Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TERRITORIAL BEHAVIOR IN THE CLASSROOM AS A TEACHING METHOD

Grishina E.S. 1 Kotlova T.B. 2
1 Far Eastern Federal University
2 Ivanovo State Power University
In the context of the reform of modern education, in the search for new methods of teaching attention to the traditional specific methods is of great importance. The teacher must be able to adapt traditional methods to the new conditions. The positioning in space plays an important role in the educational process. Proper positioning themselves in the classroom requires knowledge of theory and practical experience from the teacher. The correct location of the body increases the activity of students
school room
interior space
psychological comfort
discipline
creativity.

В современных условиях реформирования вузовская педагогика и методика обучения, анализируя опыт прошлого, активно обсуждают адекватные современным потребностям методы воспитания и обучения. Проводятся конференции, издаются журналы и учебники. Их анализ вскрывает комплексный подход к поиску оптимальных методов совершенствования университетского образования, наличие разных направлений исследования: фундаментальных [1], методологических [2], методических [3]. В данной статье к рассмотрению предлагается методика территориального поведения – частный вопрос, пронизывающий все ситуации учебно-воспитательного процесса. Вопрос, пренебрежение которым нередко сводит на нет серьёзные и методические, и финансовые усилия. Наиболее часто встречающийся в последние годы пример из этого ряда: мультимедийное оборудование размещается в учебной аудитории так, что студент, сидящий дальше второй парты, не видит экрана. В результате никакие методики не дают результата, по крайне мере положительного.

Действительно, учебный процесс всегда привязан к месту. Соответственно каждый, осознанно или нет, располагает себя в пространстве так, чтобы легче достичь цели. Значит, интерьер аудитории должен иметь психологически и методически выверенный стандарт, а преподаватель, призван максимально использовать все его достоинства, компенсировать недостатки. Психологи и физиологи разработали понятие дистанции, которую необходимо выдерживать в интересах той или иной формы общения. Так, 0,3–1,3 м – интимная зона, её не следует нарушать в образовательном процессе; 1,3–2 м – общественная рабочая территория, в её пределах легче вести диалог без лишних энергетических потерь с максимальным результатом; 2–13 м – пространство публичных выступлений, в нём обучение наименее результативно. Важно учитывать и телесное расположение. Психологи считают, что позиция «глаза в глаза» провоцирует полное доверие или конфликт; «плечо к плечу» – солидарность. Получается, что при традиционном расположении неизбежно, часто подсознательно, противостояние двух сил: студентов и преподавателя – на доверие рассчитывать не приходится, его надо совместно выработать. Разворот «спина к спине» – поза доверия или неприязни. Преподавателю не следует разворачиваться спиной к студентам, они невольно будут отвлекаться. А значит, надо научиться работать с доской и экраном, глядя на аудиторию.

