кабылбеков К.А., Саидахметов П.А., Турганова, Т.К., Нуруллаев М.А., Байдуллаева Л.Е. Жина?ыш ж?не шашырат?ыш линзаларды ?лгілеу та?ырыбына саба? ?ткізу ?лгісі Известия НАН РК, серия физ-мат.№ 2, Алматы, 2014, С 286–294.
9. Кабылбеков К.А., Аширбаев Х.А., Саидахметов П.А., Р?стемова К.Ж., Байдуллаева Л.Е. Жары?ты? дифракциясын зерттеуді ?йымдастыру?а арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты? бланкі ?лгісі Изв. НАН РК, серия физ-мат, № 1(299), Алматы, 2015, С. 71-77.
10. Кабылбеков К.А., Аширбаев Х.А., Такибаева Г.А., Сапарбаева Э.М., Байдуллаева Л.Е., Адинеева Ш.И. Зарядтал?ан б?лшектерді? магнит ?рісінде ?оз?алысын ж?не масс-спектрометр ж?мысын зерттеуді ?йымдастыру?а арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты? бланкі ?лгісі. Изв. НАН РК, серия физ.-мат, № 1(299), Алматы, 2015, С 80-87.
11. Кабылбеков К.А., Аширбаев Х.А, Саидахметов П.А., Байгулова З.А., Байдуллаева Л.Е. Ньютон са?иналарын зерттеуді ?йымдастыру?а арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты? бланкі ?лгісі. Изв. НАН РК, серия физ.-мат, № 1(299), Алматы, 2015, С. 14-20.
12. Кабылбеков К.А.,Аширбаев Х.А., Сабалахова А.П., Джумагалиева А.И.Жары?ты? интерференция ??былысын зерттеуді ?йымдастыру?а арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты? бланкі ?лгісі. Изв. НАН РК, серия физ.мат., № 3 (301), Алматы, 2015, С 131-136
13. Кабылбеков К.А.,Аширбаев Х.А., Сабалахова А.П., Джумагалиева А.И. Допплер эффектісін зерттеуге арнал?ан компьютерлік ж?мысты ?йымдастыруды? бланкі ?лгісі. Изв. НАН РК, секния физ-мат., № 3 (301) Алматы, 2015, С. 155-160.
14. Кабылбеков К.А. Физикадан компьютерлік зертханалы? ж?мыстарды ?йымдастыру. О?у ??ралы. Шымкент ?., 2015, 284 c.
15. Кабылбеков К.А. Аширбаев Х.А., Арысбаева А.С., Джумагалиева А.М.Модель бланка организации компьютерной лабораторной работы при исследовании физических явлений. Современные наукоемкие технологии, № 4, Москва, 2015, С. 40-43:
16. Модель бланка организации компьютерной лабораторной работы по исследованию работы селектора скорости.Современные наукоемкие технологии, № 6, Москва, 2015, С. 19-21.
17. Кабылбеков К.А., Саидахметов П. А., Омашова Г.Ш., Серикбаева Г.С. С?йер??лова Ж.Н. Еркін механикалы? тербелістерді зерттеуге арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты орындауды ?йымдастыруды? бланкі ?лгісі. Изв. НАН серия физ. мат № 2 2016, С. 84-91.
18. Кабылбеков К.А.,СаидахметовП. А., Омашова Г.Ш. Нуруллаев, М.А. Артыгалин Н. Модель бланка организации омпьютерной лабораторной работы по исследованию двигателя совершающего цикл Карно. Изв. НАН серия физ мат № 2 2016. С. 98-103.
19. Кабылбеков К.А., Саидахметов П.А., Аширбаев Х.А., Абдубаева Ф.И., Досканова А.Е., Исследование работы газа на компьютерной модели. Вестник НАН № 2 2016, С. 83-88.
20. Кабылбеков К.А.,Саидахметов А.А. Омашова Г.Ш., Суттибаева Д.И. ?озыба?ова Г.Н. Изобаралы? процесті зерттеуге арнал?ан компьютерлік зертханалы? ж?мысты ?йымдастыруды? бланкі ?лгісі. Изв НАН серия физ. мат № 2 2016, С. 92-97.
21. Кабылбеков К.А., Мадияров Н.К., Саидахметов П.А., Айдарбеков Н.К. Самостоятельное конструирование исследовательских заданий для выполнения компьютерных лабораторных работ «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях». Сборник материалов IX Международная научно-методическая конференция «Преподавание естественных наук в ВУЗ и школе».Томск 2016, С. 93-99.
22. httr:\\electronika.newmail.ru «Сonstructor». (дата обращения 15.12.2016).
23. CDдиск компании ОАО «Физикон». «Открытая физика 1.1». 2001.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» обозначив приоритеты в сфере образования сказал: – Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать он-лайн-системы образования, создавая региональные школьные центры.Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме он-лайн, доступные для всех желающих [1].

