В настоящее время, обеспечить высокое качество образования в вузах, в условиях его массовости, требует применения различных методов контроля и оценки умений, знаний студентов. Ведь измеренные результаты обучения выступают одними из самых мощных стимулов к пересмотру подходов и собственных позиций в образовательном процессе как студента, так и преподавателя, от своевременных и верных действий которых в итоге и зависит качество образования [1,2,3,4,5].
Результаты проверки дают преподавателю возможность своевременно выявить и устранить возникшие у обучающихся трудности, недочеты в собственной педагогической деятельности.
Способом изучения уровня знаний, способностей, возможностей и других качеств студента, считается подобная форма модель контроля как тест [6,7,8].
Обзор литературы. Можно выделить следующие этапы в эволюции контроля знаний:
1. Традиционный контроль. Для оценки знаний используют такие формы контроля, как контрольная работа, коллоквиум курсовая работа и т.д.
2. Контроль с использованием некомпьютерных средств. В данном случае используют заранее подготовленные бланки, содержащие контрольные(тестовые) задания.
3. Контроль с использованием технических средств. Обучающийся получает набор индивидуальных тестовых заданий. Выполняет и вводит в техническое устройство свой вариант и результат решения каждого задания, устройство проверяет введенные результаты и выводит оценку за работу.
4. Компьютерный контроль. В этом случае контроль знаний осуществляется специально разработанной программой, которая выводит на экран задания, анализирует введенные ответы, выставляет результирующую оценку, хранит и обрабатывает данные.
5. Удаленный контроль. Характеризуется свободой выбора учащимися темпов тестирования, его времени и места проведения. Осуществляется через сеть Internet [9,10,11,12].
Тестология как наука, берет свое начало уже более 120 лет назад, и за данный период был накоплен огромный навык применения исследований в различных областях человеческой жизни, в том числе и обучение.
В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века. Первая серия тестов была опубликована в 1926 году [13,14,15,16]
На сегодняшний день всеобщая информатизация образования диктует появление новых методик оценки качества знаний и их применения на практике. Одним из таких методов является компьютерное тестирование. Его сущность – это соответствие каждой операции фактически выполненного задания эталону. К тестовым заданиям предъявляются определенные требования, которые должны обязательно соблюдаться при составлении тестовых баз и внедрении их в каждом вузе [17,18,19]
1. Валидность – это соответствие содержания заданий компьютерного теста результатам обучения, которые содержатся в рабочей программе и стандартах по изучаемой дисциплине.
2. Надежность теста характеризуется: правильным выбором параметров, отражающих уровень знаний студентов; четкостью и ясностью проверки и оценки; одинаковыми условиями для каждого задания.
3. Репрезентативность – полнота охвата тестовыми заданиями проверяемого учебного материала [20,21].
От классических способов проверки знаний студентов, тесты отличаются тем, что:
1. Подразумевают стандартизованную, точную процедуру сбора и обрабатывания сведений, а кроме того и их интерпретацию.
2. Дают возможность проконтролировать знания обучающихся согласно обширному диапазону задач.
3. Уменьшают временные расходы на проверку и оценку качества знаний.
4. Ликвидируют субъективизм преподавателя, равно как в ходе контроля, так и в анализе оценки полученной студентом [22,23,24].
Следовательно, тестирование согласно собственной объективности и быстроты получения нужного результата, превосходит иные формы контроля. Отталкиваясь от актуальности технологий тестирования, мы можем установить главные задачи тестирования:
1. Формирование заинтересованности у учащихся к дисциплинам, по которым проводится тестирование.
2. Стимуляция независимой деятельности учащихся в период подготовки к тестированию.
3. Развитие сознательности и индивидуальной ответственности, обучающихся в периоде личной подготовки.
4. Нахождение степени познания, умения и способности студента по дисциплинам проведения тестирований.
5. Помощь педагогам в оценке индивидуального результата преподавания и расширение диапазона контрольно-измерительных материалов [25,26].
В ходе подготовки тестирований, весьма значительным образом является подбор вида и типа тестового задания, и формы:
1. Виды тестов. Выделяют следующие виды тестов:
a) вербальные и невербальные тесты;
b) групповые и индивидуальные тесты;
c) тесты достижений;
d) личностные тесты;
e) объективные тесты;
f) проективные тесты;
g) простые тесты;
h) сложные тесты;
i) интегративные тесты.
2. Формы тестовых заданий.
a) цепные задания;
b) тематические задания;
c) текстовые задания;
d) ситуационные задания.
3. Типы вопросов.
a) закрытая форма;
b) открытая форма;
c) установление соответствия;
d) установление последовательности [27,28,29].
Составляя тестирование, следует принимать во внимание: цели, в связи с которыми проводится тест, вид использованного материала, возрастные характерные черты тестируемых. Равно как и каждая другая технология оценки знаний, методика тестирования включает несколько неотъемлемых условий к составлению материала: наличие цели, сжатость, технологичность, закономерная модель изложения, наличие места для ответов, равномерность расположения тестовых заданий, одинаковость указаний по заполнению для всех учащихся, содержание задачи [30].
Тест, обязательно должен быть легко понимаемым, конкретным, по возможности максимально кратким. Без эмпирического контроля теста, задания не могут именоваться тестовыми. Классические вопросы, которые могут вызвать противоречивые ответы, не стоит включать в тест. Чем глубже отражается содержание в тестовых заданиях, тем увереннее можно оценивать содержательную валидость [31].
В тестирование необходимо включить основные, важные утверждения, которые обучающийся должен был выучить в ходе изучения той, или иной дисциплины. По этой причине, формирование тестирования, включающие все задачи дисциплины, не всегда целесообразно.
Содержание теста, обуславливается с опорой на некоторые педагогические принципы:
1. Установление важности контролируемых знаний.
2. Содержательная точность тестовых заданий.
3. Репрезентативность изучаемой дисциплины в тесте.
4. Сбалансированность и комплексность содержания теста [32,33,34].
Не менее важным фактором в формировании теста, является соотношения практических и теоретических задач, а также шрифт цветовое выделение задания и его решения.
Однако необходимо принимать во внимание, что тестирование – спорный и сложный процесс. Результат унифицированной оценки знания учащегося сложно достижимо, так как степень подготовки учащихся существенно различается. По той причине, наиболее эффективно совмещать классические методы устного ответа с разными видами компьютерного тестирования [35].
Выводы
Таким образом, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в Тестирование позволяет своевременно определить успехи студента, выявить пробелы в знаниях при изучении дисциплины. Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля.
Библиографическая ссылка
Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Федотова Ю.М., Чумаков В.И., Орехов С.Н. ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ. // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 93-96;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1577 (дата обращения: 03.12.2024).