Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

USING PROJECT ART AND TECHNOLOGICAL RESOURCES IN THE PROCESS OF PERSONAL AND THE FUTURE TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Muhametzyanova L.Yu. 1
1 Institute of ungraded and national school
The purpose of this article is aimed at solving the problem of using design-art technological resources for the development of personal and professional development of future teachers. Art technology are viewed as a condition that determines the maintenance of personal philosophy of teacher education through the use of human, emotional and imaginative arrangements. Revealed indicators of the relationship of art and pedagogy that promote humanitarian personality of the future teacher. The data for the study of teachers’ attitude to the project-based learning, reflecting their need to increase the volume of theoretical and methodological knowledge of the technology project-based learning as a condition for self-education and training. It is reflected the development of students of secondary vocational school teacher as professiogram modern hermeneutic «understand» long-term vision of teaching profession, reflecting the description of its features and disclosing the specifics of professional work and the requirements of personal and professional character. The author recommends that the process of training future teachers to use teaching Stanislavsky system as a technological mechanism of the development of his personal expression on the basis of figurative art, and cites as an example of educational-methodical maintenance process under study textbook on art pedagogy. This article is intended for teachers, researchers involved in the development of innovative technology personal-professional development of the future teacher.
design and dedicated resources
personal and professional development
professiogram
theater pedagogy
art pedagogy

На современном этапе развития педагогического образования в сознании профессионала начинает доминировать проектный тип культуры, который постепенно становится одним из центральных механизмов его личностно-профессионального развития. Формирование проектной культуры профессионала-специалиста становится основой новой образовательной парадигмы XXI века. Проектные технологии способствуют достижению образовательных целей через разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, имеющим не только профессиональную, но и личностную значимость для студента.

Переход на личностную философию профессионального образования определяет необходимость формирования у будущего учителя гуманитарно-ценностных качеств. Необходимо связать гуманитарный потенциал предметной области педагогического знания с построением образовательного пространства, в котором формируются эмоционально обозначенные личностно-профессиональные ценности студентов. Гуманитаризация, по мнению исследователей Р.Х. Гильмеевой, Л.Ю. Мухаметзяновой, Л.П. Тихоновой, Г.А. Шайхутдиновой, – это процесс целенаправленного творческого развития будущего специалиста, формирование его способности определять свою личностную позицию и проявлять ее в активной профессиональной деятельности [3, 4, 5].

В процессе эмоционально ориентированного развития гуманитарной личности будущего педагога особое место занимает искусство, что обусловлено следующими показателями его взаимосвязи с педагогикой:

– искусство и педагогика выступают как формы общественного сознания, отражающиеся в реальных закономерностях и словесных образах;

– имеют общий предмет – человек как объект познания и общую цель -образование и воспитание человека;

– исследуют жизнь, в первом случае – с помощью художественного образа, во втором – с применением специального научного аппарата, способов теоретического анализа или практической работы;

– активно побуждают рефлексию в процессе художественного исследования и в педагогическом эксперименте;

– режим самореализации художественной литературы и педагогики – диалог двух субъектов: автора и субъекта восприятия произведения искусства, педагога и студента.

Результаты по изучению отношения преподавателей к проектному обучению позволили выяснить, что они испытывают потребность в увеличении объема теоретических и методических знаний по технологиям проектного обучения как условия самообразования и повышения квалификации. Были обнаружены различные варианты относительно алгоритма действий преподавателя при использовании технологии проектного обучения:

– более 64 % опрошенных хотели бы получать «готовые» знания, инструкции и указания, которые можно было бы непосредственно использовать в практике проектного обучения студентов;

– около 96 % опрошенных указали, что хотели бы использовать в практике материалы по проектному обучению, апробированные в других учреждениях профессионально-педагогической сферы;

– почти 83 % – хотели бы посетить занятия своих коллег с целью заимствования наработок, сценариев, схем проектного обучения;

– более 15 % – готовы к проектному обучению;

– лишь 13 % испытывают потребность в анализе и самоанализе проектной деятельности с использованием технологий искусства.

В целом, по результатам изучения готовности педагогов к использованию проектных технологий можно констатировать, что большинство из них ждут готовых учебно-методических рекомендаций и не проявляют стремления к самостоятельному поиску проектно-технологического алгоритма действий.

