Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS

Kozhuhova E.D. 1
1 Ural state University of physical culture
In the process of formation ekologoohoronna educational environment in the University students are engaged in the processes of awareness of personal significance of environmental problems for educational institutions, development of cognitive interest in the world, the study of the legal framework of environmental activities and following moral norms and rules of behavior in the environment, and other processes that shape the General cultural, General professional and professional competences and skills of independent work, mastery of which allows future professionals to meet the changing environmental and socio-cultural environment. The article summarizes methodological and didactic foundations of environmental education. Reveal perspective directions of formation of ecological competence of students, such as research and practice-oriented direction, the control expert and the design and production activities. The characteristics of practical activities for the implementation of the system of training specialists with high ecological culture.
ecological competence
ecological education
ecological upbringing
ecological culture

На сегодняшний день отечественная педагогическая система ориентирована на развитие общества, формирование ценностей воспитания и образования, где становление экологической доминанты современного общественного сознания призвано способствовать преодолению негативных явлений современности. Обращение к формированию экологической компетентности личности предопределили основные тенденции в современной педагогической теории и практики.

Согласно Экологической доктрине России, экологическое обучение и воспитание объективно становятся стержнем концепции образования ХХI в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом. В сферу образования все активнее входит экологическая составляющая, что способствует взвешенному отношению к природе и человеку [8].

Вопросы экологического воспитания в системе образования рассматриваются на международном, федеральном и региональном уровнях: вошли в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Программу ООН по окружающей среде» (ЮНЕП); отражены в ведущих международных проектах («Мировая культура», «Экологическое образование в Европе», «Экологическая культура» и др.); находятся в основе Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др.

Научный интерес к проблеме экочеловека и энергосберегающих технологий в последнее время делают экологическое образование и воспитание одним из значимых направлений.

Методологические и дидактические основы экологического образования заложены в ряд теоретических концепций, которые обобщены в таблице (*значимое выделено жирным шрифтом).

Методологические и дидактические основы экологического образования

 

Исследователи

Сущность

Особенное

1

Н.В. Картамышева

[1]

Экологическое образование представляет собой целостную систему, характеризующуюся всеобщностью, интегрированностью, непрерывностью*. Высшей формой экологического сознания как специфического вида общественного сознания является экологическое мышление

Источником структурирования содержания экологического образования является научная картина мира, т.е. экологическое образование соотносится с общим естественно-научным и гуманитарным.

2

И.Д. Зверев [2],

И.Н. Пономарева [3],

И.Т. Суравегина [6]

Междисциплинарность как ведущий принцип и условие экоприроды как целостного явления с учетом координации всех учебных предметов

Научный, ценностный, нормативный и деятельностный компонент экологического образования

3

А.М. Попов [4]

Экологическое образование как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. При этом экологическое образование воспринимается как составная часть общей системы образования.

Содержание экологического образования и способы его реализации имеют свои особенности на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях

Формирование экологосообразной образовательной среды в вузе во многом совпадает с характеристиками процесса формирования ключевых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также навыков самостоятельной работы, овладение которыми позволяет будущим специалистам соответствовать изменяющимся экологическим и социокультурным условиям окружающей среды.

При этом студенты оказываются включенными в следующие процессы:

– осознание личной значимости экологических проблем образовательного учреждения и развитие потребности в улучшении качества окружающей среды [5];

– развитие познавательного интереса к окружающему миру и выработка умений распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа;

– расширение технологического поля и экологизация контекста профессиональной подготовки специалиста;

– изучение нормативно-правовой основы экологической деятельности и следование моральным нормам и правилам поведения в окружающей среде в повседневной жизни, повышение личной экологической ответственности;

– приобретение навыков рационального природопользования и гармонизация отношений с окружающим миром и самим собой;

– формирование критического мышления в связи с приобретением умений анализировать роль природных объектов в жизни человека, возможности прогнозировать результаты человеческого воздействия на природу;

– овладение систематизированными экологическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации;

– формирование эмоционально-ценностного отношения к любой экологической ситуации, развитие эмоционально-чувственного восприятия мира;

– развитие коммуникативных умений вступать в диалогичное общыение в процессе совместного решения проблем.

К наиболее перспективным направлениям формирования экологической компетентности студентов можно отнести:

– научно-исследовательское направление, которое реализуется путем вовлечения обучающихся в деятельность научного общества и экологических общественных объединений. Исследовательская деятельность организуется в виде последовательности разрешения взаимосвязанных проблемных ситуаций экологического содержания. При этом отдельно взятая проблемная ситуация включала этапы распознавания, обследования и разрешения, выступала модулем целостного педагогического процесса.

– проектно-производственная деятельность: проведение комплексных исследований в области природопользования, разработка рекомендаций к их разрешению; обеспечение ресурсопроизводящей функции природной среды; оценка воздействий на окружающую среду; разработка и осуществление мониторинга в области природопользования; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов;

– контрольно-экспертная деятельность: разработка практических рекомендаций по использованию природно-ресурсного потенциала территорий; разработка систем рационального природопользования; проведение экологической оценки хозяйственных проектов;

– практико-ориентированное направление: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе, на основе глубокого изучения научно-исследовательской, проектно-производственной, контрольно-экспертной видов профессиональной экологической деятельности; овладение основами управления в сфере природопользования и охраны природы; систематизация и анализ собранных эмпирических материалов в целях написания курсовой или дипломной работы; воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать возникающие проблемы по экологии; получение знаний для последующего выбора профессий; формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии; выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы; выполнение конкретного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики; приобретение профессиональных качеств будущего специалиста по экологической проблематике.

В целом, для реализации системы подготовки специалистов с высокой экологической культурой определены следующие характеристики практической деятельности: специфика управления экологической деятельностью в образовательной сфере; оптимальные модели управления природоохранной деятельностью и экологической образованностью будущих выпускников университета; обеспечение преемственности в профессионально-экологическом образовании работников образовательной сферы; разработка научно-методических основ управленческо-экологической политики.