Введение
Физическая активность – важнейшая часть жизни современного студента. Стоит отметить, что занятия спортом и физической культурой положительно влияют на здоровье, помогают поддерживать форму и способны предотвратить сразу несколько самых острых социальных проблем, таких как депопуляция населения, критическое состояние здоровья и низкий уровень культуры здорового и безопасного образа жизни, наличие образовательной системы, игнорирующей задачу приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни [1].
Не остается без внимания и поддержание иммунитета – физическая активность повышает его уровень, поддерживая здоровье студентов в норме, уменьшая риск развития серьезных заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной системой, положительно влияя на длительность и качество человеческой жизни [2]. Кроме того, регулярные тренировки позволяют организму лучше бороться с инфекциями и укреплять защитные функции организма. Это особенно важно для студентов, которые часто подвержены стрессу и недостатку сна, что может ослабить иммунитет и сделать их более восприимчивыми к различным заболеваниям [3].
Физическая подготовка является важным фактором, способным поддерживать студента здоровым. В современном мире, где академическая нагрузка и стрессы играют значительную роль в жизни студентов, регулярные физические упражнения могут стать неотъемлемой частью поддержания общего благополучия и физического здоровья, при этом надо учитывать начальный уровень физической и функциональной подготовленности, что позволит более эффективно и качественно проводить тренировочные занятия по физической культуре. Известно, что перейти от обучения к этапу совершенствования двигательных действий получается быстрее в том случае, если начальный уровень развития физических кондиций достаточно высок [4].
Регулярные физические упражнения также способствуют улучшению обмена веществ, что помогает сохранить оптимальный вес и предотвращает развитие ожирения, которое является одной из главных проблем современного общества [5]. Тренировки, занятия спортом или просто активные формы отдыха способствуют выработке эндорфинов – гормонов счастья, что положительно влияет на психологическое состояние: повышается уровень стрессоустойчивости в различных ситуациях, энергии и активности; улучшается память, что помогает студентам справляться с повседневными задачами, улучшает их фокусировку внимания и концентрацию во время учебы [6].
Таким образом, качественные показатели физической подготовленности способны поддерживать студента здоровым, оказывая положительное влияние на физическое и психологическое состояние и иммунную систему. Регулярные физические упражнения помогают укрепить сердечно-сосудистую систему, поддерживают нормальный уровень кровяного давления и улучшают обмен веществ. В то же время, как показывают результаты ранее проведенных исследований, для очень многих студентов характерно пассивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, хотя их значимость и ценность, пусть и опосредованно, но признаются большинством из них [7]. Поэтому важно поощрять студентов к включению двигательной активности в свою повседневную жизнь, их положительной направленности на занятия и осознания цели физической культуры и личностной ценности таких занятий. Чтобы добиться эффективности занятий, чтобы студенты были заинтересованы в поддержании своего здоровья и благополучия, преподавателю требуется найти методы организации, способы воздействия [8].
Все перечисленные выше меры должны привести обучающихся к пониманию значимости занятий физической культурой, к личной заинтересованности в посещении спортивных мероприятий, включая и мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом, и разработку индивидуальных программ по физической культуре для каждого направления обучения [9].
А.В. Мазикина, В.И. Дубяга и другие специалисты утверждают, что физическое воспитание студентов вузов должно быть направлено в первую очередь на формирование у них навыков по самооценке, саморазвитию и совершенствованию своего физического состояния [10].
Цель исследования – проанализировать данные физической подготовленности и отношение студентов к физической культуре и спорту студентов инженерных факультетов Вятского государственного университета.
Материалы и методы исследования
Перед тестированием студентов по физической подготовленности был проведен анонимный опрос по изучению их отношения к физической культуре и здоровому образу жизни. Были заданы вопросы, осознанно ли студенты относятся к занятиям по физической культуре, занимаются самостоятельно или нет, о посещении обязательных занятий, ведут ли они здоровый образ жизни.
Следующим этапом исследования было проведение тестирования. Критериями сравнения были выбраны показатели по следующим физическим упражнениям: поднимание туловища из положения лежа на спине (критерий: сила), подтягивание из виса на высокой перекладине для юношей и из виса лежа на низкой перекладине для девушек (критерий: силовая выносливость), бег на 100 м (критерий: быстрота), бег на 3000 м (критерий: общая выносливость), наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (критерий: гибкость), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (критерий: взрывная сила), челночный бег 3 отрезка по 10 м (критерий: координация).
В основу оценивания физической подготовленности обычно берут показатели именно по этим упомянутым выше критериям, потому что они отражают различные аспекты физических способностей и важны во многих видах спорта. Ниже приведена обоснованность такого подхода.
1. Поднимание туловища из положения лежа на спине: сила в прессе является важным показателем общей силы корпуса и силовых возможностей корпусных мышц. Сильные мышцы живота помогают поддерживать стабильность тела и контролировать движения, улучшают способность к подниманию и перемещению тела в пространстве. С помощью этого упражнения можно оценить силу прямой мышцы живота, наружной косой мышцы живота, внутренней косой мышцы живота, поперечной мышцы живота, пирамидальной мышцы.
2. Подтягивания: подтягивания являются хорошим показателем силовой выносливости верхней половины тела и способности поднимать свой собственный вес. Происходит оценка работы большого количества мышц, включая дельтовидную мышцу, двуглавую мышцу плеча, трапециевидную мышцу, широчайшую мышцу спины.
3. Бег на 100 м: показатель отражает способность быстро развивать максимальную скорость. Отражает качества группы ягодичных мышц, подвздошно-поясничных мышц, четырехглавых мышца бедра, прямой мышцы бедра, двуглавой мышцы бедра, группы широких мышц бедра, икроножных мышц, мышц стопы.