Фомирование эмоционально – ориентированной гуманитарной личности будущего педагога определяет необходимость создания учебного содержания, формируемого самим студентом в виде его творческой педагогической продукции: собственных целей, планов, учебных программ, творческих уроков, рефлексивных суждений. Поэтому диагностику образовательных результатов студентов в процессе педагогической подготовки целесообразно проводить на основании привлечения герменевтических «понимающих» методов анализа происходящих в студентах изменений личностно-профессионального характера.

Основной путь эффективности педагогического образования исследователи видят в его новой философии, связывая ее с герменевтическим направлением. Такое образование имеет целью воспитание чувств. Герменевтика особое внимание уделяет эмпатии, предполагая на ее основе понимание как целостное познание гармонично-духовного состояния. Согласно герменевтически ориентированному типу образования педагоги должны подготовить учащихся к восприятию, настроить их на переживание и сопереживание. Главным в «понимающем» образовании является возможность и желание открыться тому, что нельзя сказать, и способность переживать эту открытость.

Применение герменевтических методов диагностики приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции студентов: область творчества; степень творчества; уровень самостоятельности; оригинальность; эмоционально-ценностная, образная выразительность педагогического знания.

Мы предложили студентам средней профессиональной школы педагогического профиля разработать профессиограмму современного учителя как герменевтического «понимающего» перспективного видения педагогической профессии по конкретным блокам, отражающим описание ее особенностей, раскрывающим специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к педагогу.

В Новом словаре методических терминов и понятий профессиограмма учителя определяется как документ, в котором описывается система требований, предъявляемых к преподавателю в области знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства [1].

Особое внимание было уделено личностно-профессиональному компоненту профессиограммы.

В первом блоке «Цель, результаты и средства педагогической деятельности» в качестве основной цели педагогического труда студенты называли:

– передача накопленного опыта другим поколениям (до 60 %);

– воспитание в себе и учениках нравственных качеств (до 30 %);

– максимальное доведение до учеников необходимой информации и получение подтверждения усвоения учебного материала (до 20 %);

– воспитание разносторонней личности (до 20 %);

– развитие умений применения знаний на практике (до 15 %).

В число проектируемых трудностей, с которыми сталкивается педагог в процессе достижения цели, студенты включили следующие положения:

– психологические особенности личности ученика (до 20 %);

– отсутствие взаимодоверия педагога и ученика (до 45 %);

– социально и педагогические запущенные ученики (до 25 %);

– низкая заработная плата педагога (до 80 %);

– недостаточная материальная база по предметам (до 70 %);

– разный уровень развития учеников в одном классе (до 20 %);

– недостаточность опорных знаний (до 40 %).

В качестве проектируемого результата педагогической деятельности студенты выдвинули следующее:

– полноценное развитие личности ученика (до 70 %);

– учебники и методические рекомендации, написанные педагогом (до 30 %);

– приобретение необходимых профессионально-педагогических знаний (до 25 %);

– наилучший результат – это, когда ученик превосходит своего учителя (до 12 %);

– воспитание личности, способной адаптироваться в социуме (17 %);

– воспитание Человека (18 %)

Второй блок вопросов профессиограммы включил в себя проектирование студентами необходимых знаний, умений, навыков педагога, его профессиональных качеств. В качестве знаний и умений, необходимых педагогу для успешной профессиональной деятельности студенты выделили следующие:

– знания возрастной педагогики и психологии (37 %);

– коммуникативные знания и навыки (72 %);

– умение заинтересовать учеников своим предметом (41 %);

– умение практикоориентировать научные знания (27 %);

– умение найти индивидуальный подход (53 %);

– знание технологий искусства (23 %).

Основными личностно-профессиональными качествами, которые способствуют успеху педагогической деятельности, студенты определили:

– коммуникабельность (77 %);

– доброжелательность (37 %);

– справедливость (27 %);

– способность понимать человека (17 %) %

– воспитанность педагога (12 %);

– любовь и интерес к профессии педагога (до 10 %);

– трудолюбие (до 10 %).

