Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ЯЗЫКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» УЧЕНИКАМИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Савушкина А.М. 1 Чеклецова Е.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Задачей современного учителя является поиск таких методов обучения, которые бы привели к созданию условий для привлечения внимания учеников к предмету и способствовали эффективному усвоению материала. Авторы считают, что устное использование рефлексивных языковых конструкций учениками средней школы в процессе изучения предмета «Английский язык» способствует развитию умения монологического высказывания. Целью данного исследования являлась разработка практических материалов, а именно рекомендаций по составлению рефлексивных языковых конструкций. В исследовании приняли участие 29 учеников 6 «а» класса Лицея № 109. Были разработаны рекомендации по организации использования рефлексивных языковых конструкций с целью развития умения монологического высказывания в процессе изучения предмета «Английский язык», а также раздаточный материал с речевыми конструкциями по теме «Модальные глаголы». В статье представлены результаты проведенного исследования: сравнительный анализ результатов первого и заключительного уроков. Авторами было установлено, что количество учеников, которые смогли полностью или частично дать ответы на поставленные вопросы и выступить сами, увеличилось после использования рефлексивных языковых конструкций. Результаты исследования подтвердили, что развитие рефлексивных умений у обучающихся средней школы в процессе изучения учебного предмета «Английский язык» является эффективным при условии устного использования рефлексивных речевых конструкций.
английский язык
рефлексия
рефлексивные умения
рефлексивные языковые конструкции
монологическое высказывание
1. Ахманова О.А. О лингвистических основах преподавания иностранных языков // Методическая мозаика. 2007. № 8. С. 3а–11а.
2. Колесникова Н.А., Томашевская Л.А. Развитие рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения английского языка // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 9. С. 63–70.
3. Сальникова Ю.В. Рефлексия в образовании // Вестник Воронежского института развития образования. 2019. № 3. С. 17–23.
4. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. 2015. № 4. С. 98–113.
5. Zhang X.D. Supporting E.F.L. Learners’ reflective Practice through Systemic Functional Linguistic Praxis: A Longitudinal Case Study // Educational Sciences-Theory & Practice. 2018. №. 18 (2). P. 495–513.
6. Евсеева Л.Н., Жемчугова С.А., Сафроненкова Е.Л. Использование нарративного метода заполнения рефлексивного учебного дневника с целью развития умения критической рефлексии в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» студентами нелингвистических направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN519.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
7. Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2 (796). С. 111–125.
8. Голубева М.В. Рефлексивное обучение активному отношению к познанию // Образовательные технологии. 2011. № 2. С. 78–86.

Введение

С развитием общества и научного знания возникла потребность в обучении иностранным языкам. В Средние века и эпоху Ренессанса основными языками обучения были латинский и греческий. Первый язык применялся в университетском образовании и теологических исследованиях, тогда как на втором изучались произведения античных ученых.

С течением времени они утратили свои лидирующие позиции и перестали быть основными образовательными языками в связи с широким распространением научной литературы на национальных языках других стран. Теперь упор делается на применение полученных языковых знаний в реальных ситуациях: развитие навыков устной речи, чтения иностранной литературы, ведения бесед и понимания высказываний на иностранном языке. В настоящее время латынь и греческий язык остались преимущественно в системе высшего образования для лингвистов, врачей и биологов.

На данный момент к обязательному учебному предмету в школе относится «английский язык». В российских школах дети начинают изучать английский язык со второго класса. На изучение данного предмета в школе отводится следующее количество часов:

‒ в начальной школе со 2 по 4 класс – 2 ч в неделю;

‒ в основной школе с 5 по 9 класс – 3 ч в неделю;

‒ в средней школе в 10–11 классах – 3 ч в неделю.

Таким образом, на английский язык выделяется 105 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю). Считается, что этого недостаточно для того, чтобы в полной мере достичь приличного уровня знаний в данной области.

Изучение иностранного языка является трудоемким процессом, который требует много самоконтроля, самодисциплины и самоанализа. О.А. Ахманова в своей работе пишет: «овладение иностранным языком представляет собой сложный процесс, требующий приобретения навыка непосредственного понимания читаемого или воспринимаемого на слух, формирование соответствующих мыслей непосредственно на базе чужого языка» [1].

