Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Кобыльская О.В. 1 Немцев Д.С. 1 Панченко И.С. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
В данной статье рассмотрены проблемы реализации концепции «ТЕМП» по Челябинской области. Проанализированы характерные особенности концепции с применением рекомендованных методик реализации. Представлено обоснование для создания технопарка в городе Магнитогорске. На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить пути и механизмы современного качества естественно-математического и технологического образования с использованием ресурсов всех уровней образования, путем осуществления следующих проектов: «Волшебный мир математики», «Лабораторный практикум в областях химии, биологии, физики, информатики», «Юный техник», проект по профессиональной ориентации «Твой выбор»; направленных на: повышение статуса математического образования и математической культуры в школе; создание благоприятных условий для развития фундаментальных математических знаний; развитие интереса и способностей к техническому творчеству, формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного отношения к труду; развитие способностей к техническому творчеству.
Концепция «ТЕМП»
технопарк
образование.
1. Валеев А.С. Профессионально-ориентированное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе подготовки в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №6. – С. 22-31.
2. Вязова Н.В., Назарова О.Б. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса формирования контингента студентов первого курса вуза / Н.В. Вязова, О.Б. Назарова // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. – С. 538-542.
3. Давлеткиреева Л.З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании для развития профессиональных ИТ-компетенций преподавателей // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11–14 марта 2014 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – C. 313-317.
4. Давлеткиреева Л.3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 184 с.
5. Давлеткиреева Л.3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 23 с.
6. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 86 с.
7. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Коузова Е.А., Данельченко Т.А., Коптелов А.В., Яковлева Г.В. Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25289 (дата обращения: 13.01.2017).
8. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015. – С. 470-474.
9. Махмутов М.М. Теоретические аспекты применения информационно-предметной среды для профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям / Л.З. Давлеткиреева, М.М. Махмутов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 78-91.
10. Махмутова М.В. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза / М.В. Махмутова, Л.З.Давлеткиреева // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. – С. 118-129.
11. Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. – №10. – С. 651-663.
12. Назарова О.Б. Реализация процессов проекта жизненного цикла системы в соответствии со стандартами ISO/IES 15288:2008 и ISO/IES 12207:2008 // Научные труды SWorld Т. 3 / О.Б. Назарова, А.Е. Андрианова. – 2010. – № 2. – С. 62-66.
13. Образовательный проект «ТЕМП». – Режим доступа: http://chel-edu.ru/temp (дата обращения: 13.01.2017).
14. Сапегина В.С. Использование диаграмм OC, EEPC, Исикавы, Дерево узлов, IDEF0, IDEF3 для анализа предметной области «Кредитование физических и юридических лиц» / В.С. Сапегина, О.Б. Назарова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11 (55). – С. 218-228.
15. Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ИТ-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения: Перспективы развития информационных технологий / Л.З. Давлеткиреева, Г.Н. Чусавитина. – 2011. – № 5. – С. 22-27.

Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда [1-3].

Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс подготовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации. При этом традиционная ориентация на развитие промышленного сектора экономики накладывает заметный отпечаток на характер соответствующих задач и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математического образования. Решение такого рода задач находится в русле обеспечения нового качества образования и отвечает потребностям экономики региона в квалифицированных кадрах.

Актуальность статьи подтверждает и тот факт, что настоящая концепция раскрывает пути и механизмы достижения современного качества естественно-математического и технологического образования с использованием ресурсов всех уровней образования [15]. Многие аспекты инженерного образования, в том числе и не связанные напрямую, но исключительно важные в силу своей фундаментальности, разрабатывались педагогами, психологами, специалистами: вопросы моделирования и технологизации профессиональной подготовки (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Талызина и др.); психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий (A. Dillon, R. Gagne, D. Jonassen, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, М.П. Лапчик, А.А. Леонтьев, В.М. Монахов, В.Ф. Шолохович и др.); вопросы использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов разных специальностей (Ю.С. Брановский, Л.И. Долинер, Ю.М. Корниенко, Е.В. Потехина, Г.Ю. Соколова, М.Ф. Роянов и др.); подготовка студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева, Е.М. Разинкина, С.А. Удалов и др.); вопросы подготовки современных специалистов в области информационных технологий (В.Н. Бусленко, Г.М. Клейман, И.В. Роберт, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) [4-6].

Несмотря на теоретическую разработанность вопроса, остается ряд проблем, которые не позволяют обеспечить качественную профессиональную подготовку инженеров и ИТ-специалистов. Из них ключевыми являются:

1) подготовка в соответствии с новыми нормативными актами;

2) увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения;

3) повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;

4) интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения;

5) четкая постановка дидактических задач и их реализация в соответствии с целями и содержанием обучения;

6) информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения;

7) реализация проектной деятельности, как основы профессионального развития обучающегося и умения работать в команде [9-11].

