Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКАМ, ВХОДЯЩИМ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

Егорова П.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России
В настоящее время остро стоит вопрос о стабильности психического здоровья подростков – сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, а также о способах и методах его сохранения. В статье определены клинические формы психической патологии у подростков – сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. В группе сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, в 1,3 раза меньше, чем число психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 1,5 раза, чем умственная отсталость, в 3 раза – невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, а также поведенческих синдромов, связанных с физиологическими расстройствами и физическими факторами. В группе социальных сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, выявились чаще в 1,9 раза, чем умственная отсталость, аффективные расстройства, а также органические, включая симптоматические психические. В группе подростков, проживающих в семье, количество человек, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 2 раза, чем умственная отсталость, а также невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройств. Разработаны мероприятия по профилактике расстройств психического здоровья у студентов.
подростки-сироты
подростки
оставшиеся без попечения родителей
психические расстройства
психическая профилактика
1. Антышева Е.Н., Семейная психотерапия в реабилитации детей-инвалидов / Е.Н. Антышева, О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова, А.И. Малышкина, А.Г. Ильин // Паллиативная медицина и реабилитация. – 2015. – № 4. – С. 49–53.
2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. – М., 2000.
3. Владимирова Н.В. Постинтернат: технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников / Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд. – М.: Генезис, 2008.
4. Долгушин В.В. Гигиенические и медико-социальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Долгушин Виктор Викторович. – Омск, 2008. – 20 с.
5. Егорова П.Л., Портнова А.А. Факторы риска возникновения психических нарушений у сирот в подростковом возрасте // Вестник ИвГМА. – 2015. – №2. – С.57–61.
6. Завелейская Л.С. Выпускник детского дома: проблемы самостоятельной жизни // Психолого-педагогическое сопровождение выпускников детских домов: вопросы социальной адаптации: сб. статей / Л.С. Завелейская; под ред. И.А. Подольской. – Калуга: ЭЙДОС, 2008. – 94 с. – С. 3–5.
7. Кичигина Т.С. Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа : дис. канд. психол. наук : 13.00.08 / Кичигина Татьяна Сергеевна. – М., 2012 – С. 212.
8. Кутькина Р.Р., Косаревская Т.Е. Психологическая адаптация детей-сирот в период обучения в вузе // Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровье сберегающих технологий: мат-лы областной науч.-практ. конф. 4–5 нояб. 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ВО ИРО, 2008.
9. Подольская И.А. Социальная адаптация выпускников детских домов / И.А. Подольская, О.Н. Вендина // Комплексное изучение человека. Психология. Педагогика: сб. статей. – Калуга, 2008.
10. Проселкова М.О. Особенности психического развития детей раннего возраста из условий сиротства / М.О. Проселкова, Г.В. Козловская, В.М. Башина // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1995. – № 5. – С. 52–58.
11. Руженская Е.В. Инновационная готовность медицинского персонала психиатрической службы // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 12–1. – С.126–128.
12. Руженская Е.В. Профилактическое направление в сфере охраны психического здоровья детского населения // Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ГУЗ «ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева»; под. ред. Д.М. Ивашиненко, 2015. – С. 93–98.
13. Толстов С.Н., Тихомолов М.В., Руженская Е.В. Задачи последипломного профессионального образования организаторов здравоохранения в условиях реализации национального проекта «Здоровье» // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. – 2006. – № 3. – С. 135–138.
14. Doku P.N. Parental HIV/AIDS status and death, and children’s psychological wellbeing [Электронный ресурс] / P.N. Doku // International J. of Mental Health Systems. – 2009. – Vol. 3. – Р. 26. – URL: http://www.ijmhs.com/content/3/1/26.
15. Adverse childhood experiences, psychosocial well-being and cognitive development among orphans and abandoned children in five low income countries [Электронный ресурс] / М. Escueta [et al] // BMC International Health and Human Rights. – 2014. – Vol. 14. – Р.6. – URL : http://www.biomedcentral.com/1472–698X/14/6.

Обзор литературных данных показывает, что исследования психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве однобоки. Они чаще касаются возрастного периода от 0 до 14 лет (Проселкова М.О., 1995), либо в исследовании участвуют воспитанники детских домов (Долгушин В.В., 2008, Doku P.N., 2009, Whetten К., 2011, Escueta et al, 2014). Вместе с тем, вопросы своевременного выявления психических расстройств и своевременное оказание помощи являются приоритетными в детском возрасте (Руженская Е.В., 2015). Мало внимания уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающиеся в системе профессионального образования, в частности среднего профессионального образования.

Ежегодно из стен детских домов выходит от 13 до 15 тысяч выпускников. Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. Почти каждый второй выпускник детского дома являлся бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем, в основном, имущественные: грабежи, разбои (Кичигина Т.С., 2012).

Исследования, проведенные Анцыферовой Л.И. с соавторами, позволили выявить основные проблемы, возникающие у выпускников школ-интернатов на этапе постинтернатной адаптации: 65% составляют различные психологические проблемы по интеграции в общество, 62% – проблемы трудоустройства, 54,6% – проблемы построения взаимоотношений с окружающими и создания собственной семьи, 52,4 % – проблемы девиантного и делинквентного поведения, 47,6 % – проблемы формирования у данной категории молодежи алкогольной и наркотической зависимости, 45 % – проблемы получения выпускниками профессионального образования, 40,9 % – различного рода бытовые проблемы, 33,3 % – проблемы недостаточного финансового обеспечения, 30,0 % – проблемы отсутствия у выпускников авторитетных «значимых» личностей, 28,6 % – проблемы недостаточного психосексуального развития, 25 % – проблемы организации собственного досуга, 23,8 % – проблемы, связанные с неумением и нежеланием выпускников следить и сохранять свое здоровье (Анцыферова Л.И., 2000; Владимирова Н.В., 2008; Кутькина Р.Р., Косаревская Т.Е., 2008).

