Введение
В современных условиях глобализации и нарастания культурных и социальных трансформаций одним из ключевых вызовов для российского общества становится формирование устойчивой гражданской идентичности у подрастающего поколения. Важнейшую роль в этом процессе играет историческое образование, которое позволяет школьникам осмыслить свою принадлежность к гражданской общности, развить патриотические чувства и сформировать позитивное отношение к своей стране [1; 2]. Как отмечают авторы в своих исследованиях, историческое воспитание способствует не только изучению прошлого, но и осознанию своей роли в обществе, что делает его важным элементом формирования гражданской идентичности школьников.
Формирование гражданской идентичности школьников через историческое образование является многогранным и сложным процессом [3; 4]. Оно охватывает как когнитивный аспект передачу знаний о прошлом России и ее месте в мировом контексте, так и эмоциональный – формирование позитивного отношения к историческим достижениям страны, чувства сопричастности к своей нации.
Установлено, что ключевая задача исторического образования состоит в том, чтобы создать условия для осознания школьниками своего гражданского долга перед обществом и государством, а также сформировать личностные качества, необходимые для активного участия в гражданской жизни. Именно на уроках истории происходит активная социализация школьников, в рамках которой они учатся понимать исторические процессы, влияющие на развитие их страны, и осознавать свою ответственность за ее будущее [5, 6, 7, с. 23].
Важным аспектом, способствующим успешному формированию гражданской идентичности, является выбор методологических подходов к обучению [8, с. 115; 9]. Стоит подчеркнуть, что формирование гражданской идентичности не может быть достигнуто исключительно через передачу знаний. Необходим деятельностный подход, который позволяет обучающимся активно включаться в образовательный процесс, осмыслять и анализировать исторические события, участвовать в обсуждениях и проектных работах.
Одним из ключевых аспектов формирования гражданской идентичности школьников является практическая проверка моделей, разработанных в рамках педагогического подхода [10; 11, с. 87].
Целью настоящей работы было создание образовательной среды, в которой школьники смогут самостоятельно осмыслить исторические события и сопоставить их с современными реалиями, что может сформировать у них чувство ответственности и гражданскую позицию.
Материалы и методы исследования
Эксперимент включал в себя оценку исходного уровня сформированности гражданской идентичности у учеников 9 классов, которая осуществлялась с помощью опросов и анкетирования. В общей сложности в исследовании было задействовано 52 школьника (от чьих родителей было получено соответствующее согласие), обучающихся в общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «Концепт» (Московская область, г. Балашиха).
Обучающиеся были разделены на две группы – контрольную (25 чел.) и экспериментальную (27 чел.). Экспериментальная часть работы (осуществленная в период с 2023 по 2024 г.) была направлена на реализацию модели формирования российской гражданской идентичности у девятиклассников на уроках истории. В ходе исследования было проведено несколько экспериментальных уроков с использованием мультимедийных технологий и кейс-методов, направленных на развитие у школьников гражданского самосознания.
На первом этапе исследования было выявлено, что значительная часть девятиклассников имеет поверхностное представление о значимости гражданской идентичности и роли государства в их жизни. Это подтвердило необходимость применения более активных методов обучения, направленных на вовлечение учащихся в процесс осмысления истории и своей роли как граждан.
Историческое образование в школе должно строиться на деятельностном подходе, который позволяет ученикам не только получать знания, но и активно применять их в практике. На экспериментальных уроках особое внимание уделялось использованию мультимедийных ресурсов, видеоматериалов и интерактивных заданий, которые способствовали более глубокому пониманию исторических процессов и их связи с формированием гражданской идентичности.
Кейс-методы, использованные в рамках уроков, были направлены на анализ исторических ситуаций, требующих от школьников не только знания фактов, но и осмысления их в контексте современного общества. Например, при обсуждении событий Великой Отечественной войны учащиеся не только изучали хронологию событий, но и анализировали патриотизм, чувство долга и готовность к самопожертвованию, что помогает формировать у них гражданские и нравственные ориентиры.
