Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Колесникова Е.В. 1
1 АНО ВО «Белгородский университет кооперации
В статье подчеркивается важность использования пленера как формы интерактивного занятия в подготовке студентов специальностей «Дизайн» и «Реклама» и направлений подготовки «Дизайн» и «Реклама и связи с общественностью». Данный тип интерактива должен быть предусмотрен в рабочих программах, поскольку только работая на пленэре, студенты имеют возможность ознакомления с цветовыми решениями и сложными природными факторами, что является необходимым условием реализации ОПОП ВО. Важен также такой аспект обучения как объяснение и анализ этапов работы, а также наглядная демонстрация преподавателем возможностей живописного решения на примере этюда пейзажа и других конкретных объектов. В программе по пленэрной живописи необходимо давать задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей. Задания должны усложняться с каждым курсом – от простых этюдов до длительных этюдов, где охвачено большое пространство.
пленер
рабочая программа
реклама
дизайн
пейзажная живопись
дизайн
рисунок
пейзаж
образование
обучение
1. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2006. – 142 с.
2. Живопись: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / [Н.П. Бесчастнов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с., 32 с. – (Изобразительное искусство).
3. Колесникова Е.В.«Мастерская» как форма учебных занятий в реализации программы подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» / Е.В. Колесникова // Материалы международных научно-методических конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. «Общие проблемы обучения студентов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» на современном этапе развития российского образования проблемы методологии и методики обучения студентов по направлению подготовки «Дизайн». Белгородский университет кооперации, экономики и права – 2014. – С. 21–25.
4. Колесникова Е.В. Инновационные подходы в системе педагогического знания / Е.В. Колесникова // Материалы международных научно-практической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Планирование и PR-технологии в продвижении товаров, идей и услуг: опыт, проблемы и перспективы» – Белгородский университет кооперации, экономики и права. – 2015. – С. 74–85.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
6. Скорбач М.В. Овладение цветовой палитрой на пленере студентами среднего профессионального образования специальности «реклама» / М.В Скорбач., Е.В. Колесникова // Материалы международных научно-методических конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Общие проблемы обучения студентов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» на современном этапе развития российского образования проблемы методологии и методики обучения студентов по направлению подготовки «Дизайн». – Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2014. – С. 42–45.
7. Шиленко С.И. Использование интерактивных методов в реализации компетентностного подхода в обучении студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» / С.И. Шиленко, Захарченко Н.П., Колесникова Е.В. // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2 – С. 314–318.
8. http://www.dic.academic.ru.

Живопись на открытом воздухе имеет принципиальное значение для воспитания живописных навыков и является составной частью учебного процесса студентов специальностей «Дизайн» и «Реклама» и направлений подготовки «Дизайн» и «Реклама и связи с общественностью». [4] Воспитание только в пределах аудиторных занятий не дает полноценного развития, что впоследствии создает сложности в поисках цветовых отношений в световоздушной среде, создаваемой атмосферным воздухом и глубокой перспективой ландшафта. Студенты, работая на пленэре, имеют возможность ознакомления с новыми цветовыми отношениями и сложными природными факторами. Решение таких творческих задач должно сформировать глубокое видение и поможет осознать природные закономерности [2].

Пленэр – «это многочасовая работа на природе, определенные групповые занятия, которые насыщенны программными задачами» [2]. В процессе работы возникает множество вопросов, например, что и как изображать. Складывается определенные способы общения между студентами. Это и соревнование, и самоутверждение при хорошем выполнении учебного этюда. Важен также такой аспект обучения как объяснение и анализ этапов работы, а также наглядная демонстрация преподавателем возможностей живописного решения на примере этюда пейзажа и других конкретных объектов.

Совместная работа позволит выявить лучшее в творческом процессе, получив положительные эмоции, и сгладить негативный эмоциональный опыт при выполнении задания, если таковой случается. Благодаря творческой атмосфере, которая складывается на занятиях, происходит обогащение эмоционального опыта студентов.