Безусловно, идея оказания помощи детям на этапе взросления не нова. Необходимость оказания профессиональной помощи и поддержки подрастающему поколению теоретически давно доказана многими философами, психологами, педагогами, но проблема реализации различных форм помощи, выработки комплексной социально-психолого-педагогической системы поддержки остается открытой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008, Егорова П.Л, Портнова А.А., 2015, Антышева Е.Н. с соавт., 2015). Система сопровождения выпускников детских домов должна быть комплексной и непрерывной. Идея непрерывности выражается в осуществлении плавного перехода ребенка-сироты из статуса воспитанника детского дома в статус учащегося учреждения профессионального образования (Завелейская Л.С., 2008). Образовательные учреждения, имеющие в составе обучающихся детей-сирот, нуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях социально-педагогической поддержки детей данной категории и даже в специалистах со специальной подготовкой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008). Кроме того, необходим и новый подход к подготовке кадров, которые могут это осуществить (Толстов С.Н., Тихомолов М.В., Руженская Е.В., 2006, Руженская Е.В, 2012).

В связи с чем, нами в ходе научного исследования была поставлена следующая цель: разработать рекомендации по организации профилактических мероприятий нарушений психического здоровья подростков – сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, на основании изучения состояния психического здоровья, а также факторов риска формирования психических и поведенческих расстройств.

Для выполнения поставленной цели нами были сформированы группы: в качестве основной группы обследованы подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев – сироты и оставшиеся без попечения родителей, женского и мужского пола, в количестве 80 человек. Для сравнительного исследования была сформирована контрольная группа идентичная по полу и возрасту – подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев лет, обучающиеся в том же училище в количестве 80 человек, воспитывающиеся в условиях социально благополучных семей. Методами исследования являлись: клинико – психопатологический, психометрический, статистический метод. Оценив и проанализировав результаты клинико-психопатологического и экспериментально–психологического методов исследования, мы обнаружили, что психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01). Ведущей психической патологией среди подростков, обучающихся в учреждениях СПО, являлись поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (4,5 %, n=160).

В группе сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, в 1,3 раза меньше, чем число психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 1,5 раза, чем умственная отсталость, в 3 раза – невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, а также поведенческих синдромов, связанных с физиологическими расстройствами и физическими факторами.

В группе социальных сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, выявились чаще в 1,9 раза, чем умственная отсталость, аффективные расстройства, а также органические, включая симптоматические психические.

В группе подростков, проживающих в семье, количество человек, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 2 раза, чем умственная отсталость, а также невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройств.

Итак, психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01).

Таблица 1

Частота встречаемости психической патологии среди подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (n=160)

Диагностические рубрики (МКБ-10)

Шифр

Социальные сироты

(n=64)

Сироты

(n=16)

Подростки, проживающие в семье

(n=80)

Общее количество исследуемых подростков

(n=160)

Органические, включая симптоматические психические расстройства

F0

1 (0,6 %)

-

-

1 (0,6 %)

Аффективные расстройства

F3

1 (0,6 %)

-

-

1 (0,6 %)

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F4

-

1 (0,6 %)

1 (0,6 %)

2 (1,2 %)

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими расстройствами и физическими факторами

F5

-

1 (0,6 %)

-

1 (0,6 %)

Умственная отсталость

F7

1 (0,6 %)

2 (1.3 %)

1 (0,6 %)

4 (2,5 %)

Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F9

2 (1.3 %)

3 (1,9 %)

2 (1.3 %)

7 (4,5 %)

Нет психических расстройств

-

59 (36,9 %)

9 (5,6 %)

76 (47,5 %)

144 (90 %)

Итого:

 

64 (40 %)

16 (10 %)

80 (50 %)

160 (100 %)

На следующем этапе нами были разработаны и внедрены мероприятия по профилактике расстройств психического здоровья у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Основными направлениями мероприятий по профилактике расстройств психического здоровья обучающихся являются оказание психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи подросткам.

В ходе проведения психопрофилактических мероприятий расстройств психического здоровья у студентов профессиональных образовательных учреждений отмечалось смягчение или полная редукция психопатологических симптомов (тревожность, агрессивность, навязчивые мысли, фобии и др.). Выявились существенные изменения в таких показателях как пропуски занятий, суицидальные тенденции: наличие мыслей о суициде отмечалось достоверно реже (p<0,01); суицид как выход из трудной жизненной ситуации принимали 16,7 % исследуемых подростков (в 5 раз меньше от исходного количества, p<0,01); пропуски занятий сократились в 2 раза (p<0,01); агрессивное поведение к окружающим выявлялось достоверно реже (p<0,05); отмечалось снижение показателя личностной тревожности (p<0,01).

Предложенные мероприятия способствовали улучшению социального функционирования студентов, что положительно отражалось на процессе обучения, усвоения учебной программы, взаимоотношении в микросоциуме и с педагогическим составом.


Библиографическая ссылка

Егорова П.Л. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКАМ, ВХОДЯЩИМ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 93-96;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1548 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674