Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Петрова Е.В. 1
1 Областное бюджетное учреждение здравоохранения Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
В работе с ребенком, страдающим, аутизмом, важное значение имеет индивидуальная психолого-коррекционная работа. Открытые индивидуальные занятия психолога с ребенком в присутствии родителей позволяют продемонстрировать родителям отдельные приемы работы с конкретным ребенком. В ходе этих занятий родитель не только знакомится, но и обучается элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений. Такая форма совместной деятельности способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям, стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовывать собственное время для контактов с ребенком. Семья большую часть времени занимается сама по индивидуальной коррекционной программе, а психолог только направляет и отслеживает динамику, индивидуальные встречи. В итоге происходит переоценка ценностей в семье, появляется принятие ребенка и его трудностей.
аутизм
психолого-педагогическое сопровождение
индивидуальное занятие с психологом.
1. Баенская Е.Р.Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология. – 2008 – № 4. – С. 85-93.
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». – М., 1993. – С. 154-165.
3. Каннер Л. Аутистические нарушения аффективного контакта // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. – 2010. – № 1. – С. 85-98; – № 2. – С. 70-90.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
5. Махов А.С., Карасева Т.В., Толстов С.Н., Толстова С.Ю., Руженская Е.В. Возрастная психопатология и психоконсультирование. – Шуя, 2013.
6. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) – МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. ВОЗ, Россия. – СПб., 1994. – С. 229, 248-250.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – (Особый ребенок). – 224 с.
8. Руженская Е.В.Современные подходы к организации социореабилитации лиц с психическими расстройствами // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2016. – Т. 21, № 2. – С. 10-15.
9. Руженская Е.В. Профилактическое направление в сфере охраны психического здоровья детского населения. В сборнике: Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход? Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ГУЗ «ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева»; под ред. Д.М. Ивашиненко. – 2015. – С. 93-98.
10. Руженская Е.В. Компетентностный подход при оказании комплексной помощи с расстройствами аутистического спектра // Медицинский альманах. – 2016. – № 5 (45). – С. 196-199.
11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
12. Симашкова Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В., Хромов А.И. Когнитивный дефицит в структуре расстройств аутистического спектра // Психиатрия. – 2010. – № 6. – С. 5-16.

Основными целями психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом является преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачами индивидуальной психолого-коррекционной работы последовательно являются: ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение его простым навыкам контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка; развитие внимания; развитие памяти, мышления.

Эта форма работы является в рамках детского диспансерного психиатрического отделения одной из наиболее продуктивной в плане привлечения родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе. Открытые индивидуальные занятия психолога с ребенком в присутствии родителей позволяют продемонстрировать родителям отдельные приемы работы с конкретным ребенком. В ходе этих занятий родитель не только знакомится, но и обучается элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений.

Конспект индивидуального консультативно-коррекционного занятия по развитию восприятия у дошкольника с РАС (пример).

Конкретные цели занятия: повышение воспитательской компетенции родителей, коррекция родительско-детских отношений, формирование и развитие жизненной компетенции ребенка (в частности развитие его сенсорной интеграции, увеличение коммуникативных возможностей).

Задачи занятия:

• развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым;

• переживание ребенком приятных эмоций;

• приобретение и совершенствование навыков обучения: сидеть за столом, слушать инструкцию;

• получение ребенком новой сенсорной информации, развитие зрительной, слуховой, тактильной чувствительности;

• развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики;

• обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условия.

Оборудование: игрушки (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток), кубики, плотная бумага, геометрические формы из картона (круги, треугольники, квадраты), конфеты (большие, средние, маленькие).

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Ход занятия:

1. Информация для родителей.

2. Основное содержание занятия.

3. Рефлексия (для родителей).

1. Информация для родителей. Многие нарушения в поведении ребенка с аутистическими проявлениями являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться как одного из органов чувств, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Основная трудность такого ребенка состоит в неспособности интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия для формирования адекватной картины его окружения.

Нарушения восприятия у детей с РАС различны. Так, один ребенок может не услышать шум в непосредственной близости, а на отдаленный шум бытового прибора реагировать сверхчувствительно. Другие дети имеют необычную привязанность к различным поверхностям (обнюхивают, поглаживают, облизывают или берут в рот). Некоторые дети сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой. Хотя дисфункция в каждой сфере чувств может повлечь за собой трудности в адаптации, нарушения в переработке аудиовизуальной информации являются самыми значительными, так как они напрямую связаны с познавательной функцией. Поэтому родители должны ввести тренировку функций восприятия в индивидуальную программу развития ребенка. Адекватное использование сенсорных органов должно прививаться детям с аутистическими проявлениями как и любая другая способность. Обогащая опыт ребенка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта ребенка, расширение круга его знаний – это основные средства улучшения качества восприятия.

2. Основное содержание занятия.

Упражнение 1. Различение источников шума.

Учебная цель: развитие слухового восприятия, умения различать и сочетать звуки.

