В современных условиях реформирования вузовская педагогика и методика обучения, анализируя опыт прошлого, активно обсуждают адекватные современным потребностям методы воспитания и обучения. Проводятся конференции, издаются журналы и учебники. Их анализ вскрывает комплексный подход к поиску оптимальных методов совершенствования университетского образования, наличие разных направлений исследования: фундаментальных [1], методологических [2], методических [3]. В данной статье к рассмотрению предлагается методика территориального поведения – частный вопрос, пронизывающий все ситуации учебно-воспитательного процесса. Вопрос, пренебрежение которым нередко сводит на нет серьёзные и методические, и финансовые усилия. Наиболее часто встречающийся в последние годы пример из этого ряда: мультимедийное оборудование размещается в учебной аудитории так, что студент, сидящий дальше второй парты, не видит экрана. В результате никакие методики не дают результата, по крайне мере положительного.
Действительно, учебный процесс всегда привязан к месту. Соответственно каждый, осознанно или нет, располагает себя в пространстве так, чтобы легче достичь цели. Значит, интерьер аудитории должен иметь психологически и методически выверенный стандарт, а преподаватель, призван максимально использовать все его достоинства, компенсировать недостатки. Психологи и физиологи разработали понятие дистанции, которую необходимо выдерживать в интересах той или иной формы общения. Так, 0,3–1,3 м – интимная зона, её не следует нарушать в образовательном процессе; 1,3–2 м – общественная рабочая территория, в её пределах легче вести диалог без лишних энергетических потерь с максимальным результатом; 2–13 м – пространство публичных выступлений, в нём обучение наименее результативно. Важно учитывать и телесное расположение. Психологи считают, что позиция «глаза в глаза» провоцирует полное доверие или конфликт; «плечо к плечу» – солидарность. Получается, что при традиционном расположении неизбежно, часто подсознательно, противостояние двух сил: студентов и преподавателя – на доверие рассчитывать не приходится, его надо совместно выработать. Разворот «спина к спине» – поза доверия или неприязни. Преподавателю не следует разворачиваться спиной к студентам, они невольно будут отвлекаться. А значит, надо научиться работать с доской и экраном, глядя на аудиторию.
При соблюдении общих установок появляется множество конкретных нюансов: как относиться к тому, кто, где и с кем сидит; к наличию не нужных для занятия предметов на столах; к «нерабочим» позам? С одной стороны, преподаватель должен навести пространственный порядок, с другой – студенту должно быть психологически комфортно в аудитории. Последнее зависит от многих, не всегда прозрачных обстоятельств. Так, за последнюю парту сядет не только нежелающий или не умеющий учиться, но и экстраверт-лидер, который всегда стремится всё видеть, всех охватить своим вниманием, а значит правило посадки верно назначенных старост группы на последнюю парту методически оправдано. За первую парту сядет не только старательный студент, но и интроверт, который устает от общения. Если студентам позволить добровольно выбрать место в аудитории, то они займут места по личным симпатиям, что, конечно, провоцирует нестабильность внимания, но механическим перемещением их тел в пространстве дисциплину не наладить. Так же, как и загромождение учебных столов предметами, не нужными для занятия, свидетельствует не только о неорганизованности, но и о неуверенности, внутренней скованности, которую они подсознательно прячут, оборудуя своё рабочее место как «защитную зону». А то, что студент повернулся к преподавателю полу-боком, не обязательно говорит о том, что ему скучно, просто он изменил дистанцию, ушёл от положения «глаза в глаза» или наоборот именно его и искал. И если студенты всего этого не осознают, то преподаватель должен целенаправленно управлять ситуацией, постепенно изменяя настрой в группе через и комфортное, и рабочее территориальное поведение. Редкий преподаватель не задавал себе вопросов о том, как располагать себя в учебном пространстве: стоять или сидеть, где стоять, перемещаться ли по аудитории, что делать с руками и как быть одетым и пр. Ответы на эти вопросы вырабатываются продолжительным индивидуальным опытом. Однако есть некоторые константы. Так, лекцию, за редким исключением, надо читать стоя. С одной стороны, это проявление необходимого уважения к слушателю, с другой – наиболее результативный способ удержания внимания многих. Слушать ответы студентов на семинарах следует сидя, особо не выделяя своё присутствие, провоцируя этим ответ для всех, а не только для преподавателя, ответ ради коллективного прояснения сущности, а не ради оценки. В этом случае полезно сесть на заднюю парту, а ещё плодотворнее проводить семинарские занятия за круглым столом в буквальном смысле слова. Последнее подтверждает многолетняя практика проведения занятий на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова за такими, изготовленными по специальному заказу, столами [1]. Отметим, что чтение всей лекции, стоя за трибуной, положительно влияет на содержание речи. В этом случае у преподавателя меньше поводов для отвлечения, он полностью сосредоточен на том, что говорит. Одновременно неизбежно ослабевает контроль над тем, как работают студенты. Передвигаясь по аудитории, преподаватель действительно становится ближе к слушателям, легче налаживает контакт, провоцирует ответную реакцию. Но и злоупотреблять передвижениями не следует, ибо можно просто физически утомить публику или перейти на дружескую беседу за жизнь. Несомненно, преподаватель должен следить за руками, манипуляциями с очками и другими предметами. Все жесты должны быть оправданы, дабы не привлекать отдельного внимания студентов, не отвлекать их от работы. Исследования показывают, что к внешнему виду преподавателя студенты не слишком придирчивы. Однако они единодушно отмечают: «опрятность говорит о том, что нас уважают, готовятся к встрече». Классическая методика советует одеваться модно, по возрасту, не очень ярко и вычурно, периодически, но не каждый день, меняя костюм. В противном случае одежда преподавателя станет предметом более активного внимания и обсуждения, чем его слова. В любой ситуации интонации, манеры, поведение, жесты, одежда преподавателя должны быть воспитывающими и активизирующими познавательную деятельность. Практика показывает, что территориальное поведение наиболее существенно влияет на развитие таких условий творческого обучения, как личный интерес и активность каждого; единая цель для коллектива; пропорциональность чувственных и рациональных усилий; морально-психологический комфорт; сознательность; сотрудничество и др.
Располагая себя в пространстве, преподаватель как организатор учебного процесса должен думать и об оформлении интерьера учебной аудитории, своём внешнем виде, соблюдении формы одежды студентами и т.д. Опыт усиленного внимания к содержательному и эстетическому оформлению учебных помещений в Тихоокеанском высшем военно-морском училище убедительно показывает, что красота, уют и гармония формы исключительно плодотворно влияет на познавательную активность молодого человека [1].
Итак, при всех прочих равных условиях на познавательную активность здесь и сейчас большое влияние оказывает территориальное поведение всех участников процесса как форма их общения. Учитывая это обстоятельство, преподавателю необходимо помочь студентам и себе достичь комфортного для познавательной деятельности положения. Надо сделать так, чтобы «само собой» сумки перестали закрывать лица, посторонние разговоры стали бы мешать, позы превратились в рабочие, а глаза встретились с глазами. Это и есть искусство учителя – прийти на встречу с учеником, при которой территориальное поведение органично вписывается в образовательный процесс.
Библиографическая ссылка
Гришина Е.С., Котлова Т.Б. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 36-38;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1592 (дата обращения: 22.11.2024).