Статья посвящена анализу понятия «менталитет» в современной гуманитаристике. В ней дан ретроспективный обзор появления данного термина в научном обороте. Раскрывается суть и содержание менталитета, его роль в жизни человека и общества. В статье менталитет рассматривается как многомерное и многофункциональное явление, имеющее выход в ряд смежных социально-гуманитарных дисциплин, определяется потенциал каждой из них в структуре исследуемой проблемы. Значительное место отводится также культуре и культурологии. В этом ряду описывается также роль и место национально-культурного компонента как носителя национального своеобразия культуры. Приводится феноменологическая характеристика с выделением и описанием специфических особенностей менталитета. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность менталитета личности и менталитета общества. Рассмотрено соотношение коррелирующих типов менталитета как наследуемого, бессознательного феномена, с одной стороны, и изменчивого, формируемого, с другой. В этой связи описываются условия, механизмы трансформации и критерии оценки их эффективности.
Библиографическая ссылка
Богданова А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 84-85;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=639 (дата обращения: 22.05.2025).