Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Оспанова Г.С. 1 Бозшатаева Г.Т. 1 Турабаева Г.К. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
В статье показаны результаты разработки методики и апробации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Данный проект показал, что научно-исследовательская работа способствуют развитию интереса учащихся к современным методам научного исследования, объединению теоретических и практических знаний биологии, формированию исследовательских умений и навыков работы в группе. Разработанная программа проекта рассчитана на учащихся старших классов и направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня их биологической компетенции.
метод проектов
методика проектной деятельности
программа школьного научного кружка
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. – Астана, 2010.
2. Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е. Методология 12-летнего образования. – Алматы: «Рауан», 2003. – 126 с.
3. Баимбетова Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование. – 2014. – №10. – С.5-8.
4. Оспанова Г.С., Ыскак А.И., Кубенов М.А., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Г.К. Организация проектной деятельности школьников // Международный журнал экспериментального образования – 2016. – №3 (часть 1). – С. 51-53.

Современная система образования в Республике Казахстан поставила перед общим средним образованием новые задачи, которые ориентируют на формирование у учащихся научного мышления [1-3].

В задачи школы входит не только обучение учеников, но и научить полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Модернизации образования напрямую связана с совершенствованием технологий и методик обучения.

Одним из эффективных путей решения новых задач современного школьного образования является выполнение научных проектов, которые позволяют формировать у учащихся способность определять цель научно-исследовательской работы, планировать возможности ее достижения, а также анализировать и оценивать полученные результаты.

Метод проектов формирует у школьников умения составления плана работы проекта, работы в группе, сбора материала необходимого для реализации проекта, анализа полученных результатов.

Метод проектов активно используется в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности школы. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований: раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; охарактеризованы этапы учебного проекта, определена роль учителя на каждом из них; предложены различные подходы в оценивании проектной деятельности [4].

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников старших классов.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработка методики и внедрение проектной деятельности в процесс обучения биологии осуществлялось на базе № 15 школы-лицея им. Д.И. Менделеева г. Шымкента. Была организована секция «Энтомолог» на базе кружка «Живой мир». Программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» включала темы 20 занятий, на которых учащиеся познакомились с основными этапами проектной деятельности, разработали свой собственный проект. В проекте участвовали 12 школьников. Занятия кружка проводились один раз в неделю.

Разработанная программа рассчитана на учащихся старших классов, которые свою будущую профессию связывают с биологией.

Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.

Цель программы: способствовать формированию у школьников умений и навыков научно- исследовательской деятельности.

Программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог» рассчитана на 20 часов, содержание которой отображено в таблице.

Для решения поставленных задач в программу курса включено следующее содержание:

1. Описание метода проекта, как формы организации проектной деятельности учащихся;

2. Разработка проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Содержание программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог»

Тематика занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Проект «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

1

3

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап планирования.

2

4

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Аналитический этап

2

5

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап обобщения информации.

4

6.

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Стационарные маршрутные исследования плантаций томатов.

6

7.

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап представления результатов проделанной работы (презентация)

4

Каждый этап организации проектной деятельности имел свою цель. Целью первого этапа было ознакомление школьников с сутью проектной деятельности и закреплением имеющихся теоретических знаний на практике.

Целью второго этапа нашей работы являлось осуществление работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Исследовательская деятельность школьников была самостоятельной.

Организаторы проекта должны были определить, насколько сформированы у учащихся умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, работа в группе, умение вести себя в публичном выступлении.

Третий этап проделанной работы – проанализировать проведенную работу биологического кружка в осуществлении работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Выводы. Практическое значение работы заключается в методике разработки программы биологического кружка, посвященного организации научного проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные этапы организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения биологии у учащихся старших классов.

По результатам проведенной работы сделаны следующие выводы:

1. Разработана методика организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО»;

2. Проектную деятельность целесообразнее проводить в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй – самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы;

3. Проведенный анализ занятий кружка показал, что выполненный проект на базе биологическом кружке «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» дал положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной деятельности, научились выделять цели и задачи проекта, осуществляли работу по поиску и обобщению информации по теме;

4. Учитель – организатор проектной деятельности должен обладать навыками педагогического проектирования.


Библиографическая ссылка

Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Г.К. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 141-143;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1558 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674