Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE CONCEPT AND STRUCTURE OF THE RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF LAW

Zadorina M.A. 1
1 Ural State University of Economics
The article is devoted to the theoretical understanding of the concept of “research competence” in relation to students studying in the field of Law (bachelor’s degree level). The subject of the study is the essence and structure of the research competence of future bachelors of jurisprudence in the context of the current federal state educational standard of higher education. The methodological basis of the research consists of: analysis, synthesis, comparison, generalization, induction, deduction, analysis of literature and documents. The information base of the study consists of: scientific literature on the problems of research; legislation on education, including federal state educational standards of higher education in the field of Jurisprudence. It is proved that the research competence of future bachelors of jurisprudence is the readiness and ability to research both for educational and professional purposes when solving problems of normative, law enforcement, legal protection and expert consulting types in the process of cognition of legal reality. It is established that the research competence of future bachelors of jurisprudence is not specifically identified in the current federal state educational standard, although some elements of its structural components significantly overlap with some universal and general professional competencies. Recommendations for improving educational documentation in terms of updating curricula and educational programs are proposed.
bachelor’s degree
research competence
research competency
federal state educational standard
jurisprudence

В современном мире благосостояние каждого человека зависит от социальной направленности государственной политики, состояния экономики, уровня правовой культуры населения и многих других факторов. В то же время в каждом обществе сегодня есть люди, профессиональная деятельность которых связана с поддержанием законности и правопорядка, защитой прав и свобод граждан, оказанием правовой помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Это юрисконсульты, прокуроры, адвокаты, нотариусы, медиаторы, приставы, сотрудники правоохранительных органов, судьи и иные представители юридического сообщества. Эффективность их работы зависит, прежде всего, от качества их профессиональной подготовки. В связи с этим вопросы качества юридического образования приобретают особую актуальность.

Качество образования, как известно, характеризуется соответствием федеральным государственным образовательным стандартам, а также и потребностям тех лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность (п. 29 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1]. С одной стороны, это обучающиеся, а с другой – работодатели и представители нанимателей, к которым потом трудоустраиваются или поступают на службу выпускники образовательных организаций. В связи с этим в разработке стандартов принимают участие не только органы власти, их утверждающие, но и иные органы власти, представители работодателей, различные научные, экспертные, образовательные организации, а также учебно-методические объединения. В то же время процесс разработки стандарта занимает длительное время, и порой к моменту его утверждения перечень предусмотренных им результатов обучения в части компетенций уже нуждается в обновлении. Не является исключением и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [2].

Стремительная цифровизация всех сфер общественной жизни и необходимость работы с огромным массивом данных привели к тому, что к каждому юристу сегодня помимо знания законодательства, умения применять нормы права, навыков подготовки юридических документов предъявляются также требования, связанные с поиском, анализом, обобщением и систематизацией разного рода данных, умением определять тенденции и делать прогнозы, вести статистический учет и т.д. Иными словами, современный юрист помимо прочих должен владеть еще и исследовательской компетенцией. Однако действующий стандарт подготовки бакалавров юриспруденции не содержит ни одного упоминания об исследовательской компетенции, не предусматривает обязательного написания курсовых работ, а также не предполагает в качестве обязательного компонента государственной итоговой аттестации написание и подготовку выпускной квалификационной работы.

Следует отметить, что вопросы формирования исследовательской компетенции у студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», исследовали многие ученые (Е.Н. Зинченко, О.А. Егорова, Н.Г. Келеберда, Н.И. Минкина, А.И. Рябошапка и др.). Однако их работы основаны на недействующих в настоящее время стандартах подготовки бакалавров юриспруденции, которые предусматривали несколько иной набор компетенций. Поэтому вопрос о том, что представляет собой исследовательская компетенция применительно к будущим бакалаврам юриспруденции и какова ее структура в контексте действующего стандарта, остается открытым.

Перечисленные факторы обуславливают противоречие между потребностью общества и государства в профессиональных юридических кадрах с квалификацией «бакалавр», обладающих исследовательской компетенцией, и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы.

Цель исследования – раскрыть сущность понятия «исследовательская компетенция» применительно к будущим бакалаврам юриспруденции и определить ее структуру в контексте действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования послужили теоретические работы ученых в области педагогики и психологии, а также нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования.

Методологическую базу исследования составили анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, анализ литературы и документов.

