Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INDIVIDUAL ADVISORY AND CORRECTIONAL CLASSES IN DEVELOPMENT OF PERCEPTION OF THE PRESCHOOL CHILD WITH FRUSTRATION OF THE AUTISTIC RANGE

Petrova E.V. 1
1 Regional clinical psychiatric hospital «Bogorodskoye»
In work with the child suffering, autism, individual psikhologo-correctional work is important. Open individual occupations of the psychologist with the child in the presence of parents allow to show to parents separate working methods with the specific child. During these occupations the parent not only gets acquainted, but also studies the elementary methodical acceptances necessary for correction of his violations. Such form of joint activities promotes development in parents of interest in the child and his opportunities, stimulates responsibility of parents, forces them to organize own time for contacts with the child. The family the most part of time is engaged itself according to the individual correctional program, and the psychologist only directs and tracks dynamics, individual meetings. As a result there is a revaluation of values in a family, acceptance of the child and his difficulties appears.
autism
psycho-pedagogical support
individual sessions with a psychologist.

Основными целями психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом является преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачами индивидуальной психолого-коррекционной работы последовательно являются: ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение его простым навыкам контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка; развитие внимания; развитие памяти, мышления.

Эта форма работы является в рамках детского диспансерного психиатрического отделения одной из наиболее продуктивной в плане привлечения родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе. Открытые индивидуальные занятия психолога с ребенком в присутствии родителей позволяют продемонстрировать родителям отдельные приемы работы с конкретным ребенком. В ходе этих занятий родитель не только знакомится, но и обучается элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений.

Конспект индивидуального консультативно-коррекционного занятия по развитию восприятия у дошкольника с РАС (пример).

Конкретные цели занятия: повышение воспитательской компетенции родителей, коррекция родительско-детских отношений, формирование и развитие жизненной компетенции ребенка (в частности развитие его сенсорной интеграции, увеличение коммуникативных возможностей).

Задачи занятия:

• развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым;

• переживание ребенком приятных эмоций;

• приобретение и совершенствование навыков обучения: сидеть за столом, слушать инструкцию;

• получение ребенком новой сенсорной информации, развитие зрительной, слуховой, тактильной чувствительности;

• развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики;

• обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условия.

Оборудование: игрушки (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток), кубики, плотная бумага, геометрические формы из картона (круги, треугольники, квадраты), конфеты (большие, средние, маленькие).

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Ход занятия:

1. Информация для родителей.

2. Основное содержание занятия.

3. Рефлексия (для родителей).

1. Информация для родителей. Многие нарушения в поведении ребенка с аутистическими проявлениями являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться как одного из органов чувств, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Основная трудность такого ребенка состоит в неспособности интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия для формирования адекватной картины его окружения.

Нарушения восприятия у детей с РАС различны. Так, один ребенок может не услышать шум в непосредственной близости, а на отдаленный шум бытового прибора реагировать сверхчувствительно. Другие дети имеют необычную привязанность к различным поверхностям (обнюхивают, поглаживают, облизывают или берут в рот). Некоторые дети сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой. Хотя дисфункция в каждой сфере чувств может повлечь за собой трудности в адаптации, нарушения в переработке аудиовизуальной информации являются самыми значительными, так как они напрямую связаны с познавательной функцией. Поэтому родители должны ввести тренировку функций восприятия в индивидуальную программу развития ребенка. Адекватное использование сенсорных органов должно прививаться детям с аутистическими проявлениями как и любая другая способность. Обогащая опыт ребенка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта ребенка, расширение круга его знаний – это основные средства улучшения качества восприятия.

2. Основное содержание занятия.

Упражнение 1. Различение источников шума.

Учебная цель: развитие слухового восприятия, умения различать и сочетать звуки.

Задание: распознавать различные шумы и находить их источники

Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток).

Психолог садится рядом с Таней за стол, положив два предмета около нее, а их эквиваленты оставляет себе. Одним из предметов психолог воспроизводит шум. Потом берет его эквивалент и помогает Тане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложив первую пару, психолог повторяет действие с другой. Положив также вторую пару на прежнее место, психолог вновь берет первый предмет, производит с его помощью звук и заставляет Таню сделать то же самое. При этом психолог наблюдает, выбирает ли девочка правильный предмет. Если она берет не тот предмет, то ее рука отводится и Тане показывается правильный предмет. Этот процесс повторяется попеременно с обоими предметами. Если Таня систематически выбирает соответствующий предмет, то последовательность чередуется.

