Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROFESSIONAL ASSISTANCE AND SUPPORT ADOLESCENTS ENTERING ADULTHOOD

Egorova P.L. 1
1 Ivanovo state medical academy Russian Ministry of Health
Currently there is an issue of stability of mental health of adolescent orphans and adolescents left without parental care, as well as the ways and methods of its preservation. The article defines the clinical forms of mental pathology among adolescent orphans and adolescents left without parental care, studying in vocational educational institutions. In the group of orphans number of teenagers with mental disorders, and 1.3 times less than the number of mentally healthy adolescents. Behavioral and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence, is diagnosed more often in 1,5 times, than mental retardation, 3 times – neurotic, stress related and somatoform disorders behavioural syndromes associated with physiological disorders and physical factors. In the group of social orphans, the number of adolescents with mental disorders, less than the number of mentally healthy adolescents. Behavioral and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence, revealed more often in 1.9 times than mental retardation, affective disorder organic, including symptomatic mental.In the group of adolescents living in a family, persons with mental disorders, less than the number of mentally healthy adolescents. Behavioral and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence, diagnosed often 2 times than mental retardation, and neurotic, stress-related and somatoform disorders. Measures for the prevention of mental health problems among students.
adolescents
orphans
minors
left without parental care
mental disorders

Обзор литературных данных показывает, что исследования психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве однобоки. Они чаще касаются возрастного периода от 0 до 14 лет (Проселкова М.О., 1995), либо в исследовании участвуют воспитанники детских домов (Долгушин В.В., 2008, Doku P.N., 2009, Whetten К., 2011, Escueta et al, 2014). Вместе с тем, вопросы своевременного выявления психических расстройств и своевременное оказание помощи являются приоритетными в детском возрасте (Руженская Е.В., 2015). Мало внимания уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающиеся в системе профессионального образования, в частности среднего профессионального образования.

Ежегодно из стен детских домов выходит от 13 до 15 тысяч выпускников. Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. Почти каждый второй выпускник детского дома являлся бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем, в основном, имущественные: грабежи, разбои (Кичигина Т.С., 2012).

Исследования, проведенные Анцыферовой Л.И. с соавторами, позволили выявить основные проблемы, возникающие у выпускников школ-интернатов на этапе постинтернатной адаптации: 65% составляют различные психологические проблемы по интеграции в общество, 62% – проблемы трудоустройства, 54,6% – проблемы построения взаимоотношений с окружающими и создания собственной семьи, 52,4 % – проблемы девиантного и делинквентного поведения, 47,6 % – проблемы формирования у данной категории молодежи алкогольной и наркотической зависимости, 45 % – проблемы получения выпускниками профессионального образования, 40,9 % – различного рода бытовые проблемы, 33,3 % – проблемы недостаточного финансового обеспечения, 30,0 % – проблемы отсутствия у выпускников авторитетных «значимых» личностей, 28,6 % – проблемы недостаточного психосексуального развития, 25 % – проблемы организации собственного досуга, 23,8 % – проблемы, связанные с неумением и нежеланием выпускников следить и сохранять свое здоровье (Анцыферова Л.И., 2000; Владимирова Н.В., 2008; Кутькина Р.Р., Косаревская Т.Е., 2008).

Безусловно, идея оказания помощи детям на этапе взросления не нова. Необходимость оказания профессиональной помощи и поддержки подрастающему поколению теоретически давно доказана многими философами, психологами, педагогами, но проблема реализации различных форм помощи, выработки комплексной социально-психолого-педагогической системы поддержки остается открытой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008, Егорова П.Л, Портнова А.А., 2015, Антышева Е.Н. с соавт., 2015). Система сопровождения выпускников детских домов должна быть комплексной и непрерывной. Идея непрерывности выражается в осуществлении плавного перехода ребенка-сироты из статуса воспитанника детского дома в статус учащегося учреждения профессионального образования (Завелейская Л.С., 2008). Образовательные учреждения, имеющие в составе обучающихся детей-сирот, нуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях социально-педагогической поддержки детей данной категории и даже в специалистах со специальной подготовкой (Подольская И.А., Вендина О.Н., 2008). Кроме того, необходим и новый подход к подготовке кадров, которые могут это осуществить (Толстов С.Н., Тихомолов М.В., Руженская Е.В., 2006, Руженская Е.В, 2012).

