Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ВЫ С НАМИ… ВСПОМИНАЯ С.М. КОСТИКОВА И А.Н. КОЗЛОВА…

Минаев А.И. 1 Исаева О.Н. 1
1 Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина на рубеже XX-XXI веков стал одним из лидеров на образовательном пространстве региона. Расцвет РГУ имени С.А. Есенина связан с именем его ректора академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Петровича Лиферова. Одной из многочисленных граней его таланта как руководителя было умение формировать «команду» единомышленников, из которых долгие годы состоял проректорский корпус. Наиболее яркими фигурами в нем стали рано ушедшие из жизни Сергей Михайлович Костиков и Александр Николаевич Козлов.
РГУ им. С.А. Есенина
100-летний юбилей
А.П. Лиферов
С.М. Костиков
А.Н. Козлов.
1. Костиков С.М. Характер и особенности современного антивоенного движения в США: дис. … канд. ист. наук. – М., 1984.
2. Сускина Л. Его отличало верное служение университету и безграничная любовь к людям // Комсомольская правда. – 2010. – № 32.

В недавнем прошлом Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина добился впечатляющих успехов и по праву на рубеже XX-XXI веков стал одним из лидеров на образовательном пространстве региона. Были открыты новые факультеты и специальности, сам вуз получил статус классического университета.

Расцвет РГУ имени С.А. Есенина связан с именем его ректора академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Петровича Лиферова. Одной из многочисленных граней его таланта как руководителябыло умение формировать «команду» единомышленников, из которых долгие годы состоял проректорский корпус.

Наиболее яркими фигурами в нем стали рано ушедшие из жизни Сергей Михайлович Костиков и Александр Николаевич Козлов. Авторы, хорошо знавшие этих людей, посчитали возможным для себя писать эти краткие строки воспоминаний и размышлений об этих замечательных людях.

О них действительно хочется писать вместе. Тепло, по-товарищески, а, наверное, и «по-братски» относясь друг другу, они были двумя ключевыми исполнителями, того слаженного «оркестра», которым управлял талантливый «дирижер», часто доверявший своим коллегам играть и «сольные партии».Такая слаженность увенчалась периодом наивысшего до сегодняшнего дня интеллектуального, научного и образовательного успеха университета.

Этияркие индивидуальности роднили, пожалуй, три общие для них черты – высочайший профессионализм, бесконечная преданность родному учебному заведению и доброе отношение к людям, то есть те качества, которые, по нашему мнению, являются важнейшими в профессиограмме преподавателя высшей, да и любой другой, школы. С ними ушла в прошлое целая эпоха – эпоха взаимоуважения, основанного на уважении самих себя. Будучи требовательными к другим, они были беспощадны к собственной жизни, целиком отдавая свои силы делу – университету, который для них не был безликим, но был очеловечен многими судьбами друзей и коллег.

В непростые года реформирования российского высшего образования наши старшие товарищи сохраняли оптимизм, стойкость, со свойственной истинным интеллигентам иронией, и что особенно примечательно, самоиронией, относились к трудностям того времени, опирались на веру в торжество здравого смысла.

Без них мы сразу ощутили, как много они значили для нас, для университета. Отвергая сослагательное наклонение в социальной практике, смеем утверждать: с ними мы сделали бы меньше неверных шагов и приняли бы меньше неверных решений. К величайшему сожалению их жизни оказались слишком коротки и для них, и для нас.

Напомним кратко основные вехи жизненного пути Сергея Михайловича и Александра Николаевича.

C.М. Костиков родился в 1956 году в городе Карл-Маркс-Штадт (ГДР), в семье военного. В 1973 году окончил среднюю школу №14 г. Рязани. Успешно сдав вступительные экзамены, он поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического института (РГПИ), который закончил с отличием в 1978 году. Будучи студентом, принимал активное участие в научной и общественной работе вуза.

