В настоящее время, когда развитие технологий имеет экспоненциальный характер, последние достижения науки проникают в повседневную жизнь каждого человека настолько быстро, что в них легко потеряться, необходимы специалисты, имеющие хорошую научно-исследовательскую подготовку, которая во многом определяется опытом научно-исследовательской деятельности, приобретённым в процессе обучения в вузе.
Традиционно при толковании понятия «опыт» выделяют четыре смысловые линии: опыт как процесс, опыт как результат, опыт как метод научного исследования и опыт как попытка осуществления чего-либо. В рамках данной статьи под опытом научно-исследовательской деятельности будет пониматься результат единства знаний, умений и навыков, направленных на получение точного, объективного и системного знания о действительности [5].
Любой вуз с формальной точки зрения можно рассматривать как бюрократическую организацию, где обязанности администрации и профессорско-преподавательского состава четко распределены, а приоритетная функция – обеспечение образовательного процесса. Первые университеты, появившиеся в Западной Европе в XII в, представлявшие собой свободные корпорации ученых, преподавателей и студентов, открыли новую эпоху в развитии науки именно потому, что организовали ученых и создали необходимые условия для коллективного научного поиска.
Бюрократическая организация вуза позволяет соединять научную и преподавательскую деятельность, обеспечивает необходимые организационные, финансовые, технические и прочие условия для объединения ученых. История и логика университета, как учебного и научного центра, предполагает совмещение в нем двух начал: бюрократического (формального) и свободного (неформального). Первое составляет основу, на которой самоорганизуется система, обеспечивающая развитие вузовской науки посредством объединения преподавателей в границах определенной научной школы.
Научная школа – это свободное объединение ученых на основе общности научных интересов. Как всякая организация, она имеет определенную иерархическую структуру: во главе находится основатель научной школы, идеи которого развиваются в разных аспектах несколькими поколениями ученых. В своей профессиональной деятельности ученый погружен одновременно в два мира: мир текстов, фактов, сведений и т. п. и в мир общения с коллегами. И если первый мир обеспечивает общие предпосылки творчества, то второй создает его атмосферу, среду, ауру, формирует его импульс и побудительный мотив. Сообщество творцов закономерным образом, само собой, без всякого внешнего воздействия и без использования каких-либо формальных процедур разделяется на учителей и учеников. Группа, объединенная вокруг определенного учителя, становится научной школой. В сущности, это основной признак научной школы. [2] В качестве второстепенных можно выделить следующие признаки:
– общие истоки или научные «корни»;
– общие принципы вычленения объекта и предмета исследований;
– единственная система научных понятий;
– наличие общей одной или нескольких парадигм;
– общие принципы в выборе методов исследования и в его организации [2, 3].
Принадлежность к научной школе определяет для ученого многое: генеральные идеи, из которых он исходит, стиль мышления, способ интерпретации полученных результатов, круг авторитетов, на которые он ориентируется. [ 2] Исследования Мареева В.И. показали, что только около 8 % преподавателей видят будущее своих научных работ. Эти преподаватели, как правило, вносят существенный вклад в теорию науки, и они же могут составить основу для становления научных школ в вузах [3]
В деятельности научной школы происходит оптимальное сочетание фундаментальных и модернистских направлений исследований за счет вхождения в определенную научную традицию. [4] Научная школа как форма организации научно-исследовательской работы нескольких поколений преподавателей, во-первых, сама создает определенную научную традицию в вузе, во-вторых, является ступенью исторического развития.
Научная школа представляет собой открытую систему, открытую, в том числе и для критики. Всякие попытки ее изоляции от других школ и от науки в целом, чрезмерная концентрация школы на самой себе, на идеях ее основателя неизбежно приводят к научной деградации и резкому снижению творческих возможностей. Лучшее средство для преодоления изоляционизма, губительного для научной мысли, – понимание научной школы как ступени в историческом развитии науки. Смысл научной школы состоит в том, чтобы организовать и направить усилия многих исследователей (формирование навыков коллективной работы) на теоретическую и практическую разработку одной перспективной концепции. Эта задача решается при наличии достаточно четкой научной организации, основанной на высоком авторитете основателя школы и подкрепленная организационной структурой вуза, его финансовыми, техническими и прочими возможностями.
Источником развития научной школы в университете выступают, в том числе, студенты. Работа в научной школе развивает самостоятельность мышления, творческие способности, позволяет овладеть методологическим аппаратом научных исследований, формирует научный кругозор студента, даёт возможность выбора направления дальнейших исследований. Радость научных побед является мощнейшим стимулом к дальнейшему развитию научного потенциала студента-исследователя [1].
Научная школа представляет собой основную форму организации науки в вузе, адекватную процессу научного исследования. В отсутствии научной школы вузовская наука не может развиваться успешно, а сам вуз не способен преодолеть собственный провинциализм. Только научная школа может наиболее эффективно обеспечить преемственность научных кадров.
Библиографическая ссылка
Гаврилова И.В. РОЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 36-37;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1541 (дата обращения: 31.03.2025).