Результаты исследования и их обсуждение

Компетенция, по верному утверждению Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, представляет собой «способность человека реализовывать на практике свою компетентность» [3, с. 26]. Следовательно, понятие «компетенция» тесно связано с понятием «компетентность». По мнению И.А. Зимней, компетентность – это «актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека» [4, с. 20]. Компетентность – это способность применять компетенции [5, с. 7].

В основе исследовательской компетенции студента, как отмечает Е.Н. Зинченко, лежит способность и готовность к исследовательской деятельности [6, с. 121]. В связи с этим следует согласиться с А.В. Хуторским, который в содержании исследовательской компетенции выделяет знания в той или иной научной области, методологические основы исследовательской деятельности, мотивационно-ценностные ориентации [7]. Такой подход к пониманию исследовательской компетенции разделяют и иные ученые.

И.Э. Идиятов убежден в том, что исследовательская компетенция представляет собой личностно-деятельностную характеристику, направленную на решение проблем теоретического и практического характера [8, с. 8]. Следовательно, в основе исследовательской компетенции лежит способность к выбору оптимальных для решения конкретных исследовательских задач методов и методик исследования на основании накопленных специальных знаний, субъективно-ценностных установок личности. Так, при решении тех или иных задач в учебной или профессиональной деятельности выбор наиболее подходящих методов познания и исследовательских методик остается за самим исследователем, который, вооружившись полученным им методологическим арсеналом и накопленным багажом знаний, принимает решение на основе своих субъективных убеждений. Иными словами, исследовательская компетенция направлена на поиск наиболее оптимального решения конкретной проблемы посредством активизации исследовательского потенциала личности, связанного с целеполаганием, планированием и контролем.

По мнению Н.Г. Келеберды и А.И. Рябошапка, исследовательскую компетенцию следует понимать как «способность осуществлять подготовку, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач (исследовательских и профессиональных)» [9, с. 15]. Перечень действий с данными, представленный в этом определении, представляется неполным. Так, например, при решении будущим или действующим юристом какой-либо задачи, связанной с необходимостью применения средств судебной защиты, помимо перечисленных в определении действий с данными (которые будут представлены судебными решениями), будут осуществляться также и иные действия – поиск и отбор данных, их систематизация. В связи с этим предложенное определение исследовательской компетенции следовало бы дополнить.

П.Н. Пономарчук считает, что исследовательская компетенция представляет собой «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение предметной и целенаправленной деятельности по получению нового знания, способность человека реализовывать на практике свою исследовательскую компетентность» [10, с. 97]. По мнению Ю.С. Димитрюк, исследовательская компетентность у обучающихся высших учебных заведений формируется путем «самостоятельного преобразовательно-эвристического освоения теории и практики научной отрасли» [11, с. 10]. Такое понимание исследовательской компетентности обусловлено, как представляется, тем фактом, что перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования разработан на основе номенклатуры научных специальностей, составленной с учетом деления областей науки на группы научных специальностей, в каждой из которых выделяются уже конкретные научные специальности. В связи с этим в области юриспруденции новое знание всегда связано с различными явлениями и процессами правовой действительности.

Обобщая изложенное, следует согласиться с Н.В. Борисенко в том, что «исследовательская компетенция – конечный результат правильно организованной исследовательской деятельности обучающегося» [12]. Иными словами, исследовательская компетенция сама по себе у студента не появится, для ее развития должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые должны учитывать структурные особенности исследовательской компетенции.

Традиционно в структуре исследовательской компетенции выделяют четыре основных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический [12]. Мотивационный компонент характеризует мотивы осуществления исследовательской деятельности. Когнитивный компонент характеризует совокупность знаний в области проведения исследований, в том числе в части методологических основ исследовательской деятельности в той или иной научной области. Деятельностный компонент характеризует креативность, освоенные формы и способы осуществления исследовательской деятельности как самостоятельно, так и в процессе обучения. Аксиологический компонент характеризует ценностные ориентации.

В то же время некоторые исследователи предлагают иной подход. В частности, О.А. Егорова и Е.Н. Зинченко в структуре исследовательской компетенции студентов-юристов объединяют мотивы и ценности в мотивационно-ценностный компонент, а в дополнение к когнитивному и деятельностному компонентам выделяют также рефлексивно-творческий компонент [13, с. 70]. Под последним они понимают творческий потенциал и способность давать оценку своей исследовательской деятельности.

Следует отметить, что творческое начало присуще любой исследовательской деятельности, а без рефлексии исследование не будет проведено качественно. В связи с этим, как представляется, нет необходимости специально выделять рефлексивно-творческий компонент, так как он может быть органично включен в деятельностный компонент.

