В условиях изменений в образовательной сфере, связанных с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, возникает вопрос о готовности к переменам ключевого исполнителя процесса – учителя, его проблемы, затруднения и барьеры, возникающие в процессе педагогической деятельности. Переход в новую систему координат, необходимость совершенствования профессиональных компетенций, неизбежно порождает у педагога комплекс психотравмирующих факторов, возникающие при этом профессиональные деформации личности приводят к социальной дезадаптации, снижению социальной защищенности, и в конечном итоге, утрате социальной безопасности педагога.
Профессию педагога можно описать следующим образом – это профессионально действующий человек, самоопределяющийся по отношению к своей деятельности и профессиональному движению; самореализующийся в ней, реализующий профессиональные способы деятельности, рефлектирующий её и занимающий по отношению к своей деятельности управленческую позицию; самоосуществляющийся в профессии – через собственное дело демонстрирующий собственные возможности. Профессиональная компетентность позволяет профессионалу действовать адекватно ситуации и в соответствии с предназначением профессии.
Между тем, профессиональная деятельность оказывает более мощное (де)-формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к не случайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности – это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т.п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-профессионала [2]. По мнению исследователей наиболее ярко профессиональная деформация личности проявляется в такой профессиональной области, как «человек-человек» и, в частности, в профессии педагога. Психологические затруднения и барьеры педагогической профессии, порождающие ситуацию внутреннего конфликта, состояние хронической напряженности и фрустрации вызывают изменения, нарушающие целостность личности, снижающие её адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.
Н.В. Кузьмина условно выделяет 4 группы причин затруднений, способствующих появлению профессиональных деформаций, возникающих в профессиональной деятельности педагога:
1. Объективные, непосредственно связанные с производственной деятельностью, не зависящие от учителя (недостаточное внимание родителей воспитанию детей, переполняемость класса и т. п.).
2. Объективные, связанные с условиями жизни и быта учителей (большая семья, плохие квартирные условия и т. п.).
3. Субъективно-объективные, которые коренятся в самом учителе (недостаток опыта, профессиональной подготовки и т. п.)
4. Субъективные (случайность выбора педагогической профессии, слабость воли и характера) [6,с.74].
Профессиональные деформации, возникающие в процессе профессиональной деятельности, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, профессиональном выгорании учителя и даже возможном последующим уходе из педагогической профессии непосредственно связаны с вопросами социальной безопасности педагога. Обеспечение социальной безопасности связывается нами с преодолением профессиональных деформаций.
Понятие «социальная безопасность» можно охарактеризовать как состояние стабильной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности, взаимообусловленного и взаимозависимого от действий субъектов безопасности, предпринимаемых ими в процессе ее обеспечения [1]. Это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается её устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, достойное качество жизни, создание условий для развития личности [7].
Профессиональная деятельность имеет статусно-ролевой характер, предполагает некоторое социальное обозначение, что ведет к повышенным социальным (нравственным и этическим) требованиям к личности в целом [5].
Н.С. Пряжников выделяет следующие характеристики профессиональной деятельности: ограниченный вид трудовой деятельности; общественно-полезный характер деятельности; необходимость специальной подготовки субъекта деятельности; вознаграждение субъекту труда за деятельность (материальное и моральное); деятельность, дающая человеку определенный социальный статус; отношение субъекта к данной работе как к своей профессии [9].
Социальная безопасность педагога, как субъекта профессиональной деятельности определяется сформированностью следующих профессионально важных качеств:
• профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, коммуникативные навыки [3];
• педагогическая направленность, педагогическая компетентность, педагогическая гибкость [8, с. 61].;
• нацеленность на реализацию своего творческого потенциала и создание условий для развития этого потенциала [4].
Указанные качества по существу являются интегральными характеристиками личности учителя, обусловливающими эффективность педагогического труда в целом. В условиях смены образовательной парадигмы, изменения государственных образовательных стандартов, требований к образовательным программам, условиям реализации образовательного процесса и результатам обучающихся осталась за кадром проблема готовности к переменам ключевого исполнителя процесса – учителя, его проблемы, затруднения и барьеры, возникающие в процессе педагогической деятельности. Переход в новую систему координат неизбежно порождает у педагога комплекс психотравмирующих факторов, возникающие при этом профессиональные деформации личности, приводят к социальной дезадаптации, снижению социальной защищенности, и в конечном итоге, утрате социальной безопасности педагога. В этих условиях целесообразно формировать социальный заказ на разработку и реализацию программ обеспечения социальной безопасности как основного компонента обеспечения социальной защищенности личности педагога. Обеспечение социальной безопасности педагога, как субъекта образовательного процесса, формирование у него состояния защищенности в современном социуме в процессе профессиональной деятельности должны стать важным направлением работы руководителей образовательных организаций по сохранению и совершенствованию педагогических кадров. Профессиональные деформации преодолеваются в ходе совершенствования профессиональных компетенций. Высокий уровень профессиональной компетентности у педагога, достаточная сформированность у него безопасных личностных характеристик и знаниево-информационных основ профессиональной деятельности являются важнейшими элементами в обеспечении социальной безопасности человека.
Обобщение изложенного позволяет предложить дефиницию «социальная безопасность педагога». Социальная безопасность педагога – это устранение социальных угроз средствами повышения профессиональной компетенции, достигаемой на основе преодоления профессиональных деформаций.
В современных исследованиях выделяют четыре основных критерия оценки социальной безопасности [10]. На основе данных критериев можно оценить систему социальной безопасности личности педагога по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам (направлениям): предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания; предотвращение деградации личности педагога; обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности; поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.
Зависимость между результатами преодоления профессиональных деформаций личности педагога и критериями оценки социальной безопасности педагога на основе подтверждения профессионального статуса
Критерии социальной безопасности личности педагога |
Преодоление профессиональных деформаций педагогов |
Предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания |
Преодоление деформаций в эмоциональной и коммуникативной сферах |
Предотвращение деградации личности педагога |
Преодоление деформации в мотивационно-потребностной сфере личности педагога |
Обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности |
Преодоление деформаций эмоциональной, коммуникативной и мотивационно-потребностной сферах личности педагога |
Поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций |
Преодоление деформаций эмоциональной, коммуникативной и мотивационно-потребностной сферах личности педагога |
Нами установлена зависимость между результатами преодоления профессиональных деформаций личности педагога и критериями оценки социальной безопасности педагога на основе подтверждения профессионального статуса (в соответствии с таблицей).
Таким образом, социальная безопасность педагога достигается путем преодоления профессиональных деформаций на основе достижения адекватного задачам обеспечения безопасности уровня профессиональной компетентности.