Кроме того, отсутствие единой методологии использования потенциальных возможностей информационных технологий в системе подготовки специалистов порождает массу проблем буквально во всех областях, начиная от создания инфраструктуры информатизации учебного заведения и заканчивая использованием имеющихся педагогических программных продуктов в учебном процессе [12, 14]. Решение этой задачи возможно лишь на основе применения единой концепции.

В этом случае необходима поступательная реализация стратегической цели концепции «ТЕМП», в которой находится идея достижения конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона, посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей, обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур [13].

На основании приказа УО от 31.03.2015 № 212 «О комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического естественно-математического и технического образования (ТЕМП)» каждое образовательное учреждение определило для себя направления реализации данной концепции, в ом числе МОУ «СОШ №55» (таблица).

Как видно из плана мероприятий, охват участников конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д. недостаточно велик, поэтому руководство области приступило к поиску решения возникшей проблемы. Одним из вариантов такого решения стала возможность открытия в городе Технопарка.

Технопарк – имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также инфраструктура: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана.

Перспективы развития образовательного проекта «ТЕМП» в МОУ «СОШ №55

Направление

деятельности ОУ,

название проекта

Цель, направление

деятельности, проекта

Основные стратегические изменения

Проект

«Волшебный мир математики»

Повышение статуса математического образования и математической культуры в школе;

создание благоприятных условий для развития фундаментальных математических знаний

Включение в учебный план в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов:

• 5-6 класс «Наглядная геометрия»

• 7-8 класс «За страницами учебника математики»

• 9 класс «Избранные вопросы алгебры»

• 10-11 класс «Избранные вопросы математики»

• 10 класс «Решение тестовых и геометрических задач»

Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов:

• 1-4 класс «Волшебный мир геометрии»

Включение в программу дополнительного образования:

• кружок «Занимательная математика 7-8 класс»

Включение в перечень мероприятий предметной недели: конкурсов, уроков «Смешная математика», внеурочных мероприятий в форме игр «Математический ринг», «Математические старты», конкурса презентаций по теме «Из истории науки».

Проект

«Лабораторный практикум»

Подготовка обучающихся к использованию теоретических знаний на практике в предметных областях химия, биология, физика, информатика

Изучение предмета химия на профильном уровне в 10-11 классах.

Включение в учебный план в 2016-2017,2017-2018 учебном году программ курсов:

• 10 класс «Химия в расчётных и экспериментальных задачах»

• 11 класс «Решение задач повышенной сложности по химии»

• 9 класс «Законы физики вокруг нас»

• 9 класс «Самое необыкновенное вещество в мире»

• «Введение в химию»7 класс

Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов:

• 5 класс «Занимательная астрофизика»

• 5 класс «Компьютерная грамотность»

• 6 класс «Занимательная информатика»

• 6 класс «Юный физик»

• 6 класс «Юный химик»

• 6 класс «Юный биолог»

• 7 класс «Занимательная биология»

• «ТРИЗ» (основная школа)

Проект по технологическому образованию «Юный техник»

Развитие интереса и способностей к техническому творчеству, формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного отношения к труду; развитие способностей к техническому творчеству.

Включение в учебный план внеурочной деятельности в 2016-2017, 2017-2018 учебном году программ курсов:

• 1-5 класс «Конструирование и моделирование»

• 1-4 класс «Страна мастеров»

В программу дополнительного образования:

• 1-4 класс кружки – «Умелые руки»

• 6 класс «Авиамодельный» и «конструирование и моделирование»

• 10-11 класс кружок «Занимательная информатика»

Ежегодный творческий отчёт учителей и обучающихся в рамках недели «Инженерной мысли».

Систематическое участие в городских и региональных олимпиадах по авиамоделированию.

Проект по профессиональной ориентации

«Твой выбор»

Подготовка учащихся к обоснованному и зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка труда.

Включение в программу воспитательной работы школы программы профориентации «Твой выбор», завершающей создание единой профориентационно-образовательной среды школы.

В 2016-2017 год: обновление страницы «Профориентация» сайта школы, создание методической копилки для классных руководителей, родителей и обучающихся по теме «Технические профессии и специальности».

Международная Ассоциация Технологических Парков даёт своё определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк – это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих. Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги.

Создание образовательного технопарка «ТЕМП» на территории Челябинской области будет способствовать: а) сближению интересов государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества в части вклада в создание и продвижение инновационных продуктов деятельности технопарка в экономику региона; б) повышению уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона посредством быстрого реагирования на потребности в инновационных продуктах деятельности образовательного технопарка и их оперативного внедрения в промышленное производство и социальную сферу; в) формированию активной гражданской позиции и патриотических мотивов выпускников образовательных организаций, выражающихся в их самоопределении относительно будущей профессиональной деятельности в своем регионе; в) формированию широкого общественного мнения о значимости роли образовательных технопарков для социально-экономического развития региона [7].

Таким образом, открытие Технопарка позволит ускорить процесс реализации концепции инженерного образования и позволит выйти городу и области на новые позиции по естественно-математическому и технологическому образованию.


Библиографическая ссылка

Кобыльская О.В., Немцев Д.С., Панченко И.С. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 60-64;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1597 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674