Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Кожухова Е.Д. 1
1 ФГБОУ ПО «Уральский государственный университет физической культуры»
В процессе формирования экологосообразной образовательной среды в вузе студенты оказываются включенными в процессы осознания личной значимости экологических проблем образовательного учреждения, развития познавательного интереса к окружающему миру, изучению нормативно-правовой основы экологической деятельности и следования моральным нормам и правилам поведения в окружающей среде, и другие процессы, формирующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также навыки самостоятельной работы, овладение которыми позволяет будущим специалистам соответствовать изменяющимся экологическим и социокультурным условиям окружающей среды. В статье обобщены методологические и дидактические основы экологического образования. Раскрываются перспективные направления формирования экологической компетентности студентов, такие как научно-исследовательское и практико-ориентированное направления, контрольно-экспертная и проектно-производственная деятельности. Определены характеристики практической деятельности для реализации системы подготовки специалистов с высокой экологической культурой.
экологическая компетентность
экологическое образование
экологическое воспитание
экологическая культура
1. Гринечко Е.Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности подростков в педагогической теории и практике / Е.Д. Гринечко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – 88–94.
2. Зверев И.Д. Самостоятельные занятия учащихся по экологии / И.Д. Зверев; подгот. И.Г. Мещерский // Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1997. – № 47. – С. 2–3.
3. Пономарёва Л.И. Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования / Л.И. Пономарёва // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №. 4. – С. 114–123.
4. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания / А.М. Попов // Вестник Омского университета. – 2007. – № 1. – С. 141–146.
5. Роговая О.Г. Формирование эколого-педагогической компетентности средствами экологического менеджмента / О.Г Роговая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 58. – С. 31–35.
6. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина // Сов. Педагогика. – 1988. – № 9. – С. 31–35.
7. Фортунатов А.А. Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза // А.А. Фортунатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – №8. – С. 214–222.
8. Экологическая культура и образование: тезисы докладов сессии научного совета по проблемам экологического образования / Под ред. Л.П. Симоновой, С.Н. Глазачева. – М., 1998. – 115 с.

На сегодняшний день отечественная педагогическая система ориентирована на развитие общества, формирование ценностей воспитания и образования, где становление экологической доминанты современного общественного сознания призвано способствовать преодолению негативных явлений современности. Обращение к формированию экологической компетентности личности предопределили основные тенденции в современной педагогической теории и практики.

Согласно Экологической доктрине России, экологическое обучение и воспитание объективно становятся стержнем концепции образования ХХI в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом. В сферу образования все активнее входит экологическая составляющая, что способствует взвешенному отношению к природе и человеку [8].

Вопросы экологического воспитания в системе образования рассматриваются на международном, федеральном и региональном уровнях: вошли в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Программу ООН по окружающей среде» (ЮНЕП); отражены в ведущих международных проектах («Мировая культура», «Экологическое образование в Европе», «Экологическая культура» и др.); находятся в основе Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др.

Научный интерес к проблеме экочеловека и энергосберегающих технологий в последнее время делают экологическое образование и воспитание одним из значимых направлений.

Методологические и дидактические основы экологического образования заложены в ряд теоретических концепций, которые обобщены в таблице (*значимое выделено жирным шрифтом).

Методологические и дидактические основы экологического образования

 

Исследователи

Сущность

Особенное

1

Н.В. Картамышева

[1]

Экологическое образование представляет собой целостную систему, характеризующуюся всеобщностью, интегрированностью, непрерывностью*. Высшей формой экологического сознания как специфического вида общественного сознания является экологическое мышление

Источником структурирования содержания экологического образования является научная картина мира, т.е. экологическое образование соотносится с общим естественно-научным и гуманитарным.

2

И.Д. Зверев [2],

И.Н. Пономарева [3],

И.Т. Суравегина [6]

Междисциплинарность как ведущий принцип и условие экоприроды как целостного явления с учетом координации всех учебных предметов

Научный, ценностный, нормативный и деятельностный компонент экологического образования

3

А.М. Попов [4]

Экологическое образование как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. При этом экологическое образование воспринимается как составная часть общей системы образования.

Содержание экологического образования и способы его реализации имеют свои особенности на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях

Формирование экологосообразной образовательной среды в вузе во многом совпадает с характеристиками процесса формирования ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также навыков самостоятельной работы, овладение которыми позволяет будущим специалистам соответствовать изменяющимся экологическим и социокультурным условиям окружающей среды.

При этом студенты оказываются включенными в следующие процессы:

– осознание личной значимости экологических проблем образовательного учреждения и развитие потребности в улучшении качества окружающей среды [5];

– развитие познавательного интереса к окружающему миру и выработка умений распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа;

– расширение технологического поля и экологизация контекста профессиональной подготовки специалиста;

– изучение нормативно-правовой основы экологической деятельности и следование моральным нормам и правилам поведения в окружающей среде в повседневной жизни, повышение личной экологической ответственности;

– приобретение навыков рационального природопользования и гармонизация отношений с окружающим миром и самим собой;

– формирование критического мышления в связи с приобретением умений анализировать роль природных объектов в жизни человека, возможности прогнозировать результаты человеческого воздействия на природу;

– овладение систематизированными экологическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации;

– формирование эмоционально-ценностного отношения к любой экологической ситуации, развитие эмоционально-чувственного восприятия мира;

– развитие коммуникативных умений вступать в диалогичное общыение в процессе совместного решения проблем.

К наиболее перспективным направлениям формирования экологической компетентности студентов можно отнести:

– научно-исследовательское направление, которое реализуется путем вовлечения обучающихся в деятельность научного общества и экологических общественных объединений. Исследовательская деятельность организуется в виде последовательности разрешения взаимосвязанных проблемных ситуаций экологического содержания. При этом отдельно взятая проблемная ситуация включала этапы распознавания, обследования и разрешения, выступала модулем целостного педагогического процесса.

– проектно-производственная деятельность: проведение комплексных исследований в области природопользования, разработка рекомендаций к их разрешению; обеспечение ресурсопроизводящей функции природной среды; оценка воздействий на окружающую среду; разработка и осуществление мониторинга в области природопользования; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов;

– контрольно-экспертная деятельность: разработка практических рекомендаций по использованию природно-ресурсного потенциала территорий; разработка систем рационального природопользования; проведение экологической оценки хозяйственных проектов;

– практико-ориентированное направление: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе, на основе глубокого изучения научно-исследовательской, проектно-производственной, контрольно-экспертной видов профессиональной экологической деятельности; овладение основами управления в сфере природопользования и охраны природы; систематизация и анализ собранных эмпирических материалов в целях написания курсовой или дипломной работы; воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать возникающие проблемы по экологии; получение знаний для последующего выбора профессий; формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии; выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы; выполнение конкретного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики; приобретение профессиональных качеств будущего специалиста по экологической проблематике.

В целом, для реализации системы подготовки специалистов с высокой экологической культурой определены следующие характеристики практической деятельности: специфика управления экологической деятельностью в образовательной сфере; оптимальные модели управления природоохранной деятельностью и экологической образованностью будущих выпускников университета; обеспечение преемственности в профессионально-экологическом образовании работников образовательной сферы; разработка научно-методических основ управленческо-экологической политики.


Библиографическая ссылка

Кожухова Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 81-83;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1575 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674