На сегодняшний день отечественная педагогическая система ориентирована на развитие общества, формирование ценностей воспитания и образования, где становление экологической доминанты современного общественного сознания призвано способствовать преодолению негативных явлений современности. Обращение к формированию экологической компетентности личности предопределили основные тенденции в современной педагогической теории и практики.
Согласно Экологической доктрине России, экологическое обучение и воспитание объективно становятся стержнем концепции образования ХХI в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом. В сферу образования все активнее входит экологическая составляющая, что способствует взвешенному отношению к природе и человеку [8].
Вопросы экологического воспитания в системе образования рассматриваются на международном, федеральном и региональном уровнях: вошли в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Программу ООН по окружающей среде» (ЮНЕП); отражены в ведущих международных проектах («Мировая культура», «Экологическое образование в Европе», «Экологическая культура» и др.); находятся в основе Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др.
Научный интерес к проблеме экочеловека и энергосберегающих технологий в последнее время делают экологическое образование и воспитание одним из значимых направлений.
Методологические и дидактические основы экологического образования заложены в ряд теоретических концепций, которые обобщены в таблице (*значимое выделено жирным шрифтом).
Методологические и дидактические основы экологического образования
Исследователи |
Сущность |
Особенное |
|
1 |
Н.В. Картамышева [1] |
Экологическое образование представляет собой целостную систему, характеризующуюся всеобщностью, интегрированностью, непрерывностью*. Высшей формой экологического сознания как специфического вида общественного сознания является экологическое мышление |
Источником структурирования содержания экологического образования является научная картина мира, т.е. экологическое образование соотносится с общим естественно-научным и гуманитарным. |
2 |
И.Д. Зверев [2], И.Н. Пономарева [3], И.Т. Суравегина [6] |
Междисциплинарность как ведущий принцип и условие экоприроды как целостного явления с учетом координации всех учебных предметов |
Научный, ценностный, нормативный и деятельностный компонент экологического образования |
3 |
А.М. Попов [4] |
Экологическое образование как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. При этом экологическое образование воспринимается как составная часть общей системы образования. |
Содержание экологического образования и способы его реализации имеют свои особенности на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях |
Формирование экологосообразной образовательной среды в вузе во многом совпадает с характеристиками процесса формирования ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также навыков самостоятельной работы, овладение которыми позволяет будущим специалистам соответствовать изменяющимся экологическим и социокультурным условиям окружающей среды.
При этом студенты оказываются включенными в следующие процессы:
– осознание личной значимости экологических проблем образовательного учреждения и развитие потребности в улучшении качества окружающей среды [5];
– развитие познавательного интереса к окружающему миру и выработка умений распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа;
– расширение технологического поля и экологизация контекста профессиональной подготовки специалиста;
– изучение нормативно-правовой основы экологической деятельности и следование моральным нормам и правилам поведения в окружающей среде в повседневной жизни, повышение личной экологической ответственности;
– приобретение навыков рационального природопользования и гармонизация отношений с окружающим миром и самим собой;
– формирование критического мышления в связи с приобретением умений анализировать роль природных объектов в жизни человека, возможности прогнозировать результаты человеческого воздействия на природу;
– овладение систематизированными экологическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации;
– формирование эмоционально-ценностного отношения к любой экологической ситуации, развитие эмоционально-чувственного восприятия мира;
– развитие коммуникативных умений вступать в диалогичное общыение в процессе совместного решения проблем.
К наиболее перспективным направлениям формирования экологической компетентности студентов можно отнести:
– научно-исследовательское направление, которое реализуется путем вовлечения обучающихся в деятельность научного общества и экологических общественных объединений. Исследовательская деятельность организуется в виде последовательности разрешения взаимосвязанных проблемных ситуаций экологического содержания. При этом отдельно взятая проблемная ситуация включала этапы распознавания, обследования и разрешения, выступала модулем целостного педагогического процесса.
– проектно-производственная деятельность: проведение комплексных исследований в области природопользования, разработка рекомендаций к их разрешению; обеспечение ресурсопроизводящей функции природной среды; оценка воздействий на окружающую среду; разработка и осуществление мониторинга в области природопользования; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов;
– контрольно-экспертная деятельность: разработка практических рекомендаций по использованию природно-ресурсного потенциала территорий; разработка систем рационального природопользования; проведение экологической оценки хозяйственных проектов;
– практико-ориентированное направление: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе, на основе глубокого изучения научно-исследовательской, проектно-производственной, контрольно-экспертной видов профессиональной экологической деятельности; овладение основами управления в сфере природопользования и охраны природы; систематизация и анализ собранных эмпирических материалов в целях написания курсовой или дипломной работы; воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать возникающие проблемы по экологии; получение знаний для последующего выбора профессий; формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии; выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы; выполнение конкретного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики; приобретение профессиональных качеств будущего специалиста по экологической проблематике.
В целом, для реализации системы подготовки специалистов с высокой экологической культурой определены следующие характеристики практической деятельности: специфика управления экологической деятельностью в образовательной сфере; оптимальные модели управления природоохранной деятельностью и экологической образованностью будущих выпускников университета; обеспечение преемственности в профессионально-экологическом образовании работников образовательной сферы; разработка научно-методических основ управленческо-экологической политики.