В статье предпринята попытка взглянуть на идеи великого педагога с новой точки зрения, показать педагогическую деятельность С.А. Рачинского как уникальный педагогический феномен. Педагогические идеи выдающегося педагога XIX в. С.А. Рачинского, как и его практическая образовательная деятельность, представлены как продукт осмысления социокультурных особенностей России и попытку «наполнить традиционную форму ... новым, инновационным по духу, содержанием». В статье показано влияние С.А. Рачинского и созданных им школ на развитие школ-общин в условиях модернизации российского общества рубежа XIX–XX веков, которые в условиях социокультурного транзита начинали восприниматься многими педагогами и как идеальная форма общежития, и как модельная форма организации воспитательного пространства. С.А. Рачинский стал основателем универсальной школы, устройство которой и сегодня может быть воспринято в школах России, т.к. в основе его школы лежали общинное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои.
Библиографическая ссылка
Барич А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ С.А. РАЧИНСКОГО: ШКОЛА-ОБЩИНА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 67-67;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=607 (дата обращения: 22.05.2025).