После реализации экспериментальной модели формирования гражданской идентичности было проведено повторное анкетирование и опрос учащихся. Результаты показали значительное улучшение в восприятии школьниками своей гражданской роли и ответственности. Увеличилось количество учеников, осознающих важность активного участия в общественной жизни, а также тех, кто идентифицирует себя с гражданами Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные в результате данные позволили сделать вывод о результативности работы по формированию российской гражданской идентичности девятиклассников в части обеспечения педагогических условий, сопряженных с расширением круга патриотических образов и акцентирования внимания на них, а также самообозначений (россиянин, гражданин, патриот, житель конкретной территории и т.п.). Наглядность полученного результата можно посмотреть на рис. 1.
Рис. 1. Уровень обыденных интерпретаций понятия «патриотизм»
Рис. 2. Сила и валентность гражданской идентичности
Для определения более выраженных показателей среди девятиклассников использовался опрос, включающий 3 блока по три вопроса (9 вопросов). Первый блок касался идентификаторов россиянина, второй – гражданина, третий – патриота. Первый вопрос в каждом блоке предполагал перечисление пяти основных характеристик указанного образа; второй – следовало назвать пример (в зависимости от среза предлагалось назвать реального человека из исторического прошлого, современника, нынешнего героя, публичного человека); третий – назвать пять характеристик, присущих человеку, названному в качестве примера. Затем ранжировались все прозвучавшие в ответах девятиклассников характеристики, выбирались пять высокорейтинговых. В качестве примера приведем данные, полученные в экспериментальной группе.
1 срез: добропорядочный, ответственный, человек чести, любящий Родину, целеустремленный.
2 срез: любящий Родину, добропорядочный, ответственный, человек чести, дружелюбный.
3 срез: патриот, честный, порядочный, терпимый, дружелюбный.
4 срез: патриот, ответственный, терпеливый, открытый, деятельный.
5 срез: патриот, деятельный, дружелюбный, терпеливый, добросердечный.
6 срез: патриот, деятельный, ответственный, дружелюбный, добросердечный.
С помощью этого опроса мы получали информацию об изменениях в когнитивно-смысловом и эмоционально-ценностном компонентах российской гражданской идентичности. Наглядно полученные результаты представлены на рис. 2.
Также имеются достоверные различия по уровню развития ингрупповой идентификации в экспериментальной и контрольной группах, причем в экспериментальной группе уровень развития ингрупповой идентификации выше, чем в контрольной (рис. 3).
Можно предположить, что в экспериментальной группе ингрупповая идентичность достигла оптимального уровня развития: учащиеся регулярно и мотивированно принимали участие в обсуждении кейсовых задач, позитивно относились к общественно-историческому опыту нашей страны, практически всегда участвовали в анализе и обсуждении заданных тем.
Рис. 3. Уровень развития ингрупповой идентификации
Рис. 4. Этнонациональные установки
Уровень развития этнонациональных установок в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Этническая принадлежность отмечается у 87,5 % респондентов экспериментальной группы и у 70,3 % контрольной. При этом значимость категории «Я – россиянин» составила 88,9 % и 76,4 % соответственно. Значимость этнической принадлежности варьирует от 89 % до 80 % в экспериментальной и контрольной группах. При этом в экспериментальной группе этнонациональные установки носят преимущественно позитивный оценочный компонент (75 % из 100). Результаты наглядно представлены на рис. 4.
Таким образом, по всем выделенным критериям позитивная динамика показателей в экспериментальной группе более интенсивна, что позволяет утверждать, что внедрение в практику описанных приемов формирования российской гражданской идентичности девятиклассников на уроках истории России при обеспечении необходимых педагогических условий влияет на российскую гражданскую идентичность девятиклассников как социокультурную, обеспечивая ее развитие.
Заключение
Одним из ключевых выводов исследования стало подтверждение того, что применение деятельностного и мультимедийного подходов в обучении истории способствует более глубокому и осознанному формированию гражданской идентичности. Ученики стали проявлять больше интереса к изучению исторических событий и их влиянию на современную политическую и социальную действительность, что говорит о росте уровня их гражданской активности.