Действительно, в школьной программе не предусмотрено такого количества учебных часов для освоения большого объема материала. В образовательном учреждении даются базовые знания, неспособные охватить много факторов. Кроме того, отсутствуют реальные ситуации, в которых обучающиеся могут активно практиковать свой английский.

Следовательно, задачей современного учителя является поиск таких методов обучения, которые бы привели к созданию условий для привлечения внимания учеников к данному предмету и способствовали эффективному усвоению материала [2, 3].

Авторы считают, что устное использование рефлексивных языковых конструкций учениками средней школы в процессе изучения предмета «Английский язык» способствует развитию критического мышления, формированию навыков наблюдения, в частности, за учебным процессом, критическому анализу процесса обучения. Рефлексия способна скорректировать, систематизировать знания и помочь развить необходимые навыки. Владение рефлексивными умениями открывает учителю и учащимся новые возможности в осуществлении рефлексивных процессов, которые влекут за собой развитие и саморазвитие личности учеников, а также способствует раскрытию творческого потенциала у обучающихся [4].

Благодаря рефлексивным умениям, человек учится ставить перед собой реальные цели и задачи, учитывая свои способности и умения, проводя первичный самоанализ результатов собственной деятельности. Ученики приобретают умение планировать свою учебную деятельность, формулировать цели и способы их достижения, учатся прокладывать путь для саморазвития [5].

Главным аспектом, доказывающим целесообразность использования метода рефлексивных речевых конструкций, является то, что, применяя данный метод, ученик общается на английском языке, из чего можно сделать вывод, что он развивает свои коммуникативные навыки, активизируя изучаемый язык.

Таким образом, при использовании этого метода происходит формирование уникальных навыков и умений, усвоение метапредметных знаний и овладение стратегиями, которые направлены на контроль и регуляцию познания [6]. Они могут быть применены учениками в процессе получения высшего образования, а затем в будущей профессиональной деятельности.

Понятие «рефлексия» (от лат. reflexio – «обращение назад») берет свое начало в философии. Именно здесь оно впервые появилось. Рефлексия означала мыслительный процесс, обдумывание индивидуумом ситуаций, происходящих вокруг него. Этот процесс происходил внутри, в сознании человека. Выражаясь другими словами, это деятельность, направленная на познание самого себя, которая открывает человеку содержание его внутреннего мира.

В итоге рефлексия перестала быть только философским или общенаучным понятием. В настоящее время оно относится также к специально научным, в частности к психологическим. В течение нескольких десятков лет в психологии изучается вопрос рефлексии [7].

Сегодня рефлексию можно рассматривать как метапредметное понятие, как междисциплинарный подход к обучению.

Для более детального рассмотрения темы в первую очередь нужно дать определение термину «рефлексия». Под «рефлексией» понимается процесс в психике, характеризующийся умением анализировать и давать оценку действиям другого человека, а также самого себя, размышляя над процессом и итогом своей деятельности.

Термин «рефлексия» трактуется в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова как «размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания». В свою очередь, М.В. Голубева трактует рефлексию как «любое размышление человека, обращение субъекта на себя самого (самоанализ), свою личность, свои ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое эмоциональное состояние и события, которые уже произошли» [8].

Под рефлексивной языковой конструкцией понимается метаязыковое высказывание, которое включает в себя комментарий, описывающий отношение говорящего к результатам своей деятельности. Такая конструкция имеет в своем составе рефлексивный показатель.

В проведенном исследовании использовался термин «рефлексивная языковая конструкция», так как целью использования устного метода являлось развитие умения монологического высказывания на уроке английского языка, улучшение произношения. Данный метод также способствует развитию мышления, воображения и памяти, а также преодолению стеснения, так как требует публичных выступлений и практики разговорных навыков. Это позволяет чувствовать себя увереннее при общении на иностранном языке и в повседневной жизни.

Цель исследования – разработка практических материалов, а именно рекомендаций по составлению рефлексивных языковых конструкций.

Гипотеза исследования – развитие рефлексивных умений у обучающихся средней школы в процессе изучения учебного предмета «Английский язык» является эффективным при условии устного использования рефлексивных речевых конструкций.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 29 учеников 6 «а» класса МАОУ Лицей № 109. Английский язык преподавался ученикам со второго класса. Согласно рабочему учебному плану, общее количество часов, отведенное на изучение английского языка в 6 классе, – 102 ч. Срок реализации рабочей программы – один учебный год. Исследование проводилось в течение 8 учебных недель, с учебной нагрузкой 3 ч в неделю. Учащиеся экспериментальной группы имеют уровень владения английским языком А2 (в соответствии с Общеевропейской шкалой уровней владения иностранными языками), средний возраст обучающихся – 12–13 лет.