Наконец все предметы психолог укладывает в коробку за своей спиной. Выбирает один из них и производит звук так, чтобы Таня не могла видеть, какой предмет психолог держите в руке, заставляя ее найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если она выполняет это упражнение уверенно, то психолог увеличивает количество предметов, которые использует одновременно.

Упражнение 2. Строительство образцов из кубиков.

Учебная цель: развитие зрительного восприятия, умения отличать друг от друга образцы и строить по ним.

Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.

Материал: 10 кубиков.

Психолог дает Тане 5 кубиков, а остальные оставляет для себя. Психолог говорит: «Посмотри сюда, Таня!» – и складывает из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.), обращая внимание на то, смотрит ли Таня на образец. Указав на свои кубики, психолог говорит: «Сделай то же самое!». Сначала психолог берет Танины руки и помогает ей сложить кубики в правильную позицию. Повторяется это действие с тремя различными образцами. Помощь психолог ограничивает, когда Таня начинает самостоятельно складывать по образцу и хвалит девочку за каждое правильное действие.

Упражнение 3. Соотносить формы.

Учебная цель: улучшение визуального восприятия, систематического сравнения и соотношения.

Задание: соотнести 3 разные формы.

Психолог вырезает несколько треугольников, квадратов и кружков. Все формы имеют одинаковую величину и цвет. Положив 1 экземпляр каждой формы перед Таней, психолог отдельно подает ей другую форму и просит ее положить на правильный экземпляр. Если она попытается положить одну из форм на несоответствующую стопку, то психолог подводит ее руку к соответствующей. Если она не понимает, что она должна делать, то психолог подводит ее руку с каждой формой к каждой из стопок и говорите: «Это подходит или не подходит?».

Упражнение 4. Распознавать и воспроизводить последовательность шумов.

Учебная цель: развитие слухового восприятия, внимания.

Задание: распознавать последовательность шумов.

Материал: отсутствует.

Психолог говорит: «Таня, слушай!» – и 2 раза ударяет по столу. После каждого удара психолог делает короткую паузу, чтобы количество звуков было четко различимо. Потом говорит: «Делай то же самое!» – и рукой Тани ударяет также 2 раза по столу. Пусть она стучит не более двух раз. Психолог хвалит девочку за это, затем стучит 3 раза по столу, берет опять руку девочки, чтобы она с помощью руки психолога сделала тоже. Наконец психолог стучит один раз и рукой Тани повторяет один стук. Потом начинается все сначала. Психолог стучит 2 раза, но теперь руку Тани не берет. Если она попытается стучать чаще, то психолог говорит: «Нет», стучит сам 2 раза и помогает ей сделать также.

Упражнение 5. Последовательно разложить фигуры.

Учебная цель: развитие визуального восприятия, умения распознавать и воспроизводить последовательность.

Задание: разложить ряд предметов слева направо.

Материал: большой лист белой бумаги с нарисованными линиями, шесть кубиков (большие, средние, маленькие).

Психолог показывает Тане лист бумаги с нарисованной линией и объясняет: «Смотри сюда! Я поставлю сейчас ряд кубиков, сначала большой, затем средний и маленький, а ты поставь такие же кубики на нижнюю линию». Психолог обращает внимание на то, чтобы Таня выполняла задание слева направо. Затем можно продолжить составлять ряды из цвета и форм, которые не представляют собой конкретные примеры.

3. Рефлексия (для родителей). Обсуждаются смысл и значение упражнений, достигнутые результаты.

Результат: общее развитие ребенка с РАС, его социальная интеграция.

6 этап – динамическое обследование.

Основные задачи: уточнение диагноза; уточнение коррекционно-развивающей программы.

Результат: осмысление получаемых результатов, позволяющее уточнить и оптимизировать содержание психологического сопровождения ребенка с РАС в условиях детского диспансерного отделения психиатрической больницы.

Таким образом, такая форма совместной деятельности способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям, стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовывать собственное время для контактов с ребенком. Семья большую часть времени занимается сама по индивидуальной коррекционной программе, а психолог только направляет и отслеживает динамику, индивидуальные встречи. В итоге происходит переоценка ценностей в семье, появляется принятие ребенка и его трудностей.