Историческое образование играет важную роль не только в обучении школьников фактам и событиям, но и в развитии их личности как полноправных членов общества. Стоит отметить, что формирование гражданской идентичности через историческое образование становится возможным только в том случае, если ученики активно вовлечены в процесс анализа и осмысления исторических процессов, что подтвердило наше исследование и полученные в его ходе данные.
Историческое воспитание должно включать не только изучение прошлого, но и осознание ответственности за будущее своей страны. Это помогает школьникам развивать гражданскую позицию, чувство долга и уважения к законам и институтам государства. Как показывают результаты исследования, систематическая работа с учащимися на уроках истории, направленная на формирование гражданской идентичности, приводит к позитивным изменениям в их восприятии гражданства и ответственности.
Формирование российской гражданской идентичности школьников – это многослойный и сложный процесс, в котором историческое образование играет ключевую роль. Исторические уроки не просто предоставляют знания о прошлом, они способствуют осознанию школьниками своей принадлежности к российскому государству, ответственности за его будущее и пониманию важности гражданского самосознания [12].
Как было показано в ходе исследования, успешное формирование гражданской идентичности возможно только при использовании деятельностного подхода, когда учащиеся не просто получают знания, но активно участвуют в образовательном процессе через анализ, дискуссии и практические задания. Результаты проведенного эксперимента демонстрируют, что ученики, которые были вовлечены в такие активные формы обучения, более осознанно подходили к вопросам гражданской идентичности, что подтверждает эффективность применяемых методов.
Более того, историческое образование играет уникальную роль в формировании у школьников патриотических чувств, ответственности перед обществом и государственной системой. Оно позволяет сформировать у подрастающего поколения уважение к закону и правопорядку, а также развить чувство сопричастности к родной культуре и истории. Как утверждают исследователи, исторические знания дают возможность не только осознать себя частью нации, но и понять место России в мировой истории.
Помимо использования мультимедийных и кейс-методов исследователи [12] также подчеркивают важность интеграции гражданско-правового воспитания в историческое образование. Например, М.В. Юшин в своих исследованиях указывает, что гражданская идентичность формируется через активное участие учащихся в обсуждении прав и обязанностей граждан, что должно быть неотъемлемой частью уроков истории. Это помогает учащимся не только осознать свои права, но и понять, какую роль они могут сыграть в обществе.
А.Г. Асмолов [9] также отмечает, что процесс формирования гражданской идентичности включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты. Он утверждает, что для полноценного развития гражданской идентичности необходимо создавать образовательные ситуации, в которых школьники могут активно обсуждать и анализировать социальные и исторические вопросы, тем самым развивая свою гражданскую позицию.
Результаты исследования показывают, что для успешного формирования гражданской идентичности школьников необходимо следующее:
1. Активное вовлечение учащихся в процесс обучения через дискуссии, анализ исторических кейсов и использование интерактивных методов преподавания.
2. Применение мультимедийных технологий, которые позволяют сделать исторические уроки более наглядными и интересными для учеников, усиливая тем самым их вовлеченность.
3. Интеграция гражданско-правового воспитания в учебный процесс, что способствует развитию у учащихся осознанного понимания своих прав и обязанностей как граждан.
Историческое образование должно стать важной платформой для формирования у школьников активной гражданской позиции, которая в будущем поможет им стать ответственными гражданами, готовыми участвовать в жизни общества.
Таким образом, историческое образование играет важнейшую роль в формировании российской гражданской идентичности школьников. Этот процесс требует использования современных образовательных методов, таких как мультимедийные технологии и кейс-методы, которые позволяют ученикам глубже понимать исторические процессы и осознавать свою гражданскую роль. Экспериментальные исследования показывают, что такие методы способствуют формированию у учащихся не только знаний, но и активной гражданской позиции, что является важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения.
Библиографическая ссылка
Дергачев А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 6. – С. 5-10;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2551 (дата обращения: 22.12.2024).