После окончания института был распределен на работу учителем истории в Мамоновскую восьмилетнюю школу Пронского района Рязанской области, а через год переведен на должность учителя английского языка Полянской средней школы-интерната Рязанского района. Одновременно Сергей Михайлович преподавал на кафедре политэкономии и научного коммунизма в РГПИ.В 1980 году поступил в аспирантуру при МГУ, которую закончил досрочно в связи с защитой кандидатской диссертации [1]. С 1981 по 1982 год Сергей Михайлович проходил службу в рядах Советской Армии. С декабря 1985 года работал на должности старшего преподавателя, а затем и доцента кафедры политэкономии и научного коммунизма РГПИ.

Научно-педагогическая деятельность неразрывно сочеталась в жизни Сергея Михайловича с большой общественной работой. Он прошел путь от секретаря партийной организации факультета истории до секретаря парткома института.В 1992 году Сергею Михайловичу присвоено звание доцента. В том же году он был назначен на должность проректора по экономическим вопросам РГПИ. В тяжелейшей экономической ситуации его усилия помогли обеспечить регулярную выплату заработной платы, что в то время само по себеявлялось победой. Внешний облик и внутреннее состояние корпусов вуза оставалось на достойном уровне.

В 2000 году Сергей Михайлович назначен проректором по международной деятельности, и с этого момента о Рязанском государственном педагогическом университете имени С.А. Есенина узнали во многих странах мира. Свободно владея английским языком, Сергей Михайлович организовывал встречи с иностранными делегациями, как в стенах родного вуза, так и в региональных властных структурах.

Под его руководством и при непосредственном участии был разработан и реализован проект международного сотрудничества с университетом штата Индиана, в рамках которого в 1996-1997 годах осуществлялся проект подготовки и переподготовки банковских служащих рязанского региона. С 1995 года реализовывался проект в области политических наук с Вестфаль-Вильгельмским университетом города Мюнстера на средства фонда Фольксваген и службы ДАД.

При деятельном участии Сергея Михайловича в университете появляется целый ряд международных научно-исследовательских центров: Центр глобального образования, Центр европейской политики и права, Центр японского языка и культуры. В рамках реинтеграции образовательного пространства стран СНГ С.М. Костиков наладил партнерские отношения с вузами Армении, инициировав создание Центра российско-армянской дружбы, а также с образовательными учреждениями других стран Содружества. Были заключены договоры и велось активное сотрудничество с 6 международными организациями и учебными заведениями, такими, как Фонд за глобальное образование (Нью-Йорк, США), Антверпенский институт переводчиков (Бельгия), географическое общество университета штата Арканзас (США), департамент образования Саксонии (Германия), Фонд защиты журавлей (Канада).

Его многогранная деятельность была деятельностью профессионала. Сергей Михайлович был отмечен многими наградами и званиями, в том числе «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

Скончался 5 февраля 2007 года.

Последняя фраза звучит как страшный приговор и обрывает творческую, блестящую и очень короткую жизнь нашего наставника, учителя и товарища.

Александр Николаевич родился в 1954 году в городе Касимове Рязанской области. Его отец был капитаном грузового теплохода, перевозившего грузы по Волге и ее крупным притокам, а мать работала на этом же судне поваром.

После окончания школы в 1971 году он поступил на факультет естествознания Рязанского государственного педагогического института. На выбор его профессии оказала влияние школьный учитель химии Раиса Максимовна Филинкова. В 1976 году А.Н. Козлов закончил институт по специальности «учитель биологии и химии». Трудовую деятельность начал в качестве учителя химии и биологии Елатомской средней школы Касимовского района Рязанской области. В 1982 году поступил в очную целевую аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина при кафедре общей и аналитической химии. После окончания аспирантуры с 1985 по 1990 год работал ассистентом кафедры химии РГПИ имени C.А. Есенина, затем – старшимпреподавателем кафедры химии и заведующим подготовительным отделением РГПИ (РГПУ).

В 1995 году Александр Николаевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук по теме «Электродные процессы на железе и его сульфидах в условиях коррозии в сероводородсодержащих растворах и действие ингибиторов коррозии». В январе 1996 года назначен начальником учебно-методического отдела и исполняющим обязанности заведующего подготовительным отделением РГПУ. С 1 сентября 1996 года работал на должности доцента кафедры химии, ученое звание доцента по кафедре химии было присвоено в январе 1999 года. С 1 февраля 2005 года занимал должность профессора кафедры; в сентябре 1996 года избран заведующим кафедрой химии. А. Н. Козловым опубликовано 38 научных работ по электрохимии и коррозии металлов и методическим аспектам преподавания химии в высшей школе.

