Основными целями психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом является преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачами индивидуальной психолого-коррекционной работы последовательно являются: ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение его простым навыкам контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка; развитие внимания; развитие памяти, мышления.
Эта форма работы является в рамках детского диспансерного психиатрического отделения одной из наиболее продуктивной в плане привлечения родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе. Открытые индивидуальные занятия психолога с ребенком в присутствии родителей позволяют продемонстрировать родителям отдельные приемы работы с конкретным ребенком. В ходе этих занятий родитель не только знакомится, но и обучается элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений.
Конспект индивидуального консультативно-коррекционного занятия по развитию восприятия у дошкольника с РАС (пример).
Конкретные цели занятия: повышение воспитательской компетенции родителей, коррекция родительско-детских отношений, формирование и развитие жизненной компетенции ребенка (в частности развитие его сенсорной интеграции, увеличение коммуникативных возможностей).
Задачи занятия:
• развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым;
• переживание ребенком приятных эмоций;
• приобретение и совершенствование навыков обучения: сидеть за столом, слушать инструкцию;
• получение ребенком новой сенсорной информации, развитие зрительной, слуховой, тактильной чувствительности;
• развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики;
• обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условия.
Оборудование: игрушки (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток), кубики, плотная бумага, геометрические формы из картона (круги, треугольники, квадраты), конфеты (большие, средние, маленькие).
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Ход занятия:
1. Информация для родителей.
2. Основное содержание занятия.
3. Рефлексия (для родителей).
1. Информация для родителей. Многие нарушения в поведении ребенка с аутистическими проявлениями являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться как одного из органов чувств, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Основная трудность такого ребенка состоит в неспособности интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия для формирования адекватной картины его окружения.
Нарушения восприятия у детей с РАС различны. Так, один ребенок может не услышать шум в непосредственной близости, а на отдаленный шум бытового прибора реагировать сверхчувствительно. Другие дети имеют необычную привязанность к различным поверхностям (обнюхивают, поглаживают, облизывают или берут в рот). Некоторые дети сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой. Хотя дисфункция в каждой сфере чувств может повлечь за собой трудности в адаптации, нарушения в переработке аудиовизуальной информации являются самыми значительными, так как они напрямую связаны с познавательной функцией. Поэтому родители должны ввести тренировку функций восприятия в индивидуальную программу развития ребенка. Адекватное использование сенсорных органов должно прививаться детям с аутистическими проявлениями как и любая другая способность. Обогащая опыт ребенка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта ребенка, расширение круга его знаний – это основные средства улучшения качества восприятия.
2. Основное содержание занятия.
Упражнение 1. Различение источников шума.
Учебная цель: развитие слухового восприятия, умения различать и сочетать звуки.
Задание: распознавать различные шумы и находить их источники
Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, неваляшка, погремушка, свисток).
Психолог садится рядом с Таней за стол, положив два предмета около нее, а их эквиваленты оставляет себе. Одним из предметов психолог воспроизводит шум. Потом берет его эквивалент и помогает Тане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложив первую пару, психолог повторяет действие с другой. Положив также вторую пару на прежнее место, психолог вновь берет первый предмет, производит с его помощью звук и заставляет Таню сделать то же самое. При этом психолог наблюдает, выбирает ли девочка правильный предмет. Если она берет не тот предмет, то ее рука отводится и Тане показывается правильный предмет. Этот процесс повторяется попеременно с обоими предметами. Если Таня систематически выбирает соответствующий предмет, то последовательность чередуется.
Наконец все предметы психолог укладывает в коробку за своей спиной. Выбирает один из них и производит звук так, чтобы Таня не могла видеть, какой предмет психолог держите в руке, заставляя ее найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если она выполняет это упражнение уверенно, то психолог увеличивает количество предметов, которые использует одновременно.
Упражнение 2. Строительство образцов из кубиков.
Учебная цель: развитие зрительного восприятия, умения отличать друг от друга образцы и строить по ним.
Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.
Материал: 10 кубиков.
Психолог дает Тане 5 кубиков, а остальные оставляет для себя. Психолог говорит: «Посмотри сюда, Таня!» – и складывает из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.), обращая внимание на то, смотрит ли Таня на образец. Указав на свои кубики, психолог говорит: «Сделай то же самое!». Сначала психолог берет Танины руки и помогает ей сложить кубики в правильную позицию. Повторяется это действие с тремя различными образцами. Помощь психолог ограничивает, когда Таня начинает самостоятельно складывать по образцу и хвалит девочку за каждое правильное действие.
Упражнение 3. Соотносить формы.
Учебная цель: улучшение визуального восприятия, систематического сравнения и соотношения.
Задание: соотнести 3 разные формы.
Психолог вырезает несколько треугольников, квадратов и кружков. Все формы имеют одинаковую величину и цвет. Положив 1 экземпляр каждой формы перед Таней, психолог отдельно подает ей другую форму и просит ее положить на правильный экземпляр. Если она попытается положить одну из форм на несоответствующую стопку, то психолог подводит ее руку к соответствующей. Если она не понимает, что она должна делать, то психолог подводит ее руку с каждой формой к каждой из стопок и говорите: «Это подходит или не подходит?».
Упражнение 4. Распознавать и воспроизводить последовательность шумов.
Учебная цель: развитие слухового восприятия, внимания.
Задание: распознавать последовательность шумов.
Материал: отсутствует.
Психолог говорит: «Таня, слушай!» – и 2 раза ударяет по столу. После каждого удара психолог делает короткую паузу, чтобы количество звуков было четко различимо. Потом говорит: «Делай то же самое!» – и рукой Тани ударяет также 2 раза по столу. Пусть она стучит не более двух раз. Психолог хвалит девочку за это, затем стучит 3 раза по столу, берет опять руку девочки, чтобы она с помощью руки психолога сделала тоже. Наконец психолог стучит один раз и рукой Тани повторяет один стук. Потом начинается все сначала. Психолог стучит 2 раза, но теперь руку Тани не берет. Если она попытается стучать чаще, то психолог говорит: «Нет», стучит сам 2 раза и помогает ей сделать также.
Упражнение 5. Последовательно разложить фигуры.
Учебная цель: развитие визуального восприятия, умения распознавать и воспроизводить последовательность.
Задание: разложить ряд предметов слева направо.
Материал: большой лист белой бумаги с нарисованными линиями, шесть кубиков (большие, средние, маленькие).
Психолог показывает Тане лист бумаги с нарисованной линией и объясняет: «Смотри сюда! Я поставлю сейчас ряд кубиков, сначала большой, затем средний и маленький, а ты поставь такие же кубики на нижнюю линию». Психолог обращает внимание на то, чтобы Таня выполняла задание слева направо. Затем можно продолжить составлять ряды из цвета и форм, которые не представляют собой конкретные примеры.
3. Рефлексия (для родителей). Обсуждаются смысл и значение упражнений, достигнутые результаты.
Результат: общее развитие ребенка с РАС, его социальная интеграция.
6 этап – динамическое обследование.
Основные задачи: уточнение диагноза; уточнение коррекционно-развивающей программы.
Результат: осмысление получаемых результатов, позволяющее уточнить и оптимизировать содержание психологического сопровождения ребенка с РАС в условиях детского диспансерного отделения психиатрической больницы.
Таким образом, такая форма совместной деятельности способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям, стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовывать собственное время для контактов с ребенком. Семья большую часть времени занимается сама по индивидуальной коррекционной программе, а психолог только направляет и отслеживает динамику, индивидуальные встречи. В итоге происходит переоценка ценностей в семье, появляется принятие ребенка и его трудностей.