Отдельные содержательные компоненты исследовательской компетенции в универсальных и общепрофессиональных компетенциях будущих бакалавров юриспруденции

Компоненты исследовательской компетенции

Универсальные компетенции (УК)

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Когнитивный

Системное и критическое мышление

Юридический анализ

Толкование права

Мотивационный

Самоорганизация и саморазвитие

Аксиологический (ценностный)

Межкультурное взаимодействие

Профессиональная этика

Деятельностный

Разработка и реализация проектов

Командная работа и лидерство

Решение юридических проблем

Информационные технологии

Как ранее было сказано, действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [2] не предусматривает подготовку студента к исследовательской деятельности. Согласно разделу 3 указанного стандарта, будущий бакалавр юриспруденции должен освоить 11 универсальных и 9 общепрофессиональных компетенций, среди которых исследовательская компетенция не выделяется.

В то же время анализ результатов обучения позволяет проследить наличие отдельных содержательных элементов исследовательской компетенции в ряде универсальных и общепрофессиональных компетенций (таблица).

Элементы когнитивного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции усматриваются в УК-1, ОПК-1 и ОПК-4. В рамках этих компетенций студенты учатся искать нужную им информацию, проводить ее анализ и синтез (в том числе системно), анализировать и толковать явления правовой действительности, т.е. получают знания об общенаучных и специально-юридических методах научного исследования.

Элементы мотивационного компонента исследовательской компетенции прослеживаются в УК-6, в рамках которой каждый студент юридического бакалавриата должен научиться выстраивать свою образовательную траекторию. К примеру, он может решить продолжить обучение в магистратуре, которая предполагает подготовку будущего магистра юриспруденции к научно-исследовательской деятельности.

Элементы аксиологического компонента исследовательской компетенции студентов юридического бакалавриата могут быть обнаружены в УК-5 и ОПК-7. В рамках этих компетенций осваиваются способности, связанные с учетом многокультурного разнообразия современного общества и соблюдением принципов юридической этики.

Элементы деятельностного компонента исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции могут быть найдены в УК-2, УК-3, ОПК-2 и ОПК-8. В рамках этих компетенций должны быть освоены способности, связанные с целеполаганием, принятием решений и работой в команде. При этом при принятии решений должны быть учтены нормы права и полученная из различных источников юридически значимая информация.

Следовательно, в процессе освоения перечисленных компетенций освоение исследовательской компетенции будет носить фрагментарный характер. Для того, чтобы этого избежать, в учебных планах можно предусмотреть возможность освоения будущими бакалаврами юриспруденции факультатива «Основы научных исследований».

Действующий стандарт подготовки бакалавров юриспруденции предусматривает возможность вузам самостоятельно формулировать профессиональные компетенции. В связи с этим образовательным организациям высшего образования следует воспользоваться данной возможностью и предусмотреть такую профессиональную компетенцию в случае, если соответствующий профессиональный стандарт предусматривает осуществление исследовательской деятельности.

Заключение

Таким образом, исследовательская компетенция будущих бакалавров юриспруденции представляет собой готовность и способность к исследовательской деятельности как в образовательных, так и в профессиональных целях при решении задач нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного и экспертно-консультационного типов в процессе познания правовой действительности. Исследовательская компетенция будущих бакалавров юриспруденции в федеральном государственном образовательном стандарте специально не выделена, хотя отдельные элементы ее структурных компонентов (мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический) содержательно пересекаются с некоторыми универсальными (УК-1, УК-2, УК-3, УК-5 и УК-6) и общепрофессиональными компетенциями (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-7 и ОПК-8). В связи с этим уровень овладения исследовательской компетенцией у будущих бакалавров юриспруденции может быть разным, в том числе и близким к нулевому. Это обстоятельство негативно сказывается на возможности продолжения обучения на следующем уровне высшего образования – в магистратуре, что идет вразрез с одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – обеспечение права на образование в течение всей жизни.

Настоящее исследование может служить отправной точкой при изучении вопроса о формировании исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции в контексте действующего федерального государственного образовательного стандарта, так как этот процесс прежде всего должен иметь под собой надежное теоретическое основание. В свою очередь, вопрос о функциях, уровнях освоения исследовательской компетенции, как и вопрос о создании необходимых для формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции организационно-педагогических условий, нуждаются в дополнительном исследовании.