В условиях изменений в образовательной сфере, связанных с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, возникает вопрос о готовности к переменам ключевого исполнителя процесса – учителя, его проблемы, затруднения и барьеры, возникающие в процессе педагогической деятельности. Переход в новую систему координат, необходимость совершенствования профессиональных компетенций, неизбежно порождает у педагога комплекс психотравмирующих факторов, возникающие при этом профессиональные деформации личности приводят к социальной дезадаптации, снижению социальной защищенности, и в конечном итоге, утрате социальной безопасности педагога.
Профессию педагога можно описать следующим образом – это профессионально действующий человек, самоопределяющийся по отношению к своей деятельности и профессиональному движению; самореализующийся в ней, реализующий профессиональные способы деятельности, рефлектирующий её и занимающий по отношению к своей деятельности управленческую позицию; самоосуществляющийся в профессии – через собственное дело демонстрирующий собственные возможности. Профессиональная компетентность позволяет профессионалу действовать адекватно ситуации и в соответствии с предназначением профессии.
Между тем, профессиональная деятельность оказывает более мощное (де)-формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к не случайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности – это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т.п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-профессионала [2]. По мнению исследователей наиболее ярко профессиональная деформация личности проявляется в такой профессиональной области, как «человек-человек» и, в частности, в профессии педагога. Психологические затруднения и барьеры педагогической профессии, порождающие ситуацию внутреннего конфликта, состояние хронической напряженности и фрустрации вызывают изменения, нарушающие целостность личности, снижающие её адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.
Н.В. Кузьмина условно выделяет 4 группы причин затруднений, способствующих появлению профессиональных деформаций, возникающих в профессиональной деятельности педагога:
1. Объективные, непосредственно связанные с производственной деятельностью, не зависящие от учителя (недостаточное внимание родителей воспитанию детей, переполняемость класса и т. п.).
2. Объективные, связанные с условиями жизни и быта учителей (большая семья, плохие квартирные условия и т. п.).
3. Субъективно-объективные, которые коренятся в самом учителе (недостаток опыта, профессиональной подготовки и т. п.)
4. Субъективные (случайность выбора педагогической профессии, слабость воли и характера) [6,с.74].
Профессиональные деформации, возникающие в процессе профессиональной деятельности, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, профессиональном выгорании учителя и даже возможном последующим уходе из педагогической профессии непосредственно связаны с вопросами социальной безопасности педагога. Обеспечение социальной безопасности связывается нами с преодолением профессиональных деформаций.
Понятие «социальная безопасность» можно охарактеризовать как состояние стабильной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности, взаимообусловленного и взаимозависимого от действий субъектов безопасности, предпринимаемых ими в процессе ее обеспечения [1]. Это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается её устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, достойное качество жизни, создание условий для развития личности [7].
Профессиональная деятельность имеет статусно-ролевой характер, предполагает некоторое социальное обозначение, что ведет к повышенным социальным (нравственным и этическим) требованиям к личности в целом [5].
Н.С. Пряжников выделяет следующие характеристики профессиональной деятельности: ограниченный вид трудовой деятельности; общественно-полезный характер деятельности; необходимость специальной подготовки субъекта деятельности; вознаграждение субъекту труда за деятельность (материальное и моральное); деятельность, дающая человеку определенный социальный статус; отношение субъекта к данной работе как к своей профессии [9].
Социальная безопасность педагога, как субъекта профессиональной деятельности определяется сформированностью следующих профессионально важных качеств:
• профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, коммуникативные навыки [3];
• педагогическая направленность, педагогическая компетентность, педагогическая гибкость [8, с. 61].;
• нацеленность на реализацию своего творческого потенциала и создание условий для развития этого потенциала [4].
Указанные качества по существу являются интегральными характеристиками личности учителя, обусловливающими эффективность педагогического труда в целом. В условиях смены образовательной парадигмы, изменения государственных образовательных стандартов, требований к образовательным программам, условиям реализации образовательного процесса и результатам обучающихся осталась за кадром проблема готовности к переменам ключевого исполнителя процесса – учителя, его проблемы, затруднения и барьеры, возникающие в процессе педагогической деятельности. Переход в новую систему координат неизбежно порождает у педагога комплекс психотравмирующих факторов, возникающие при этом профессиональные деформации личности, приводят к социальной дезадаптации, снижению социальной защищенности, и в конечном итоге, утрате социальной безопасности педагога. В этих условиях целесообразно формировать социальный заказ на разработку и реализацию программ обеспечения социальной безопасности как основного компонента обеспечения социальной защищенности личности педагога. Обеспечение социальной безопасности педагога, как субъекта образовательного процесса, формирование у него состояния защищенности в современном социуме в процессе профессиональной деятельности должны стать важным направлением работы руководителей образовательных организаций по сохранению и совершенствованию педагогических кадров. Профессиональные деформации преодолеваются в ходе совершенствования профессиональных компетенций. Высокий уровень профессиональной компетентности у педагога, достаточная сформированность у него безопасных личностных характеристик и знаниево-информационных основ профессиональной деятельности являются важнейшими элементами в обеспечении социальной безопасности человека.
Обобщение изложенного позволяет предложить дефиницию «социальная безопасность педагога». Социальная безопасность педагога – это устранение социальных угроз средствами повышения профессиональной компетенции, достигаемой на основе преодоления профессиональных деформаций.
В современных исследованиях выделяют четыре основных критерия оценки социальной безопасности [10]. На основе данных критериев можно оценить систему социальной безопасности личности педагога по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам (направлениям): предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания; предотвращение деградации личности педагога; обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности; поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.
Зависимость между результатами преодоления профессиональных деформаций личности педагога и критериями оценки социальной безопасности педагога на основе подтверждения профессионального статуса
Критерии социальной безопасности личности педагога |
Преодоление профессиональных деформаций педагогов |
Предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания |
Преодоление деформаций в эмоциональной и коммуникативной сферах |
Предотвращение деградации личности педагога |
Преодоление деформации в мотивационно-потребностной сфере личности педагога |
Обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности |
Преодоление деформаций эмоциональной, коммуникативной и мотивационно-потребностной сферах личности педагога |
Поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций |
Преодоление деформаций эмоциональной, коммуникативной и мотивационно-потребностной сферах личности педагога |
Нами установлена зависимость между результатами преодоления профессиональных деформаций личности педагога и критериями оценки социальной безопасности педагога на основе подтверждения профессионального статуса (в соответствии с таблицей).
Таким образом, социальная безопасность педагога достигается путем преодоления профессиональных деформаций на основе достижения адекватного задачам обеспечения безопасности уровня профессиональной компетентности.
Библиографическая ссылка
Сафин А.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ, КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 153-155;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1561 (дата обращения: 21.11.2024).