Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Мухаметзянова Л.Ю. 1
1 ФГБНУ «Институт проблем малокомплектной и национальной школы»
Цель данной статьи направлена на решение задачи использования проектно-технологических ресурсов искусства для развития личностно-профессионального развития будущего учителя. Технологии искусства рассматриваются как условие, определяющее обеспечение личностной философии педагогического образования на основе применения гуманитарных, эмоционально-образных механизмов. Раскрыты показатели взаимосвязи педагогики и искусства, способствующие развитию гуманитарной личности будущего педагога. Приведены данные по изучению отношения преподавателей к проектному обучению, отражающие их потребность в увеличении объема теоретических и методических знаний по технологиям проектного обучения как условия самообразования и повышения квалификации. Получила отражение разработка студентами средней профессиональной школы профессиограммы современного учителя как герменевтического «понимающего» перспективного видения педагогической профессии, отражающей описание ее особенностей и раскрывающей специфику профессионального труда и требований личностно-профессионального характера. Автор рекомендует в процессе профессиональной подготовки будущего учителя использовать педагогическую систему К.С. Станиславского как технологический механизм развития его личностного выражения на образно-художественной основе и приводит в качестве примера учебно-методического обеспечения исследуемого процесса учебное пособие по арт-педагогике. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, занимающихся вопросами разработки инновационных технологий личностно-профессионального развития будущего учителя.
проектно-целевые ресурсы
личностно-профессиональное развитие
профессиограмма
театральная педагогика
арт-педагогика
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. – Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «ИПП ПО» РАО, 2014. – 118 с.
3. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи). – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 23 с.
4. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография; под научн. ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. – 136 с.
5. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. – 37с.
6. Станиславский К.С Собрание сочинений: В 9 т. – Т. 2. Работа актера над собой. – Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / ред. и авт. вступ. ст. А.М. Смелянский. – М.: Искусство, 1989. – 511 с.

На современном этапе развития педагогического образования в сознании профессионала начинает доминировать проектный тип культуры, который постепенно становится одним из центральных механизмов его личностно-профессионального развития. Формирование проектной культуры профессионала-специалиста становится основой новой образовательной парадигмы XXI века. Проектные технологии способствуют достижению образовательных целей через разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, имеющим не только профессиональную, но и личностную значимость для студента.

Переход на личностную философию профессионального образования определяет необходимость формирования у будущего учителя гуманитарно-ценностных качеств. Необходимо связать гуманитарный потенциал предметной области педагогического знания с построением образовательного пространства, в котором формируются эмоционально обозначенные личностно-профессиональные ценности студентов. Гуманитаризация, по мнению исследователей Р.Х. Гильмеевой, Л.Ю. Мухаметзяновой, Л.П. Тихоновой, Г.А. Шайхутдиновой, – это процесс целенаправленного творческого развития будущего специалиста, формирование его способности определять свою личностную позицию и проявлять ее в активной профессиональной деятельности [3, 4, 5].

В процессе эмоционально ориентированного развития гуманитарной личности будущего педагога особое место занимает искусство, что обусловлено следующими показателями его взаимосвязи с педагогикой:

– искусство и педагогика выступают как формы общественного сознания, отражающиеся в реальных закономерностях и словесных образах;

– имеют общий предмет – человек как объект познания и общую цель -образование и воспитание человека;

– исследуют жизнь, в первом случае – с помощью художественного образа, во втором – с применением специального научного аппарата, способов теоретического анализа или практической работы;

– активно побуждают рефлексию в процессе художественного исследования и в педагогическом эксперименте;

– режим самореализации художественной литературы и педагогики – диалог двух субъектов: автора и субъекта восприятия произведения искусства, педагога и студента.

Результаты по изучению отношения преподавателей к проектному обучению позволили выяснить, что они испытывают потребность в увеличении объема теоретических и методических знаний по технологиям проектного обучения как условия самообразования и повышения квалификации. Были обнаружены различные варианты относительно алгоритма действий преподавателя при использовании технологии проектного обучения:

– более 64 % опрошенных хотели бы получать «готовые» знания, инструкции и указания, которые можно было бы непосредственно использовать в практике проектного обучения студентов;

– около 96 % опрошенных указали, что хотели бы использовать в практике материалы по проектному обучению, апробированные в других учреждениях профессионально-педагогической сферы;

– почти 83 % – хотели бы посетить занятия своих коллег с целью заимствования наработок, сценариев, схем проектного обучения;

– более 15 % – готовы к проектному обучению;

– лишь 13 % испытывают потребность в анализе и самоанализе проектной деятельности с использованием технологий искусства.