Авторы акцентировали внимание на таких моментах, как:

‒ цель и задачи метода;

‒ систематичность выполнения;

‒ обязательность/добровольность;

‒ обязательный устный формат и др.

По форме метод устного использования рефлексивных языковых конструкций предполагал индивидуальное выполнение. Объектом исследования выступал процесс изучения английского языка, а также знания и навыки обучающихся, их чувства и эмоции, трудности и проблемы, появляющиеся в ходе изучения английского языка, а также методы и способы их преодоления.

Результаты исследования и их обсуждение

Были разработаны рекомендации по организации использования рефлексивных языковых конструкций с целью развития умения монологического высказывания в процессе изучения предмета «Английский язык». Данные рекомендации предназначены прежде всего для учителя, однако ученики также были с ними ознакомлены. Рекомендации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендации по организации использования рефлексивных языковых конструкций с целью развития умения монологического высказывания

Цель

Развитие умения монологического высказывания

Задачи

1. Анализ и оценка собственного опыта изучения английского языка.

2. Переосмысление опыта изучения английского языка.

3. Формирование новых предположений с целью улучшения собственного процесса изучения английского языка

Обязательность/добровольность выполнения

Обязательно для всех учеников экспериментальной группы

Формат выступления

Выступления производятся по заранее приготовленным фразам-клише согласно изучаемой теме

Место и время выполнения

Монологическое высказывание производится в кабинете в последние 5–7 минут занятия

Предназначение

Выступление предназначено для анализа, оценивания и обратной связи с учителем

Таблица 2

Рефлексивные речевые конструкции с использованием модальных глаголов (Modal verbs)

• I can read more correctly

• I should be more active in class

• I realized that I could…

• I couldn't pronounce some words correctly

• I have to work harder

• I was able to answer the teacher's question correctly

• It was difficult because I had to…

• I was able to solve the exercises on time

• I was able to find out in class today...

• I can do better

Следующим этапом была выдача раздаточного материала для ознакомления с рефлексивными языковыми конструкциями. На момент проведения исследования учащиеся начали изучать большой раздел Modal verbs. Данные речевые конструкции были составлены с учетом данной темы. Используя их, ученики могли оценить свою деятельность на уроке, проанализировать содержание учебного материала, а также выразить свои пожелания и предложения. Примеры языковых конструкций представлены в табл. 2. Обучающиеся могли использовать готовые фразы либо свои, но с обязательным использованием модальных глаголов.

Перед проведением исследования был проведен тестовый урок, на котором обучающимся было предложено ответить на вопросы об их деятельности на занятии. Результаты отображены на рис. 1.

В начале исследования для некоторых учеников выражение мыслей на английском было затруднительно. Они могли высказать свою мысль на русском языке, после чего совместно с классом переводили и обсуждали ее на английском языке.

Результаты заключительного урока отображены на рис. 2. Диаграмма показывает, что процент обучающихся, которые смогли ответить на вопросы, возрос в 3 раза; процент тех, кто ответил с ошибками либо на русском языке, остался практически неизменным, а количество тех, кто ничего не ответил, существенно уменьшилось.

missing image file

Рис. 1. Первый урок Источник: составлено авторами

missing image file

Рис. 2. Заключительный урок Источник: составлено авторами

В итоге, несмотря на первые показатели, ученики смогли значительно улучшить свои показатели. По результатам исследования можно сделать вывод, что использование рефлексивных языковых конструкций может улучшить показатель устных выступлений. Также может повыситься качество монологических высказываний и активность на занятиях.

Заключение

Результаты исследования показали, что развитие рефлексивных умений в средней школе при изучении английского языка является эффективным при условии устного использования рефлексивных речевых конструкций.


Библиографическая ссылка

Савушкина А.М., Чеклецова Е.И. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ЯЗЫКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» УЧЕНИКАМИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2025. № 2. С. 10-14;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2565 (дата обращения: 24.04.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674