Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНТЕРНАТА

Кутумов О.Ю. 1 Егорова П.Л. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
Выпускники интернатных учреждений после окончания специализированного интерната сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками: у них отсутствуют навыки самообслуживания, желание учиться и заниматься трудовой деятельностью, а также формировать коммуникативные связи. Основными проблемами в процессе адаптации выпускников к самостоятельной жизни, к режиму училищ были: отказ от учёбы и посещения занятий – 15?%,самовольные уходы из учреждения – 8?%, нарушение режимных моментов –22?%, агрессивное деструктивное поведение – 5?%, ранняя алкоголизация – 3?% употребление наркотических веществ и ЛОВ – 3?%,совершение противоправных действий, имущественных преступлений – 8?%, тяжких преступлений – 2?%. Использование предложенной в статье модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, основанной на межведомственном взаимодействии многих специалистов, способствует наиболее успешной адаптации выпускника к самостоятельной жизни.
медико-педагогическое сопровождение
выпускники интернатов
1. Баклушина Е.К. Научное обоснование концептуальной модели системы медико-организационного обеспечения прав несовершеннолетних пациентов: дис. ... д-ра мед. наук / ГОУВПО «Московская медицинская академия». – М., 2006.
2. Баклушина Е.К., Нуженкова М.В. Медико-организационные мероприятия по совершенствованию реализации прав несовершеннолетних пациентов // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5; № 1. – С. 42a.
3. Гиголаева Т.В., Нестеров А.Н., Перевозчикова Е.В., Руженская Е.В., Толстова С.Ю., Махов А.С. Физическая реабилитация: Учебное пособие – Шуя, 2011. Том 2.
4. Егорова П.Л. Психосоциальная помощь и реабилитация подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального развития // Вопросы медицинской реабилитации при оказании психиатрической помощи: сборник научных трудов / под общ. ред. Е.В. Руженской. – Иваново, 2016. – С. 8–11.
5. Егорова П.Л., Портнова А.А. Состояние психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психическое здоровье. – 2015. – Т. 13. № 8 (111). – С. 59–63.
6. Егорова П.Л., Портнова А.А.Факторы риска возникновения психических нарушений у сирот в подростковом возрасте // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2015. – Т. 20; № 2. – С. 57–61.
7. Кочерова О.Ю., Филькина О.М., Долотова Н.В., Малышкина А.И., Ильин А.Г., Антышева Е.Н.Семейная психотерапия и реабилитация детей-инвалидов // Паллиативная медицина и реабилитация. – 2015. – № 4. – С. 49–53.
8. Махов А.С., Карасева Т.В., Толстов С.Н., Толстова С.Ю., Руженская Е.В. Возрастная психопатология и психоконсультирование. – Шуя, 2013.
9. Примерное положение о Центре социальной (постинтернатной) адаптации детей-сирот. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2013.№ ИР-590–07.
10. Руженская Е.В. Формирование правовой компетентности медицинского персонала психиатрической службы // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. – 2013. – № 2. – С. 253–257.
11. Руженская Е.В., Карасёва Т.В. Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 4. – С. 43–46.
12. Руженская Е.В.Современные подходы к организации социореабилитации лиц с психическими расстройствами // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2016. – Т. 21. № 2. – С. 10–15.
13. Селенина Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников // Детский дом. – № 28 (3). – 2008. – 65 с.
14. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014–2017 годы» от 1 июня 2012 г.
15. Филькина О.М., Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Слабинская Т.В. Особенности заболеваемости и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных социальных условиях // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2016. – Т. 21; № 2. – С. 16–19.

В последние несколько лет в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это никак не отразилось на уровне жизни выпускников детских домов. Выпускники интернатных учреждений в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками: у них отсутствуют навыки самообслуживания, желание учиться и заниматься трудовой деятельностью, а также формировать коммуникативные связи.

Выпускники детских домов представляют собой крайне уязвимую категорию общества. В данной категории не редки случаи суицида, гибели, уголовных преступлений, административных правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости. Это определяет острую необходимость организации постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений. Всё это на порядок больше касается детей-сирот имеющих сопутствующее отклонение в интеллектуальном развитии (лёгкую умственную отсталость), нередко осложнённую расстройствами поведения.

Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений.

Постинтернатное сопровождение – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения интернатного типа, а так же их самореализацию, снижение числа совершаемых правонарушений и преступлений.