В целом, по результатам изучения готовности педагогов к использованию проектных технологий можно констатировать, что большинство из них ждут готовых учебно-методических рекомендаций и не проявляют стремления к самостоятельному поиску проектно-технологического алгоритма действий.

Фомирование эмоционально – ориентированной гуманитарной личности будущего педагога определяет необходимость создания учебного содержания, формируемого самим студентом в виде его творческой педагогической продукции: собственных целей, планов, учебных программ, творческих уроков, рефлексивных суждений. Поэтому диагностику образовательных результатов студентов в процессе педагогической подготовки целесообразно проводить на основании привлечения герменевтических «понимающих» методов анализа происходящих в студентах изменений личностно-профессионального характера.

Основной путь эффективности педагогического образования исследователи видят в его новой философии, связывая ее с герменевтическим направлением. Такое образование имеет целью воспитание чувств. Герменевтика особое внимание уделяет эмпатии, предполагая на ее основе понимание как целостное познание гармонично-духовного состояния. Согласно герменевтически ориентированному типу образования педагоги должны подготовить учащихся к восприятию, настроить их на переживание и сопереживание. Главным в «понимающем» образовании является возможность и желание открыться тому, что нельзя сказать, и способность переживать эту открытость.

Применение герменевтических методов диагностики приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции студентов: область творчества; степень творчества; уровень самостоятельности; оригинальность; эмоционально-ценностная, образная выразительность педагогического знания.

Мы предложили студентам средней профессиональной школы педагогического профиля разработать профессиограмму современного учителя как герменевтического «понимающего» перспективного видения педагогической профессии по конкретным блокам, отражающим описание ее особенностей, раскрывающим специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к педагогу.

В Новом словаре методических терминов и понятий профессиограмма учителя определяется как документ, в котором описывается система требований, предъявляемых к преподавателю в области знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства [1].

Особое внимание было уделено личностно-профессиональному компоненту профессиограммы.

В первом блоке «Цель, результаты и средства педагогической деятельности» в качестве основной цели педагогического труда студенты называли:

– передача накопленного опыта другим поколениям (до 60 %);

– воспитание в себе и учениках нравственных качеств (до 30 %);

– максимальное доведение до учеников необходимой информации и получение подтверждения усвоения учебного материала (до 20 %);

– воспитание разносторонней личности (до 20 %);

– развитие умений применения знаний на практике (до 15 %).

В число проектируемых трудностей, с которыми сталкивается педагог в процессе достижения цели, студенты включили следующие положения:

– психологические особенности личности ученика (до 20 %);

– отсутствие взаимодоверия педагога и ученика (до 45 %);

– социально и педагогические запущенные ученики (до 25 %);

– низкая заработная плата педагога (до 80 %);

– недостаточная материальная база по предметам (до 70 %);

– разный уровень развития учеников в одном классе (до 20 %);

– недостаточность опорных знаний (до 40 %).

В качестве проектируемого результата педагогической деятельности студенты выдвинули следующее:

– полноценное развитие личности ученика (до 70 %);

– учебники и методические рекомендации, написанные педагогом (до 30 %);

– приобретение необходимых профессионально-педагогических знаний (до 25 %);

– наилучший результат – это, когда ученик превосходит своего учителя (до 12 %);

– воспитание личности, способной адаптироваться в социуме (17 %);

– воспитание Человека (18 %)

Второй блок вопросов профессиограммы включил в себя проектирование студентами необходимых знаний, умений, навыков педагога, его профессиональных качеств. В качестве знаний и умений, необходимых педагогу для успешной профессиональной деятельности студенты выделили следующие:

– знания возрастной педагогики и психологии (37 %);

– коммуникативные знания и навыки (72 %);

– умение заинтересовать учеников своим предметом (41 %);

– умение практикоориентировать научные знания (27 %);

– умение найти индивидуальный подход (53 %);

– знание технологий искусства (23 %).

Основными личностно-профессиональными качествами, которые способствуют успеху педагогической деятельности, студенты определили:

– коммуникабельность (77 %);

– доброжелательность (37 %);

– справедливость (27 %);

– способность понимать человека (17 %) %

– воспитанность педагога (12 %);

– любовь и интерес к профессии педагога (до 10 %);

– трудолюбие (до 10 %).