При соблюдении общих установок появляется множество конкретных нюансов: как относиться к тому, кто, где и с кем сидит; к наличию не нужных для занятия предметов на столах; к «нерабочим» позам? С одной стороны, преподаватель должен навести пространственный порядок, с другой – студенту должно быть психологически комфортно в аудитории. Последнее зависит от многих, не всегда прозрачных обстоятельств. Так, за последнюю парту сядет не только нежелающий или не умеющий учиться, но и экстраверт-лидер, который всегда стремится всё видеть, всех охватить своим вниманием, а значит правило посадки верно назначенных старост группы на последнюю парту методически оправдано. За первую парту сядет не только старательный студент, но и интроверт, который устает от общения. Если студентам позволить добровольно выбрать место в аудитории, то они займут места по личным симпатиям, что, конечно, провоцирует нестабильность внимания, но механическим перемещением их тел в пространстве дисциплину не наладить. Так же, как и загромождение учебных столов предметами, не нужными для занятия, свидетельствует не только о неорганизованности, но и о неуверенности, внутренней скованности, которую они подсознательно прячут, оборудуя своё рабочее место как «защитную зону». А то, что студент повернулся к преподавателю полу-боком, не обязательно говорит о том, что ему скучно, просто он изменил дистанцию, ушёл от положения «глаза в глаза» или наоборот именно его и искал. И если студенты всего этого не осознают, то преподаватель должен целенаправленно управлять ситуацией, постепенно изменяя настрой в группе через и комфортное, и рабочее территориальное поведение. Редкий преподаватель не задавал себе вопросов о том, как располагать себя в учебном пространстве: стоять или сидеть, где стоять, перемещаться ли по аудитории, что делать с руками и как быть одетым и пр. Ответы на эти вопросы вырабатываются продолжительным индивидуальным опытом. Однако есть некоторые константы. Так, лекцию, за редким исключением, надо читать стоя. С одной стороны, это проявление необходимого уважения к слушателю, с другой – наиболее результативный способ удержания внимания многих. Слушать ответы студентов на семинарах следует сидя, особо не выделяя своё присутствие, провоцируя этим ответ для всех, а не только для преподавателя, ответ ради коллективного прояснения сущности, а не ради оценки. В этом случае полезно сесть на заднюю парту, а ещё плодотворнее проводить семинарские занятия за круглым столом в буквальном смысле слова. Последнее подтверждает многолетняя практика проведения занятий на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова за такими, изготовленными по специальному заказу, столами [1]. Отметим, что чтение всей лекции, стоя за трибуной, положительно влияет на содержание речи. В этом случае у преподавателя меньше поводов для отвлечения, он полностью сосредоточен на том, что говорит. Одновременно неизбежно ослабевает контроль над тем, как работают студенты. Передвигаясь по аудитории, преподаватель действительно становится ближе к слушателям, легче налаживает контакт, провоцирует ответную реакцию. Но и злоупотреблять передвижениями не следует, ибо можно просто физически утомить публику или перейти на дружескую беседу за жизнь. Несомненно, преподаватель должен следить за руками, манипуляциями с очками и другими предметами. Все жесты должны быть оправданы, дабы не привлекать отдельного внимания студентов, не отвлекать их от работы. Исследования показывают, что к внешнему виду преподавателя студенты не слишком придирчивы. Однако они единодушно отмечают: «опрятность говорит о том, что нас уважают, готовятся к встрече». Классическая методика советует одеваться модно, по возрасту, не очень ярко и вычурно, периодически, но не каждый день, меняя костюм. В противном случае одежда преподавателя станет предметом более активного внимания и обсуждения, чем его слова. В любой ситуации интонации, манеры, поведение, жесты, одежда преподавателя должны быть воспитывающими и активизирующими познавательную деятельность. Практика показывает, что территориальное поведение наиболее существенно влияет на развитие таких условий творческого обучения, как личный интерес и активность каждого; единая цель для коллектива; пропорциональность чувственных и рациональных усилий; морально-психологический комфорт; сознательность; сотрудничество и др.

Располагая себя в пространстве, преподаватель как организатор учебного процесса должен думать и об оформлении интерьера учебной аудитории, своём внешнем виде, соблюдении формы одежды студентами и т.д. Опыт усиленного внимания к содержательному и эстетическому оформлению учебных помещений в Тихоокеанском высшем военно-морском училище убедительно показывает, что красота, уют и гармония формы исключительно плодотворно влияет на познавательную активность молодого человека [1].

Итак, при всех прочих равных условиях на познавательную активность здесь и сейчас большое влияние оказывает территориальное поведение всех участников процесса как форма их общения. Учитывая это обстоятельство, преподавателю необходимо помочь студентам и себе достичь комфортного для познавательной деятельности положения. Надо сделать так, чтобы «само собой» сумки перестали закрывать лица, посторонние разговоры стали бы мешать, позы превратились в рабочие, а глаза встретились с глазами. Это и есть искусство учителя – прийти на встречу с учеником, при которой территориальное поведение органично вписывается в образовательный процесс.