В связи с чем, нами в ходе научного исследования была поставлена следующая цель: разработать рекомендации по организации профилактических мероприятий нарушений психического здоровья подростков – сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, на основании изучения состояния психического здоровья, а также факторов риска формирования психических и поведенческих расстройств.

Для выполнения поставленной цели нами были сформированы группы: в качестве основной группы обследованы подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев – сироты и оставшиеся без попечения родителей, женского и мужского пола, в количестве 80 человек. Для сравнительного исследования была сформирована контрольная группа идентичная по полу и возрасту – подростки в возрасте от 15 до 17 лет 11 месяцев лет, обучающиеся в том же училище в количестве 80 человек, воспитывающиеся в условиях социально благополучных семей. Методами исследования являлись: клинико – психопатологический, психометрический, статистический метод. Оценив и проанализировав результаты клинико-психопатологического и экспериментально–психологического методов исследования, мы обнаружили, что психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01). Ведущей психической патологией среди подростков, обучающихся в учреждениях СПО, являлись поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (4,5 %, n=160).

В группе сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, в 1,3 раза меньше, чем число психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 1,5 раза, чем умственная отсталость, в 3 раза – невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, а также поведенческих синдромов, связанных с физиологическими расстройствами и физическими факторами.

В группе социальных сирот количество подростков, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, выявились чаще в 1,9 раза, чем умственная отсталость, аффективные расстройства, а также органические, включая симптоматические психические.

В группе подростков, проживающих в семье, количество человек, имеющих психические расстройства, меньше числа психически здоровых подростков. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, диагностированы чаще в 2 раза, чем умственная отсталость, а также невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройств.

Итак, психические расстройства достоверно чаще встречались в группе подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, чем в группе подростков, проживающих в семье (p<0,05). В группе сирот психическая патология выявлялась достоверно чаще, чем в группе социальных сирот (p<0,01).

Таблица 1

Частота встречаемости психической патологии среди подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (n=160)

Диагностические рубрики (МКБ-10)

Шифр

Социальные сироты

(n=64)

Сироты

(n=16)

Подростки, проживающие в семье

(n=80)

Общее количество исследуемых подростков

(n=160)

Органические, включая симптоматические психические расстройства

F0

1 (0,6 %)

-

-

1 (0,6 %)

Аффективные расстройства

F3

1 (0,6 %)

-

-

1 (0,6 %)

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F4

-

1 (0,6 %)

1 (0,6 %)

2 (1,2 %)

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими расстройствами и физическими факторами

F5

-

1 (0,6 %)

-

1 (0,6 %)

Умственная отсталость

F7

1 (0,6 %)

2 (1.3 %)

1 (0,6 %)

4 (2,5 %)

Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F9

2 (1.3 %)

3 (1,9 %)

2 (1.3 %)

7 (4,5 %)

Нет психических расстройств

-

59 (36,9 %)

9 (5,6 %)

76 (47,5 %)

144 (90 %)

Итого:

 

64 (40 %)

16 (10 %)

80 (50 %)

160 (100 %)

На следующем этапе нами были разработаны и внедрены мероприятия по профилактике расстройств психического здоровья у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Основными направлениями мероприятий по профилактике расстройств психического здоровья обучающихся являются оказание психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи подросткам.

В ходе проведения психопрофилактических мероприятий расстройств психического здоровья у студентов профессиональных образовательных учреждений отмечалось смягчение или полная редукция психопатологических симптомов (тревожность, агрессивность, навязчивые мысли, фобии и др.). Выявились существенные изменения в таких показателях как пропуски занятий, суицидальные тенденции: наличие мыслей о суициде отмечалось достоверно реже (p<0,01); суицид как выход из трудной жизненной ситуации принимали 16,7 % исследуемых подростков (в 5 раз меньше от исходного количества, p<0,01); пропуски занятий сократились в 2 раза (p<0,01); агрессивное поведение к окружающим выявлялось достоверно реже (p<0,05); отмечалось снижение показателя личностной тревожности (p<0,01).

Предложенные мероприятия способствовали улучшению социального функционирования студентов, что положительно отражалось на процессе обучения, усвоения учебной программы, взаимоотношении в микросоциуме и с педагогическим составом.