В ответах на вопрос «Кому противопоказано быть педагогом?» прозвучали следующие высказывания:

– человек, не любящий детей (87 %);

– неуравновешенный (72 %);

– злой человек (до 10 %);

– равнодушный человек (до 10 %);

– чрезмерно старый (до 10 %);

– безнравственный (21 %);

– эгоист (до 10 %);

– алчный (3 %);

– не знающий свой предмет преподавания (21 %).

В блоке проектирования обязанностей и прав педагога обозначились следующие профессионально-личностные позиции педагога:

– дать полноценную личность обществу (до 70 %);

– хорошее знание своего предмета (67 %);

– развить в ребенке человеческий потенциал (7 %);

– педагогическая рабочая дисциплина (20 %);

– составление учебно-методической документации (70 %);

– выполнять условия трудового договора (13 %).

Педагог имеет, по мнению будущих учителей, следующие права:

– выбирать методы и средства обучения (до 60 %);

– право на материальные льготы и выплаты, на пенсию по выслуге лет (до 80 %);

– выбор учебных программ (до 30 %);

– право высказывать свое мнение (до 17 %);

– гражданские права (до 20 %);

– выбор учебника (до 25 %);

– право на уважение и профессиональное достоинство (до 15 %);

– иметь свою профессиональную честь (до 10 %).

В ответах студентов на вопрос, почему люди выбирают профессию педагога прозвучало следующее:

– считают педагогическую профессию своим призванием (80 %);

– сделать молодежь более цивилизованной (15 %);

– любят детей (70 %);

– дать знания будущему поколению (30 %);

– рождаются педагогами (40 %);

– передать свой опыт и навыки ученикам (30 %).

3 блок отвечал задачам проектирования личностно-профессионального компонента педагогической деятельности, суть которого студенты определили так:

– личность педагога должна отвечать выбранной профессии (30 %);

– педагог обязан совершенствоваться не только как профессионал, но и как гуманитарная личность (20 %);

– обучая других, педагог обучается сам (70 %);

– профессиональные компетенции должны согласовываться с общими компетенциями учителя (20 %);

– человеческое, добросовестное отношение к работе и ученикам (25 %).

Мы видим несомненный интерес студентов к гуманитарному личностно- профессиональному компоненту профессиограммы учителя, в развитии которого особое место занимает искусство театра, в частности – педагогическая система К.С. Станиславского. Театральный педагог в результате многолетней художественно-педагогической и исследовательской работы открыл особенности, лежащие лежат в основе профессиональной творческой деятельности. Он сформулировал закономерности, которые приемлемы для творчества будущего педагога. Система К.С. Станиславского объясняет генезис творческого самочувствия, раскрывает природу педагогической личностной выразительности, в частности педагогического воображения, лежащего в основе личностно-профессионального проектирования деятельности будущего учителя. [6].

Продуктивность педагогического воображения проверяется законами педагогической логики. Художественность педагогического воображения выступает как разновидность образного педагогического мышления. Если конкретизировать основные функции педагогического воображения студентов, то можно указать следующее:

а) анализ (воображение участвует в оценке педагогической ситуации и помогает постичь ее причины);

б) поиск (воображение способствует поиску оптимального решения педагогической задачи);

в) прогноз (воображение помогает предвидеть возможные результаты воздействия).

В целом, с одной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, зримостью художественно-образного мышления, способность к предвосхищению и проектированию результата педагогической деятельности. К.С. Станиславский говорит о триумфирате воображения – сплаве трех элементов: ума, воли и чувства.

В соответствии с поставленной задачей использования технологий искусства, в частности театрального, разработан интегративный курс «Арт-педагогика», синтезирующий три области научного знания: искусство, психологию и педагогику и способствующий социокультурной адаптации будущего учителя с помощью искусства.

Результаты многолетнего внедрения арт-педагогики в учебный процесс образовательных организаций позволили разработать учебно-методическое пособие, содержащее технологический ресурс театральной педагогики в целях развития профессионально-творческого потенциала личности будущего учителя через систему эмоционально-образных механизмов [2].

В пособии представлены учебный план, учебная программа и модульное обеспечение курса арт-педагогики. Учебные модули сопровождены контрольным блоком диагностики личностно-профессионального развития студентов в предметном портфолио. Итоговой работой по изучению курса выступают художественно-педагогические проекты студентов, реализующие проектно-технологические ресурсы искусства в процессе их личностно-профессионального развития.


Библиографическая ссылка

Мухаметзянова Л.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 28-31;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1520 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674