Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TECHNIQUE OF THE ORGANIZATION OF DESIGN ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

Оspanova G.S. 1 Bozshataeva G.Т. 1 Тurabaeva G.К. 1
1 M. Auezov South Kazakhstan State University
Results of development of a technique and approbation of the «Studying of fauna of semi-coleoptera on tomato plantations in the conditions of YuKO» project are shown in article. This project has shown that research work promote development of interest of pupils in modern methods of scientific research, combination of theoretical and practical knowledge of biology, formation of research skills of work in group. The developed program of the project is calculated on the studying senior classes and directed to expansion of knowledge of pupils, increase in level of their biological competence.
method of projects
technique of design activity
program of a school scientific club

Современная система образования в Республике Казахстан поставила перед общим средним образованием новые задачи, которые ориентируют на формирование у учащихся научного мышления [1-3].

В задачи школы входит не только обучение учеников, но и научить полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Модернизации образования напрямую связана с совершенствованием технологий и методик обучения.

Одним из эффективных путей решения новых задач современного школьного образования является выполнение научных проектов, которые позволяют формировать у учащихся способность определять цель научно-исследовательской работы, планировать возможности ее достижения, а также анализировать и оценивать полученные результаты.

Метод проектов формирует у школьников умения составления плана работы проекта, работы в группе, сбора материала необходимого для реализации проекта, анализа полученных результатов.

Метод проектов активно используется в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности школы. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований: раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; охарактеризованы этапы учебного проекта, определена роль учителя на каждом из них; предложены различные подходы в оценивании проектной деятельности [4].

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников старших классов.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработка методики и внедрение проектной деятельности в процесс обучения биологии осуществлялось на базе № 15 школы-лицея им. Д.И. Менделеева г. Шымкента. Была организована секция «Энтомолог» на базе кружка «Живой мир». Программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» включала темы 20 занятий, на которых учащиеся познакомились с основными этапами проектной деятельности, разработали свой собственный проект. В проекте участвовали 12 школьников. Занятия кружка проводились один раз в неделю.

Разработанная программа рассчитана на учащихся старших классов, которые свою будущую профессию связывают с биологией.

Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.

Цель программы: способствовать формированию у школьников умений и навыков научно- исследовательской деятельности.

Программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог» рассчитана на 20 часов, содержание которой отображено в таблице.

Для решения поставленных задач в программу курса включено следующее содержание:

1. Описание метода проекта, как формы организации проектной деятельности учащихся;

2. Разработка проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Содержание программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог»

Тематика занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Проект «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

1

3

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап планирования.

2

4

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Аналитический этап

2

5

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап обобщения информации.

4

6.

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Стационарные маршрутные исследования плантаций томатов.

6

7.

Работа над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Этап представления результатов проделанной работы (презентация)

4

Каждый этап организации проектной деятельности имел свою цель. Целью первого этапа было ознакомление школьников с сутью проектной деятельности и закреплением имеющихся теоретических знаний на практике.

Целью второго этапа нашей работы являлось осуществление работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО». Исследовательская деятельность школьников была самостоятельной.

Организаторы проекта должны были определить, насколько сформированы у учащихся умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, работа в группе, умение вести себя в публичном выступлении.

Третий этап проделанной работы – проанализировать проведенную работу биологического кружка в осуществлении работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Выводы. Практическое значение работы заключается в методике разработки программы биологического кружка, посвященного организации научного проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные этапы организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения биологии у учащихся старших классов.

По результатам проведенной работы сделаны следующие выводы:

1. Разработана методика организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО»;

2. Проектную деятельность целесообразнее проводить в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй – самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы;

3. Проведенный анализ занятий кружка показал, что выполненный проект на базе биологическом кружке «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» дал положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной деятельности, научились выделять цели и задачи проекта, осуществляли работу по поиску и обобщению информации по теме;

4. Учитель – организатор проектной деятельности должен обладать навыками педагогического проектирования.