Слово и рождающийся образ становится средством выражения, оказывая влияние на мыслительную деятельность. Обучение неразрывно связано с движением, ведь в целостном педагогическом процессе, продвижения идет от решения одной задачи к другой: от незнания к знанию, от неумения к умению. Это единый процесс: преподавание и учение, он тесен во взаимодействии [5].

Важную роль играет впечатление. Созерцание сочетаний созданных человеком и природных форм дает массу возможных видов композиционных решений. Зрительные впечатления, полученные от наблюдения, проникают в сознание и остаются на долгое время.

Здесь важную роль играет наблюдение за состоянием природы, которое все время меняется. Верно воплощенное цветовое решение неразрывно связано с ярким проявлением своего чувства к выбранному мотиву, поэтому так важна мотивация. Передача воздушного пространства, естественность освещения должно придать живописному этюду большую характерность [2].

К настоящему времени накоплен большой научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. Применение методов ведет к изменению личности, обогащению чувств, активизации мыслительной деятельности, что приводит к положительным шагам в изобразительной деятельности. В процессе обучения предъявляются требования к выполнению этюдов, их качественным показателям, поэтому так важно, в процессе работы словесное поощрение [5].

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения позволяют эффективно воплощать учебные задачи. Для усиления мотивации важную роль играет стимулирование. В дальнейшем помогает осуществлять побуждение, импульс мысли для совершения шагов к действию [5].

Важно тщательно подготовить студентов, обеспечив необходимым комфортные условия для работы вне аудиторий: стул, мольберт, воду для работы.

В программе по пленэрной живописи необходимо давать задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей. Задания должны усложняться с каждым курсом – от простых этюдов до длительных этюдов, где охвачено большое пространство. Возможна работа в смешанных техниках: акварель и тушь, гуашь и акварель, восковые мелки и акварель.

Важно научить студентов видеть изменения художественной формы и познакомить с возможностями обобщения, где необходимо подчеркнуть мысль и сделать ее ясной. Ознакомление с приемом «нон финито», где особая недосказанность в трактовке формы предметов передает особую мягкость, поэтичность произведения в целом, жизненность и непосредственность происходящего, поможет учиться передать особую вибрацию цвета. Мягкий размытый контур изображения, и изображение в нарочитом изменении формы предмета обогатит движение в этюде [1].

В природе все предметы и объекты всегда гармоничны благодаря единству и цельности цветового строя, возникающим под общим освещением, взаимными рефлексами и контрастным взаимодействием цветов. Воплощение требует определенной работы, поэтому так важна импровизация. Быстрота и спонтанность, возможность комбинировать уже известные живописные приемы, умение работать в живописных материалах поможет создать выразительный этюд на заданную тему [7].

Свет и цвет в этюде являются не только средствами изображения объемных форм, материала, пространства, состояния освещенности, но и элементом композиционного построения. С помощью цвета и света студент имеет возможность организовать восприятие зрителя, направлять его внимание на главное и вводить в содержание всей композиции.

Развитие творческого потенциала возможно в условиях импровизации, что позволяет «поиграть» с выбранной темой. Можно предложить такие действия как, усиление солнечного света цветом в живописном решении, определить деревья для изображения в единую группу в композиционном пространстве.

Работа светом в пейзаже поможет установить связь между изображаемыми объектами и фигурами. Падающей тенью можно поглотить все второстепенное, чем возможно увлечены студенты, что приводит к дробной передаче пространства в этюде и окажет помощь в выделении композиционного центра. Данные этюды кратковременны. Полезно выполнить несколько подобных этюдов одного из мотивов на одном листе при различных состояниях природы и провести коллективный сравнительный анализ на практическом занятии.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что использование интерактивных методов в обучении студентов творческих специальностей и направлений подготовки, в частности, работа на пленере, является необходимым условием реализации ОПОП ВО и ППССЗ позволит студентам открыть для себя широкий спектр возможностей.


Библиографическая ссылка

Колесникова Е.В. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 113-115;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1552 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674