Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда [1-3].
Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс подготовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации. При этом традиционная ориентация на развитие промышленного сектора экономики накладывает заметный отпечаток на характер соответствующих задач и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математического образования. Решение такого рода задач находится в русле обеспечения нового качества образования и отвечает потребностям экономики региона в квалифицированных кадрах.
Актуальность статьи подтверждает и тот факт, что настоящая концепция раскрывает пути и механизмы достижения современного качества естественно-математического и технологического образования с использованием ресурсов всех уровней образования [15]. Многие аспекты инженерного образования, в том числе и не связанные напрямую, но исключительно важные в силу своей фундаментальности, разрабатывались педагогами, психологами, специалистами: вопросы моделирования и технологизации профессиональной подготовки (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Талызина и др.); психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий (A. Dillon, R. Gagne, D. Jonassen, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, М.П. Лапчик, А.А. Леонтьев, В.М. Монахов, В.Ф. Шолохович и др.); вопросы использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов разных специальностей (Ю.С. Брановский, Л.И. Долинер, Ю.М. Корниенко, Е.В. Потехина, Г.Ю. Соколова, М.Ф. Роянов и др.); подготовка студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева, Е.М. Разинкина, С.А. Удалов и др.); вопросы подготовки современных специалистов в области информационных технологий (В.Н. Бусленко, Г.М. Клейман, И.В. Роберт, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) [4-6].
Несмотря на теоретическую разработанность вопроса, остается ряд проблем, которые не позволяют обеспечить качественную профессиональную подготовку инженеров и ИТ-специалистов. Из них ключевыми являются:
1) подготовка в соответствии с новыми нормативными актами;
2) увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения;
3) повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;
4) интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения;
5) четкая постановка дидактических задач и их реализация в соответствии с целями и содержанием обучения;
6) информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения;
7) реализация проектной деятельности, как основы профессионального развития обучающегося и умения работать в команде [9-11].
Кроме того, отсутствие единой методологии использования потенциальных возможностей информационных технологий в системе подготовки специалистов порождает массу проблем буквально во всех областях, начиная от создания инфраструктуры информатизации учебного заведения и заканчивая использованием имеющихся педагогических программных продуктов в учебном процессе [12, 14]. Решение этой задачи возможно лишь на основе применения единой концепции.
В этом случае необходима поступательная реализация стратегической цели концепции «ТЕМП», в которой находится идея достижения конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона, посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей, обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур [13].
На основании приказа УО от 31.03.2015 № 212 «О комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического естественно-математического и технического образования (ТЕМП)» каждое образовательное учреждение определило для себя направления реализации данной концепции, в ом числе МОУ «СОШ №55» (таблица).
Как видно из плана мероприятий, охват участников конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д. недостаточно велик, поэтому руководство области приступило к поиску решения возникшей проблемы. Одним из вариантов такого решения стала возможность открытия в городе Технопарка.
Технопарк – имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также инфраструктура: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана.
Перспективы развития образовательного проекта «ТЕМП» в МОУ «СОШ №55
Направление деятельности ОУ, название проекта |
Цель, направление деятельности, проекта |
Основные стратегические изменения |
Проект «Волшебный мир математики» |
Повышение статуса математического образования и математической культуры в школе; создание благоприятных условий для развития фундаментальных математических знаний |
Включение в учебный план в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов: • 5-6 класс «Наглядная геометрия» • 7-8 класс «За страницами учебника математики» • 9 класс «Избранные вопросы алгебры» • 10-11 класс «Избранные вопросы математики» • 10 класс «Решение тестовых и геометрических задач» Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов: • 1-4 класс «Волшебный мир геометрии» Включение в программу дополнительного образования: • кружок «Занимательная математика 7-8 класс» Включение в перечень мероприятий предметной недели: конкурсов, уроков «Смешная математика», внеурочных мероприятий в форме игр «Математический ринг», «Математические старты», конкурса презентаций по теме «Из истории науки». |
Проект «Лабораторный практикум» |
Подготовка обучающихся к использованию теоретических знаний на практике в предметных областях химия, биология, физика, информатика |
Изучение предмета химия на профильном уровне в 10-11 классах. Включение в учебный план в 2016-2017,2017-2018 учебном году программ курсов: • 10 класс «Химия в расчётных и экспериментальных задачах» • 11 класс «Решение задач повышенной сложности по химии» • 9 класс «Законы физики вокруг нас» • 9 класс «Самое необыкновенное вещество в мире» • «Введение в химию»7 класс Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов: • 5 класс «Занимательная астрофизика» • 5 класс «Компьютерная грамотность» • 6 класс «Занимательная информатика» • 6 класс «Юный физик» • 6 класс «Юный химик» • 6 класс «Юный биолог» • 7 класс «Занимательная биология» • «ТРИЗ» (основная школа) |
Проект по технологическому образованию «Юный техник» |
Развитие интереса и способностей к техническому творчеству, формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного отношения к труду; развитие способностей к техническому творчеству. |
Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов: • 1-5 класс «Конструирование и моделирование» • 1-4 класс «Страна мастеров» В программу дополнительного образования: • 1-4 класс кружки – «Умелые руки» • 6 класс «Авиамодельный» и «конструирование и моделирование» • 10-11 класс кружок «Занимательная информатика» Ежегодный творческий отчёт учителей и обучающихся в рамках недели «Инженерной мысли». Систематическое участие в городских и региональных олимпиадах по авиамоделированию. |
Проект по профессиональной ориентации «Твой выбор» |
Подготовка учащихся к обоснованному и зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка труда. |
Включение в программу воспитательной работы школы программы профориентации «Твой выбор», завершающей создание единой профориентационно-образовательной среды школы. В 2016-2017 год: обновление страницы «Профориентация» сайта школы, создание методической копилки для классных руководителей, родителей и обучающихся по теме «Технические профессии и специальности». |
Международная Ассоциация Технологических Парков даёт своё определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк – это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих. Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги.
Создание образовательного технопарка «ТЕМП» на территории Челябинской области будет способствовать: а) сближению интересов государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества в части вклада в создание и продвижение инновационных продуктов деятельности технопарка в экономику региона; б) повышению уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона посредством быстрого реагирования на потребности в инновационных продуктах деятельности образовательного технопарка и их оперативного внедрения в промышленное производство и социальную сферу; в) формированию активной гражданской позиции и патриотических мотивов выпускников образовательных организаций, выражающихся в их самоопределении относительно будущей профессиональной деятельности в своем регионе; в) формированию широкого общественного мнения о значимости роли образовательных технопарков для социально-экономического развития региона [7].
Таким образом, открытие Технопарка позволит ускорить процесс реализации концепции инженерного образования и позволит выйти городу и области на новые позиции по естественно-математическому и технологическому образованию.
Библиографическая ссылка
Кобыльская О.В., Немцев Д.С., Панченко И.С. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 60-64;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1597 (дата обращения: 22.11.2024).