Обзор литературных данных показывает, что исследования психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве однобоки. Они чаще касаются возрастного периода от 0 до 14 лет (Проселкова М.О., 1995), либо в исследовании участвуют воспитанники детских домов (Долгушин В.В., 2008, Doku P.N., 2009, Whetten К., 2011, Escueta et al, 2014). Вместе с тем, вопросы своевременного выявления психических расстройств и своевременное оказание помощи являются приоритетными в детском возрасте (Руженская Е.В., 2015). Мало внимания уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающиеся в системе профессионального образования, в частности среднего профессионального образования.
Ежегодно из стен детских домов выходит от 13 до 15 тысяч выпускников. Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. Почти каждый второй выпускник детского дома являлся бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем, в основном, имущественные: грабежи, разбои (Кичигина Т.С., 2012).
Исследования, проведенные Анцыферовой Л.И. с соавторами, позволили выявить основные проблемы, возникающие у выпускников школ-интернатов на этапе постинтернатной адаптации: 65% составляют различные психологические проблемы по интеграции в общество, 62% – проблемы трудоустройства, 54,6% – проблемы построения взаимоотношений с окружающими и создания собственной семьи, 52,4 % – проблемы девиантного и делинквентного поведения, 47,6 % – проблемы формирования у данной категории молодежи алкогольной и наркотической зависимости, 45 % – проблемы получения выпускниками профессионального образования, 40,9 % – различного рода бытовые проблемы, 33,3 % – проблемы недостаточного финансового обеспечения, 30,0 % – проблемы отсутствия у выпускников авторитетных «значимых» личностей, 28,6 % – проблемы недостаточного психосексуального развития, 25 % – проблемы организации собственного досуга, 23,8 % – проблемы, связанные с неумением и нежеланием выпускников следить и сохранять свое здоровье (Анцыферова Л.И., 2000; Владимирова Н.В., 2008; Кутькина Р.Р., Косаревская Т.Е., 2008).
Безусловно, идея оказания помощи детям на этапе взросления не нова. Необходимость оказания профессиональной помощи и поддержки подрастающему поколению теоретически давно доказана многими философами, психологами, педагогами, но проблема реализации различных форм помощи, выработки комплексной социально-психолого-педагогической системы поддержки остается открытой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008, Егорова П.Л, Портнова А.А., 2015, Антышева Е.Н. с соавт., 2015). Система сопровождения выпускников детских домов должна быть комплексной и непрерывной. Идея непрерывности выражается в осуществлении плавного перехода ребенка-сироты из статуса воспитанника детского дома в статус учащегося учреждения профессионального образования (Завелейская Л.С., 2008). Образовательные учреждения, имеющие в составе обучающихся детей-сирот, нуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях социально-педагогической поддержки детей данной категории и даже в специалистах со специальной подготовкой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008). Кроме того, необходим и новый подход к подготовке кадров, которые могут это осуществить (Толстов С.Н., Тихомолов М.В., Руженская Е.В., 2006, Руженская Е.В, 2012).
В связи с чем, нами в ходе научного исследования была поставлена следующая цель: разработать рекомендации по организации профилактических мероприятий нарушений психического здоровья подростков – сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, на основании изучения состояния психического здоровья, а также факторов риска формирования психических и поведенческих расстройств.
Для выполнения поставленной цели нами были сформированы группы: в качестве основной группы обследованы подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев – сироты и оставшиеся без попечения родителей, женского и мужского пола, в количестве 80 человек. Для сравнительного исследования была сформирована контрольная группа идентичная по полу и возрасту – подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев лет, обучающиеся в том же училище в количестве 80 человек, воспитывающиеся в условиях социально благополучных семей. Методами исследования являлись: клинико – психопатологический, психометрический, статистический метод. Оценив и проанализировав результаты клинико-психопатологического и экспериментально–психологического методов исследования, мы обнаружили, что психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01). Ведущей психической патологией среди подростков, обучающихся в учреждениях СПО, являлись поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (4,5 %, n=160).
В группе сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, в 1,3 раза меньше, чем число психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 1,5 раза, чем умственная отсталость, в 3 раза – невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, а также поведенческих синдромов, связанных с физиологическими расстройствами и физическими факторами.
В группе социальных сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, выявились чаще в 1,9 раза, чем умственная отсталость, аффективные расстройства, а также органические, включая симптоматические психические.
В группе подростков, проживающих в семье, количество человек, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 2 раза, чем умственная отсталость, а также невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройств.
Итак, психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01).
Таблица 1
Частота встречаемости психической патологии среди подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (n=160)
Диагностические рубрики (МКБ-10) |
Шифр |
Социальные сироты (n=64) |
Сироты (n=16) |
Подростки, проживающие в семье (n=80) |
Общее количество исследуемых подростков (n=160) |
Органические, включая симптоматические психические расстройства |
F0 |
1 (0,6 %) |
- |
- |
1 (0,6 %) |
Аффективные расстройства |
F3 |
1 (0,6 %) |
- |
- |
1 (0,6 %) |
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
F4 |
- |
1 (0,6 %) |
1 (0,6 %) |
2 (1,2 %) |
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими расстройствами и физическими факторами |
F5 |
- |
1 (0,6 %) |
- |
1 (0,6 %) |
Умственная отсталость |
F7 |
1 (0,6 %) |
2 (1.3 %) |
1 (0,6 %) |
4 (2,5 %) |
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте |
F9 |
2 (1.3 %) |
3 (1,9 %) |
2 (1.3 %) |
7 (4,5 %) |
Нет психических расстройств |
- |
59 (36,9 %) |
9 (5,6 %) |
76 (47,5 %) |
144 (90 %) |
Итого: |
64 (40 %) |
16 (10 %) |
80 (50 %) |
160 (100 %) |
На следующем этапе нами были разработаны и внедрены мероприятия по профилактике расстройств психического здоровья у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Основными направлениями мероприятий по профилактике расстройств психического здоровья обучающихся являются оказание психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи подросткам.
В ходе проведения психопрофилактических мероприятий расстройств психического здоровья у студентов профессиональных образовательных учреждений отмечалось смягчение или полная редукция психопатологических симптомов (тревожность, агрессивность, навязчивые мысли, фобии и др.). Выявились существенные изменения в таких показателях как пропуски занятий, суицидальные тенденции: наличие мыслей о суициде отмечалось достоверно реже (p<0,01); суицид как выход из трудной жизненной ситуации принимали 16,7 % исследуемых подростков (в 5 раз меньше от исходного количества, p<0,01); пропуски занятий сократились в 2 раза (p<0,01); агрессивное поведение к окружающим выявлялось достоверно реже (p<0,05); отмечалось снижение показателя личностной тревожности (p<0,01).
Предложенные мероприятия способствовали улучшению социального функционирования студентов, что положительно отражалось на процессе обучения, усвоения учебной программы, взаимоотношении в микросоциуме и с педагогическим составом.
Библиографическая ссылка
Егорова П.Л. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКАМ, ВХОДЯЩИМ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 93-96;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1548 (дата обращения: 23.11.2024).