Для реализации поставленных задач кафедра «Теория и методика преподавания физики» ЮКГУ им. Ауэзова МОН РК с 2011-2012 учебного года внедрила в учебный процесс дисциплины «Информационные технологии в образовании», «Информационные технологии в преподавании физики», «Методика использования электронных учебников» программы которых предусматривает освоение и использование современных информационных технологии в преподавании физики.

Одной из трудных задач внедрения результатов использования инфопмационных технологий в учреждениях образования является недостаточное практическое умение преподавателей школ использования компьютерных моделей физических явлений для организации проведения лабораторных работ. От организации компьютерных лабораторных работ во многом зависит активизация, мотивация и в конечном счете эффективность обучения. О создании и использовании моделей бланков организации компьютерных лабораторных работ по исследованию различных физических явлений в учебном процессе нами ранее написаны [2-17].

Мощным средством обучения электричеству, по мнению многих отечественных зарубежных специалистов является продукция [22] созданная под руководством профессорa Кашкаровa В.В. (Каз.НУ им.Фль-Фараби) и профессора Козел С.М. (МФТИ) [23]. Особенностью [22] является то, что все элементы электрических цепей (резистор, конденсатор, индуктивность, источник тока и т.т) на компьютерной модели напоминаеют реальные элементы выпускаемые промышленностью. Используя эти ресурсы, нами разработанызадания по электричеству с последующей проверкой результатов на компьютерной модели.

1. Вычислить сопротивление между точками А и В цепи представленной на рис. 1, реализовать ее на компьютерной модели по[22] и сравнить результаты с компьютерным экспериментом (рис. 2).

kal1.tif

Рис. 1. Схема вычисления сопротивления цепи между точками А и В

В компьютерном эксперименте сопртивление измеряется с помощью мультиметра.

kal2.tif

Рис. 2. Вид схемы собранной на монтажном столе компьютерной модели

Ответы: ................................................................................................................

2. Вычислить электроемкость между точками А и В цепи представленной на рис. 3, реализовать ее на компьютерной модели по [23] и сравнить результаты с компьютерным экспериментом (рис. 4).

kal3.tif

Рис. 3. Схема вычисления электоемкости цепи между точками А и В

kal4.tif

Рис. 4. Вид схемы собранной на монтажном столе компьютерной модели

Для проверки правильности указанных эквивалентных схем необходимо в компьютерном эксперименте подключить между точками А и В источник тока. При этом конденсатор С4 незаряженным, т.е. между его обкладками будет отутствовать разность потенциалов.

Ответы: .....................................................

3. Вычислить сопротивление между точками А и В цепи представленной на рис. 5, реализовать ее на компьютерной модели по [23] и сравнить результаты с компьютерным экспериментом (рис. 6).

kal5.wmf

Рис. 5. Схема вычисления сопротивления цепи между точками А и В

kal6.tif

Рис. 6. Вид схемы собранной на монтажном столе компьютерной модели

Чтобы определить сопротивление цепи в компьютерном эксперименте необходимо подключить к уазанным точкам источник тока с определенным значением ЭД.С. и амперметр после чего по их показаниям определить необходимое сопротивление.

Ответы: .....................................................

4. Вычислить сопротивление между точками А и В цепи представленной на рис. 7, реализовать ее на компьютерной модели по [22] и сравнить результаты с компьютерным экспериментом (рис. 8). Вычислить токи в каждом участке.

Чтобы определить токи в каждом участке цепи предварительно небходимо измерить сопротивление каждого участка с помощью мультиметра.

Ответы: .....................................................

5. Как изменится силы токов показываемые амперметрами при выключении ключа (рис. 9) и сравнить результаты с компьютерным экспериментом (рис. 10). Сопротивлением амперметра пренебречь.

Ответы: .....................................................

kal1.tif

Рис. 7. Схема вычисления сопротивления цепи между точками А и В

kal8.tif

Рис. 8. Вид схемы собранной на монтажном столе компьютерной модели

kal9.tif

Рис. 9. Схема вычисления силы токов при включенном и выключенном ключе К

kal10.tif

Рис. 10. Вид схемы собранной на монтажном столе компьютерной модели

При выполнении каждого задания необходимо предврительно решитьзадачи на бумаге, затем реализовать компьютерный эксперимент и сравнить результаты. Ход решения задач необходимо представлять вместе с ответами. По окончании работы преподаватель обсуждает результаты вместе с учениками, оценивеат каждуюработу и при небходимости дает пояснения. Выполнение вышеуказанных заданий предлагались ученикам 10-11 классов Назарбаев интелектуальной школыфизико-математического направления г. Шымент, областной школы-интернат для одаренных детей г. Шымент и школы-гимназии им. М. Ауэзова г. Арысь. Большинство учеников успешно справились с заданиями и выполняли задания с особым усердием.


Библиографическая ссылка

Кабылбеков К.А., Дасибеков А.Д., Саидахметов П.А., Октам М., Дуйсебек Н. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ РЕЗУЛЬТАТОВ НА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 32-38;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1617 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674