Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MEDICO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE ORPHAN CHILDREN AFTER THE TERMINATION SPECIALIZED BOARDING SCHOOL

Kutumov O.Y. 1 Egorova P.L. 1
1 Regional clinical psychiatric hospital «Bogorodskoye»
Graduates of residential care facilities after the termination of a specialized boarding school face problems, which are connected as with unavailability of society to accept young people with the status of the orphan, and with their low level of readiness for independent life and the developed internal installations: they have no skills of self-service, desire to study and be engaged in a labor activity, and also to create communicative communications. The main problems in the process of adaptation of graduates to independent living, to the regime of the schools was: rejection of study and attendance – 15?%,unauthorized leave from the facility – 8?%, violation of the regime moments – 22?%, aggressive destructive behavior – 5?%,early alcohol – 3?% the use of narcotic substances and FISHING – 3?%,committing illegal acts, property crimes and 8?%, serious crime down 2?%. Use of the model of post-residential escort of orphan children offered in article based on interdepartmental interaction of many specialists promotes the most successful adaptation of the graduate to independent life.
medico-pedagogical maintenance
graduates of boarding schools

В последние несколько лет в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это никак не отразилось на уровне жизни выпускников детских домов. Выпускники интернатных учреждений в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками: у них отсутствуют навыки самообслуживания, желание учиться и заниматься трудовой деятельностью, а также формировать коммуникативные связи.

Выпускники детских домов представляют собой крайне уязвимую категорию общества. В данной категории не редки случаи суицида, гибели, уголовных преступлений, административных правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости. Это определяет острую необходимость организации постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений. Всё это на порядок больше касается детей-сирот имеющих сопутствующее отклонение в интеллектуальном развитии (лёгкую умственную отсталость), нередко осложнённую расстройствами поведения.

Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений.

Постинтернатное сопровождение – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения интернатного типа, а так же их самореализацию, снижение числа совершаемых правонарушений и преступлений.

Однако, как показывает практика, на сегодняшний день в большинстве регионов РФ постинтернатному сопровождению выпускников не уделяется должного внимания. Это проявляется в отсутствии единой системы, регулирующей всю деятельность по организации сопровождения; отсутствии нормативно-правовой базы, прежде всего, регионального уровня; проблемы в организации межведомственного взаимодействия; и, конечно же, проблемы подготовки специальных кадров. Кроме того не разработаны чёткие критерии оценки результатов социальной адаптации выпускников после выхода их из интерната. В итоге порой достаточно сложно оценить её эффективность. Следовательно, вопрос о реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается открытым.

Данные проблемы указывают на необходимость формирования целостной системы постинтернатного сопровождения, которая включала бы в себя нормативно – правовую базу, координационный орган, совокупность органов и учреждений, деятельность которых основывалась бы на межведомственном взаимодействии, методическое обеспечение и др., т.е. создание модели постинтернатного сопровождения.

В настоящей работе мы на основе катамнестического наблюдения за выпускниками Чернцкой школы-интерната, в рамках их постинтернатного сопровождения, проанализировали и обобщили результаты социальной адаптации выпускников учреждения после выхода их из интерната. В исследуемую группу вошли выпускники 2013, 2014, 2015 годов, окончившие нашу школу-интернат, в возрасте 16–18 лет, имеющие диагноз легкой умственной отсталости, в общем количестве 53 человека. Из них 35 юношей, 18 девушек, 13 из них имели инвалидность по умственной отсталости.

Сразу оговоримся, что наблюдение за выпускниками осуществлялось в рамках модели постинтернатного сопровождения, разработанной учреждением на основе многолетнего опыта работы. Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения представлена на рисунке.

Наблюдение за выпускниками осуществлялось в процессе совместных выездов в образовательные учреждения, непосредственных бесед и консультаций с педагогами, воспитателями, представителями администрации училищ, бесед с выпускниками. Кроме того проводились консультации выпускников при посещении ими интерната, а так же при организации, социальной гостиницы, в летний период, когда училища закрывались.

kut1.wmf

Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения детского дома Как видно из схемы врач-психиатр является непосредственным участником, важным субъектом взаимодействия в процессе постинтернатного сопровождения

Основными проблемами в процессе адаптации выпускников к самостоятельной жизни, к режиму училищ были: отказ от учёбы и посещения занятий – 15 %,самовольные уходы из учреждения – 8 %, нарушение режимных моментов –22 %, агрессивное деструктивное поведение – 5 %,ранняя алкоголизация – 3 % употребление наркотических веществ и ЛОВ – 3 %,совершение противоправных действий, имущественных преступлений – 8 %, тяжких преступлений – 2 %. Информация о противоправных действиях поступала из следственных органов в виде запросов на документацию.

Следует отметить, что 60 % выпускников своевременно не вставали на консультативное наблюдение врача-психиатра по месту пребывания, и, как следствие, имели проблемы с оформлением инвалидности и переосвидетельствованием на МСЭ. Часто поводом к первичному обращению к врачу-психиатру по месту пребывания были лишь выраженные и некоррегируемые расстройства поведения (5 % выпускников). В решении этих проблем важная роль принадлежала участникам постинтернатного сопровождения. Также прослеживалась чёткая корреляция нарушений процесса адаптации у выпускников с выраженными и устойчивыми расстройствами поведения у этих же воспитанников ещё в условиях интерната. У таких подростков нарушения в социальной адаптации имели сочетанный характер, (10 % выпускников). Это лишний раз подтверждает следующий вывод: в период нахождения ребёнка в детском доме проблемы адаптации в социум носят латентный характер, т.е. не выражаются в открытой форме и не оказывают как такового влияния на процесс взросления. Однако после выпуска, в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер. В решении таких сложных проблем положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как разработка индивидуального плана постинтернатного сопровождения на конкретного выпускника. Свои рекомендации в этот план вносит и врач-психиатр. Также этот выпускник обсуждался на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Результаты его оформлялись соответствующим протоколом.

В заключении следует сказать, что подготовка воспитанника интерната начинается за долго до его выпуска из интерната. Это и система воспитания в разновозрастных группах типа семейных. Это и проживание детей в жилом корпусе квартирного типа. Это и уроки по социальной адаптации для выпускных классов, и многое другое. Таким образом использование данной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, основанной на межведомственном взаимодействии многих специалистов, способствует наиболее успешной адаптации выпускника к самостоятельной жизни.