В последние несколько лет в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это никак не отразилось на уровне жизни выпускников детских домов. Выпускники интернатных учреждений в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками: у них отсутствуют навыки самообслуживания, желание учиться и заниматься трудовой деятельностью, а также формировать коммуникативные связи.
Выпускники детских домов представляют собой крайне уязвимую категорию общества. В данной категории не редки случаи суицида, гибели, уголовных преступлений, административных правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости. Это определяет острую необходимость организации постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений. Всё это на порядок больше касается детей-сирот имеющих сопутствующее отклонение в интеллектуальном развитии (лёгкую умственную отсталость), нередко осложнённую расстройствами поведения.
Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений.
Постинтернатное сопровождение – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения интернатного типа, а так же их самореализацию, снижение числа совершаемых правонарушений и преступлений.
Однако, как показывает практика, на сегодняшний день в большинстве регионов РФ постинтернатному сопровождению выпускников не уделяется должного внимания. Это проявляется в отсутствии единой системы, регулирующей всю деятельность по организации сопровождения; отсутствии нормативно-правовой базы, прежде всего, регионального уровня; проблемы в организации межведомственного взаимодействия; и, конечно же, проблемы подготовки специальных кадров. Кроме того не разработаны чёткие критерии оценки результатов социальной адаптации выпускников после выхода их из интерната. В итоге порой достаточно сложно оценить её эффективность. Следовательно, вопрос о реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается открытым.
Данные проблемы указывают на необходимость формирования целостной системы постинтернатного сопровождения, которая включала бы в себя нормативно – правовую базу, координационный орган, совокупность органов и учреждений, деятельность которых основывалась бы на межведомственном взаимодействии, методическое обеспечение и др., т.е. создание модели постинтернатного сопровождения.
В настоящей работе мы на основе катамнестического наблюдения за выпускниками Чернцкой школы-интерната, в рамках их постинтернатного сопровождения, проанализировали и обобщили результаты социальной адаптации выпускников учреждения после выхода их из интерната. В исследуемую группу вошли выпускники 2013, 2014, 2015 годов, окончившие нашу школу-интернат, в возрасте 16–18 лет, имеющие диагноз легкой умственной отсталости, в общем количестве 53 человека. Из них 35 юношей, 18 девушек, 13 из них имели инвалидность по умственной отсталости.
Сразу оговоримся, что наблюдение за выпускниками осуществлялось в рамках модели постинтернатного сопровождения, разработанной учреждением на основе многолетнего опыта работы. Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения представлена на рисунке.
Наблюдение за выпускниками осуществлялось в процессе совместных выездов в образовательные учреждения, непосредственных бесед и консультаций с педагогами, воспитателями, представителями администрации училищ, бесед с выпускниками. Кроме того проводились консультации выпускников при посещении ими интерната, а так же при организации, социальной гостиницы, в летний период, когда училища закрывались.
Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения детского дома Как видно из схемы врач-психиатр является непосредственным участником, важным субъектом взаимодействия в процессе постинтернатного сопровождения
Основными проблемами в процессе адаптации выпускников к самостоятельной жизни, к режиму училищ были: отказ от учёбы и посещения занятий – 15 %,самовольные уходы из учреждения – 8 %, нарушение режимных моментов –22 %, агрессивное деструктивное поведение – 5 %,ранняя алкоголизация – 3 % употребление наркотических веществ и ЛОВ – 3 %,совершение противоправных действий, имущественных преступлений – 8 %, тяжких преступлений – 2 %. Информация о противоправных действиях поступала из следственных органов в виде запросов на документацию.
Следует отметить, что 60 % выпускников своевременно не вставали на консультативное наблюдение врача-психиатра по месту пребывания, и, как следствие, имели проблемы с оформлением инвалидности и переосвидетельствованием на МСЭ. Часто поводом к первичному обращению к врачу-психиатру по месту пребывания были лишь выраженные и некоррегируемые расстройства поведения (5 % выпускников). В решении этих проблем важная роль принадлежала участникам постинтернатного сопровождения. Также прослеживалась чёткая корреляция нарушений процесса адаптации у выпускников с выраженными и устойчивыми расстройствами поведения у этих же воспитанников ещё в условиях интерната. У таких подростков нарушения в социальной адаптации имели сочетанный характер, (10 % выпускников). Это лишний раз подтверждает следующий вывод: в период нахождения ребёнка в детском доме проблемы адаптации в социум носят латентный характер, т.е. не выражаются в открытой форме и не оказывают как такового влияния на процесс взросления. Однако после выпуска, в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер. В решении таких сложных проблем положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как разработка индивидуального плана постинтернатного сопровождения на конкретного выпускника. Свои рекомендации в этот план вносит и врач-психиатр. Также этот выпускник обсуждался на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Результаты его оформлялись соответствующим протоколом.
В заключении следует сказать, что подготовка воспитанника интерната начинается за долго до его выпуска из интерната. Это и система воспитания в разновозрастных группах типа семейных. Это и проживание детей в жилом корпусе квартирного типа. Это и уроки по социальной адаптации для выпускных классов, и многое другое. Таким образом использование данной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, основанной на межведомственном взаимодействии многих специалистов, способствует наиболее успешной адаптации выпускника к самостоятельной жизни.