Современная система образования в Республике Казахстан поставила перед общим средним образованием новые задачи, которые ориентируют на формирование у учащихся научного мышления [1-3].
В задачи школы входит не только обучение учеников, но и научить полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Модернизации образования напрямую связана с совершенствованием технологий и методик обучения.
Одним из эффективных путей решения новых задач современного школьного образования является выполнение научных проектов, которые позволяют формировать у учащихся способность определять цель научно-исследовательской работы, планировать возможности ее достижения, а также анализировать и оценивать полученные результаты.
Метод проектов формирует у школьников умения составления плана работы проекта, работы в группе, сбора материала необходимого для реализации проекта, анализа полученных результатов.
Метод проектов активно используется в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности школы. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований: раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; охарактеризованы этапы учебного проекта, определена роль учителя на каждом из них; предложены различные подходы в оценивании проектной деятельности [4].
Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников старших классов.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка.
Результаты исследования и их обсуждение
Разработка методики и внедрение проектной деятельности в процесс обучения биологии осуществлялось на базе № 15 школы-лицея им. Д.И. Менделеева г. Шымкента. Была организована секция «Энтомолог» на базе кружка «Живой мир». Программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» включала темы 20 занятий, на которых учащиеся познакомились с основными этапами проектной деятельности, разработали свой собственный проект. В проекте участвовали 12 школьников. Занятия кружка проводились один раз в неделю.
Разработанная программа рассчитана на учащихся старших классов, которые свою будущую профессию связывают с биологией.
Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.
Цель программы: способствовать формированию у школьников умений и навыков научно- исследовательской деятельности.
Программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог» рассчитана на 20 часов, содержание которой отображено в таблице.
Для решения поставленных задач в программу курса включено следующее содержание:
1. Описание метода проекта, как формы организации проектной деятельности учащихся;
2. Разработка проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».
Содержание программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог»
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Проект «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». |
1 |
3 |
Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап планирования. |
2 |
4 |
Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Аналитический этап |
2 |
5 |
Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап обобщения информации. |
4 |
6. |
Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Стационарные маршрутные исследования плантаций томатов. |
6 |
7. |
Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап представления результатов проделанной работы (презентация) |
4 |
Каждый этап организации проектной деятельности имел свою цель. Целью первого этапа было ознакомление школьников с сутью проектной деятельности и закреплением имеющихся теоретических знаний на практике.
Целью второго этапа нашей работы являлось осуществление работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Исследовательская деятельность школьников была самостоятельной.
Организаторы проекта должны были определить, насколько сформированы у учащихся умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, работа в группе, умение вести себя в публичном выступлении.
Третий этап проделанной работы – проанализировать проведенную работу биологического кружка в осуществлении работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».
Выводы. Практическое значение работы заключается в методике разработки программы биологического кружка, посвященного организации научного проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».
Теоретическое значение проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные этапы организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения биологии у учащихся старших классов.
По результатам проведенной работы сделаны следующие выводы:
1. Разработана методика организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО»;
2. Проектную деятельность целесообразнее проводить в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй – самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы;
3. Проведенный анализ занятий кружка показал, что выполненный проект на базе биологическом кружке «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» дал положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной деятельности, научились выделять цели и задачи проекта, осуществляли работу по поиску и обобщению информации по теме;
4. Учитель – организатор проектной деятельности должен обладать навыками педагогического проектирования.
Библиографическая ссылка
Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Г.К. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 141-143;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1558 (дата обращения: 23.11.2024).