Однако, как показывает практика, на сегодняшний день в большинстве регионов РФ постинтернатному сопровождению выпускников не уделяется должного внимания. Это проявляется в отсутствии единой системы, регулирующей всю деятельность по организации сопровождения; отсутствии нормативно-правовой базы, прежде всего, регионального уровня; проблемы в организации межведомственного взаимодействия; и, конечно же, проблемы подготовки специальных кадров. Кроме того не разработаны чёткие критерии оценки результатов социальной адаптации выпускников после выхода их из интерната. В итоге порой достаточно сложно оценить её эффективность. Следовательно, вопрос о реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается открытым.

Данные проблемы указывают на необходимость формирования целостной системы постинтернатного сопровождения, которая включала бы в себя нормативно – правовую базу, координационный орган, совокупность органов и учреждений, деятельность которых основывалась бы на межведомственном взаимодействии, методическое обеспечение и др., т.е. создание модели постинтернатного сопровождения.

В настоящей работе мы на основе катамнестического наблюдения за выпускниками Чернцкой школы-интерната, в рамках их постинтернатного сопровождения, проанализировали и обобщили результаты социальной адаптации выпускников учреждения после выхода их из интерната. В исследуемую группу вошли выпускники 2013, 2014, 2015 годов, окончившие нашу школу-интернат, в возрасте 16–18 лет, имеющие диагноз легкой умственной отсталости, в общем количестве 53 человека. Из них 35 юношей, 18 девушек, 13 из них имели инвалидность по умственной отсталости.

Сразу оговоримся, что наблюдение за выпускниками осуществлялось в рамках модели постинтернатного сопровождения, разработанной учреждением на основе многолетнего опыта работы. Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения представлена на рисунке.

Наблюдение за выпускниками осуществлялось в процессе совместных выездов в образовательные учреждения, непосредственных бесед и консультаций с педагогами, воспитателями, представителями администрации училищ, бесед с выпускниками. Кроме того проводились консультации выпускников при посещении ими интерната, а так же при организации, социальной гостиницы, в летний период, когда училища закрывались.

kut1.wmf

Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения детского дома Как видно из схемы врач-психиатр является непосредственным участником, важным субъектом взаимодействия в процессе постинтернатного сопровождения

Основными проблемами в процессе адаптации выпускников к самостоятельной жизни, к режиму училищ были: отказ от учёбы и посещения занятий – 15 %,самовольные уходы из учреждения – 8 %, нарушение режимных моментов –22 %, агрессивное деструктивное поведение – 5 %,ранняя алкоголизация – 3 % употребление наркотических веществ и ЛОВ – 3 %,совершение противоправных действий, имущественных преступлений – 8 %, тяжких преступлений – 2 %. Информация о противоправных действиях поступала из следственных органов в виде запросов на документацию.

Следует отметить, что 60 % выпускников своевременно не вставали на консультативное наблюдение врача-психиатра по месту пребывания, и, как следствие, имели проблемы с оформлением инвалидности и переосвидетельствованием на МСЭ. Часто поводом к первичному обращению к врачу-психиатру по месту пребывания были лишь выраженные и некоррегируемые расстройства поведения (5 % выпускников). В решении этих проблем важная роль принадлежала участникам постинтернатного сопровождения. Также прослеживалась чёткая корреляция нарушений процесса адаптации у выпускников с выраженными и устойчивыми расстройствами поведения у этих же воспитанников ещё в условиях интерната. У таких подростков нарушения в социальной адаптации имели сочетанный характер, (10 % выпускников). Это лишний раз подтверждает следующий вывод: в период нахождения ребёнка в детском доме проблемы адаптации в социум носят латентный характер, т.е. не выражаются в открытой форме и не оказывают как такового влияния на процесс взросления. Однако после выпуска, в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер. В решении таких сложных проблем положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как разработка индивидуального плана постинтернатного сопровождения на конкретного выпускника. Свои рекомендации в этот план вносит и врач-психиатр. Также этот выпускник обсуждался на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Результаты его оформлялись соответствующим протоколом.

В заключении следует сказать, что подготовка воспитанника интерната начинается за долго до его выпуска из интерната. Это и система воспитания в разновозрастных группах типа семейных. Это и проживание детей в жилом корпусе квартирного типа. Это и уроки по социальной адаптации для выпускных классов, и многое другое. Таким образом использование данной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, основанной на межведомственном взаимодействии многих специалистов, способствует наиболее успешной адаптации выпускника к самостоятельной жизни.


Библиографическая ссылка

Кутумов О.Ю., Егорова П.Л. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНТЕРНАТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 120-122;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1554 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674