С апреля 1998 по март 2007 года являлся проректором по учебно-методической и воспитательной работе РГПУ (РГУ) имени С.А. Есенина. 26 марта 2007 года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был назначен исполняющим обязанности ректора РГУ имени С.А. Есенина. Решением Ученого совета РГУ от 16 ноября 2007 года А.Н. Козлов был включен в список кандидатур на должность ректора университета, однако незадолго до выборов снял свою кандидатуру. После избрания в феврале 2008 года Ирины Михайловны Шеиной ректором, был назначен первым проректором университета.

В начале марта 2010 года здоровье А.Н. Козлова резко ухудшилось. После нескольких дней в реанимации 7 марта 2010 года, на 56 году жизни Александр Николаевич скончался.

В годы, когда А.Н. Козлов руководил учебно-методической работой в университете РГПУ (РГУ) имени С.А. Есенина, было открыто более двадцати новых специальностей. В каждом случае требовался выверенный анализ востребованности каждой из них на региональном рынке труда, их дальнейшее методическое сопровождение. Во многом благодаря профессионализму проректора, коллектив успешно справлялся с этими непростыми задачами.

Духовная и культурно-просветительская составляющие деятельности университета развивались целенаправленно и динамично. Одним из наиболее успешных социокультурных и воспитательных проектов стал студенческий театр-студия «Переход», образованный в 1988 году, который и сегодня играет заметную роль в театральной жизни Рязани. В 2002 году был освящен Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Мученицы Татианы; в 2004 году открыт музей истории Рязанского государственного педагогического университета; в 2005 году – музей С.А. Есенина; в 2007 году – музей академика И.И. Срезневского [2]. Во все эти благие дела и проекты А.Н. Козлов внес свой большой вклад.

Александр Николаевич был человеком разнообразных интересов и увлечений. Будучи широко образован, он обладал блестящими знаниями по истории и классической литературе, замечательно пел. Не просто хобби, а важным делом в его жизни стало коллекционирование грамзаписей русской и зарубежной классической музыки. Коллекция А.Н. Козлова сопоставима с фондами музыкального отдела Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени А.М. Горького. Он был очень хлебосольным человеком и всегда рад был угостить друзей закусками и блюдами собственного приготовления.

Из русского фольклора мы знаем о «домовых». Александр Николаевич, пусть простят нас за такое определение, был нашим «университетским», хранителем и защитником. Создавалось такое впечатление, что он первым приходил на работу и последнимуходил домой. Он жил университетом, делал его атмосферу интеллектуально богаче и духовно чище.

Размышляя о судьбах Сергея Михайловича Костикова и Александра Николаевича Козлова, хотелось бы привести одну уместную, на наш взгляд, историческую параллель. В древности дом знатного римлянина украшали восковые маски его умерших предков. Этот глубокий по своему нравственному смыслу обычай, символизировал уважение к прошлому опыту и, одновременно, уверенность в завтрашнем дне, основанную на единении всех поколений родственников. Университет – наш общий дом, воздвигнутый усилиями ныне здравствующих и уже ушедших. Вклад тех, кого сегодня нет снами, неоценим и незабываем.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, в котором работали Сергей Михайлович Костиков и Александр Николаевич Козлов, многие и многие талантливые ученые и педагоги, бились их добрые сердца, обязан быть всегда. Уверены, что РГУ имени С.А. Есенина ждет большое творческое будущее, которое станет главным исполненным долгом и перед нашими предшественниками, и перед теми, кто только придет в вуз учиться и преподавать, а значит, в конечном итоге, и перед самими собой.


Библиографическая ссылка

Минаев А.И., Исаева О.Н. В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ВЫ С НАМИ… ВСПОМИНАЯ С.М. КОСТИКОВА И А.Н. КОЗЛОВА… // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 74-77;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1486 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674