Задание: распознавать различные шумы и находить их источники

Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток).

Психолог садится рядом с Таней за стол, положив два предмета около нее, а их эквиваленты оставляет себе. Одним из предметов психолог воспроизводит шум. Потом берет его эквивалент и помогает Тане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложив первую пару, психолог повторяет действие с другой. Положив также вторую пару на прежнее место, психолог вновь берет первый предмет, производит с его помощью звук и заставляет Таню сделать то же самое. При этом психолог наблюдает, выбирает ли девочка правильный предмет. Если она берет не тот предмет, то ее рука отводится и Тане показывается правильный предмет. Этот процесс повторяется попеременно с обоими предметами. Если Таня систематически выбирает соответствующий предмет, то последовательность чередуется.

Наконец все предметы психолог укладывает в коробку за своей спиной. Выбирает один из них и производит звук так, чтобы Таня не могла видеть, какой предмет психолог держите в руке, заставляя ее найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если она выполняет это упражнение уверенно, то психолог увеличивает количество предметов, которые использует одновременно.

Упражнение 2. Строительство образцов из кубиков.

Учебная цель: развитие зрительного восприятия, умения отличать друг от друга образцы и строить по ним.

Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.

Материал: 10 кубиков.

Психолог дает Тане 5 кубиков, а остальные оставляет для себя. Психолог говорит: «Посмотри сюда, Таня!» – и складывает из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.), обращая внимание на то, смотрит ли Таня на образец. Указав на свои кубики, психолог говорит: «Сделай то же самое!». Сначала психолог берет Танины руки и помогает ей сложить кубики в правильную позицию. Повторяется это действие с тремя различными образцами. Помощь психолог ограничивает, когда Таня начинает самостоятельно складывать по образцу и хвалит девочку за каждое правильное действие.

Упражнение 3. Соотносить формы.

Учебная цель: улучшение визуального восприятия, систематического сравнения и соотношения.

Задание: соотнести 3 разные формы.

Психолог вырезает несколько треугольников, квадратов и кружков. Все формы имеют одинаковую величину и цвет. Положив 1 экземпляр каждой формы перед Таней, психолог отдельно подает ей другую форму и просит ее положить на правильный экземпляр. Если она попытается положить одну из форм на несоответствующую стопку, то психолог подводит ее руку к соответствующей. Если она не понимает, что она должна делать, то психолог подводит ее руку с каждой формой к каждой из стопок и говорите: «Это подходит или не подходит?».

Упражнение 4. Распознавать и воспроизводить последовательность шумов.

Учебная цель: развитие слухового восприятия, внимания.

Задание: распознавать последовательность шумов.

Материал: отсутствует.

Психолог говорит: «Таня, слушай!» – и 2 раза ударяет по столу. После каждого удара психолог делает короткую паузу, чтобы количество звуков было четко различимо. Потом говорит: «Делай то же самое!» – и рукой Тани ударяет также 2 раза по столу. Пусть она стучит не более двух раз. Психолог хвалит девочку за это, затем стучит 3 раза по столу, берет опять руку девочки, чтобы она с помощью руки психолога сделала тоже. Наконец психолог стучит один раз и рукой Тани повторяет один стук. Потом начинается все сначала. Психолог стучит 2 раза, но теперь руку Тани не берет. Если она попытается стучать чаще, то психолог говорит: «Нет», стучит сам 2 раза и помогает ей сделать также.

Упражнение 5. Последовательно разложить фигуры.

Учебная цель: развитие визуального восприятия, умения распознавать и воспроизводить последовательность.

Задание: разложить ряд предметов слева направо.

Материал: большой лист белой бумаги с нарисованными линиями, шесть кубиков (большие, средние, маленькие).

Психолог показывает Тане лист бумаги с нарисованной линией и объясняет: «Смотри сюда! Я поставлю сейчас ряд кубиков, сначала большой, затем средний и маленький, а ты поставь такие же кубики на нижнюю линию». Психолог обращает внимание на то, чтобы Таня выполняла задание слева направо. Затем можно продолжить составлять ряды из цвета и форм, которые не представляют собой конкретные примеры.

3. Рефлексия (для родителей). Обсуждаются смысл и значение упражнений, достигнутые результаты.

Результат: общее развитие ребенка с РАС, его социальная интеграция.

6 этап – динамическое обследование.

Основные задачи: уточнение диагноза; уточнение коррекционно-развивающей программы.

Результат: осмысление получаемых результатов, позволяющее уточнить и оптимизировать содержание психологического сопровождения ребенка с РАС в условиях детского диспансерного отделения психиатрической больницы.

Таким образом, такая форма совместной деятельности способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям, стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовывать собственное время для контактов с ребенком. Семья большую часть времени занимается сама по индивидуальной коррекционной программе, а психолог только направляет и отслеживает динамику, индивидуальные встречи. В итоге происходит переоценка ценностей в семье, появляется принятие ребенка и его трудностей.


Библиографическая ссылка

Петрова Е.В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 81-83;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1602 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674