В ответах на вопрос «Кому противопоказано быть педагогом?» прозвучали следующие высказывания:

– человек, не любящий детей (87 %);

– неуравновешенный (72 %);

– злой человек (до 10 %);

– равнодушный человек (до 10 %);

– чрезмерно старый (до 10 %);

– безнравственный (21 %);

– эгоист (до 10 %);

– алчный (3 %);

– не знающий свой предмет преподавания (21 %).

В блоке проектирования обязанностей и прав педагога обозначились следующие профессионально-личностные позиции педагога:

– дать полноценную личность обществу (до 70 %);

– хорошее знание своего предмета (67 %);

– развить в ребенке человеческий потенциал (7 %);

– педагогическая рабочая дисциплина (20 %);

– составление учебно-методической документации (70 %);

– выполнять условия трудового договора (13 %).

Педагог имеет, по мнению будущих учителей, следующие права:

– выбирать методы и средства обучения (до 60 %);

– право на материальные льготы и выплаты, на пенсию по выслуге лет (до 80 %);

– выбор учебных программ (до 30 %);

– право высказывать свое мнение (до 17 %);

– гражданские права (до 20 %);

– выбор учебника (до 25 %);

– право на уважение и профессиональное достоинство (до 15 %);

– иметь свою профессиональную честь (до 10 %).

В ответах студентов на вопрос, почему люди выбирают профессию педагога прозвучало следующее:

– считают педагогическую профессию своим призванием (80 %);

– сделать молодежь более цивилизованной (15 %);

– любят детей (70 %);

– дать знания будущему поколению (30 %);

– рождаются педагогами (40 %);

– передать свой опыт и навыки ученикам (30 %).

3 блок отвечал задачам проектирования личностно-профессионального компонента педагогической деятельности, суть которого студенты определили так:

– личность педагога должна отвечать выбранной профессии (30 %);

– педагог обязан совершенствоваться не только как профессионал, но и как гуманитарная личность (20 %);

– обучая других, педагог обучается сам (70 %);

– профессиональные компетенции должны согласовываться с общими компетенциями учителя (20 %);

– человеческое, добросовестное отношение к работе и ученикам (25 %).

Мы видим несомненный интерес студентов к гуманитарному личностно- профессиональному компоненту профессиограммы учителя, в развитии которого особое место занимает искусство театра, в частности – педагогическая система К.С. Станиславского. Театральный педагог в результате многолетней художественно-педагогической и исследовательской работы открыл особенности, лежащие лежат в основе профессиональной творческой деятельности. Он сформулировал закономерности, которые приемлемы для творчества будущего педагога. Система К.С. Станиславского объясняет генезис творческого самочувствия, раскрывает природу педагогической личностной выразительности, в частности педагогического воображения, лежащего в основе личностно-профессионального проектирования деятельности будущего учителя. [6].

Продуктивность педагогического воображения проверяется законами педагогической логики. Художественность педагогического воображения выступает как разновидность образного педагогического мышления. Если конкретизировать основные функции педагогического воображения студентов, то можно указать следующее:

а) анализ (воображение участвует в оценке педагогической ситуации и помогает постичь ее причины);

б) поиск (воображение способствует поиску оптимального решения педагогической задачи);

в) прогноз (воображение помогает предвидеть возможные результаты воздействия).

В целом, с одной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, зримостью художественно-образного мышления, способность к предвосхищению и проектированию результата педагогической деятельности. К.С. Станиславский говорит о триумфирате воображения – сплаве трех элементов: ума, воли и чувства.

В соответствии с поставленной задачей использования технологий искусства, в частности театрального, разработан интегративный курс «Арт-педагогика», синтезирующий три области научного знания: искусство, психологию и педагогику и способствующий социокультурной адаптации будущего учителя с помощью искусства.

Результаты многолетнего внедрения арт-педагогики в учебный процесс образовательных организаций позволили разработать учебно-методическое пособие, содержащее технологический ресурс театральной педагогики в целях развития профессионально-творческого потенциала личности будущего учителя через систему эмоционально-образных механизмов [2].

В пособии представлены учебный план, учебная программа и модульное обеспечение курса арт-педагогики. Учебные модули сопровождены контрольным блоком диагностики личностно-профессионального развития студентов в предметном портфолио. Итоговой работой по изучению курса выступают художественно-педагогические проекты студентов, реализующие проектно-технологические ресурсы искусства в процессе их личностно-профессионального развития.