4. Бег на 3000 м: бег на длинные дистанции, такие как 3000 м, требует выносливости и способности поддерживать определенную скорость на протяжении продолжительного времени. Этот показатель оценивает аэробную выносливость и способность сохранять высокий уровень физической активности в течение длительного периода времени.
5. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке: гибкость играет важную роль не только в спортивной подготовке, но и в повседневной жизни, поскольку она влияет на диапазон движения в суставах и способность выполнять определенные движения; этот показатель позволяет оценить работу косых, прямых и поперечных мускул брюшной области, широчайшей мускулатуры спины, ягодичных мускул, задней поверхности бедра, комплекса глубинных поясничных мышц.
6. Прыжок в длину с места: по выполнению этого упражнения можно судить о способности к взрывной силе и скорости развития силы, которая может быть важна во многих видах спорта, таких как баскетбол, волейбол, легкая атлетика и так далее; оценить работу икроножных, четырехглавых мышц бедер, ягодичных, косых мышц живота, мышц брюшного пресса, двуглавых плеч (бицепсы), трехглавых плеч (трицепсы), больших и малых грудных, дельтовидных.
7. Челночный бег 3 отрезка по 10 м: челночный бег является технически сложным упражнением, требующим хорошей координации движений. Он оценивает способность совместно выполнять множество движений, изменять направление и поддерживать равновесие при быстром передвижении.
Комбинация перечисленных упражнений позволяет определить доминирующие и отстающие физические качества студентов и сориентировать их на занятие тем или иным видом спорта, что может помочь преподавателю более эффективно проводить занятия по физической культуре [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Всего в исследовании участвовало 357 студентов 1 курса: 178 (120 юношей и 58 девушек) – с факультета автоматики и вычислительной техники и 179 (166 юношей и 13 девушек) – с электротехнического факультета. Количество студентов, принявших участие в исследовании, представлено в табл. 1, 2, результаты анкетирования – в табл. 3, результаты тестирования – в табл. 4, 5. Сравнительный анализ результатов тестирования отражен на диаграмме, показанной на рисунке.
Результаты анкетирования выглядят очень удручающе. Выяснилось, что количество студентов, занимающихся спортом в школе, уменьшилось – объясняют это тем, что больше времени надо тратить на подготовку к учебным занятиям. При этом большинство опрошенных студентов оценивают состояние своего здоровья как хорошее и не отрицают, что для здоровья двигательная активность необходима и в университете условия для занятий физической культурой и спортом созданы.
Таблица 1
Количество участвующих в исследовании девушек и юношей с ФАВТ
Пол обучающихся |
Количество |
Юноши |
120 |
Девушки |
58 |
Таблица 2
Количество участвующих в исследовании девушек и юношей с ЭТФ
Пол обучающихся |
Количество |
Юноши |
166 |
Девушки |
13 |
Диаграмма сравнения показателей студентов в соответствии с баллами ГТО по факультетам
Таблица 3
Результаты анкетирования студентов
Вопросы анкеты |
Юноши |
% |
Всего |
Девушки |
% |
Всего |
Занимаются физическими упражнениями самостоятельно |
134 |
46,85 |
286 |
28 |
39 |
71 |
С желанием посещают обязательные занятия |
34 |
12 |
8 |
11 |
||
Продолжают заниматься спортом |
76 |
26,7 |
9 |
12 |
Таблица 4
Показатели по принятым критериям у студентов ФАВТ
Название критерия |
Результат |
Очки |
Поднимание туловища, количество |
37,2 |
34 |
Подтягивание, количество |
8 |
25 |
Бег на 100 м, с |
15,9 |
15 |
Бег на 3000 м, с |
954 |
14 |
Наклон, см |
9 |
43 |
Прыжок с места, см |
196,6 |
30 |
Челночный бег 3×10 м, с |
8,2 |
21 |
Таблица 5
Показатели по принятым критериям у студентов ЭТФ
Название критерия |
Результат |
Очки |
Поднимание туловища, количество |
41,6 |
46 |
Подтягивание, количество |
9,3 |
27 |
Бег на 100 м, с |
14,5 |
28 |
Бег на 3000 м, с |
976 |
6 |
Наклон, см |
10,83 |
50 |
Прыжок с места, см |
213,8 |
41 |
Челночный бег 3×10 м, с |
7,5 |
45 |
Чаще всего для занятий юноши выбирают спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол), девушки – фитнес, танцы. По итогам опроса также установлено, что обязательные занятия большинство студентов чаще посещают «для зачета», и только 23% обучающихся – по желанию. На вопрос, занимаются ли физическими упражнениями самостоятельно, 53 % юношей и 61 % девушек ответили отрицательно. Студенты вроде бы и понимают значение физической культуры, но на деле заставить себя заниматься не хотят. На вопрос, почему нет желания посещать обязательные занятия по физической культуре, чаще всего студенты ссылаются на то, что надо рано вставать и далеко ездить, а зимой еще и холодно.
По выполнению тестов практически по всем критериям лидирует электротехнический факультет, однако в беге на 3000 м победителем оказался факультет автоматики и вычислительной техники.
Заключение
Все результаты, показанные студентами обоих факультетов, если отталкиваться от таблицы нормативов ГТО, в основном ниже среднего уровня. Это говорит о слабой физической подготовке в средних общеобразовательных учреждениях, о низкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, большой процент выпускников школ поступает в университет с ослабленным физическим и психическим здоровьем. В связи с большой учебной загруженностью студентов на данных факультетах, особенно на факультете автоматики и вычислительной техники (конкурс всегда высок, специальности востребованы – промышленные предприятия, научные учреждения, серьезные компьютерные фирмы, банковские структуры не только г. Кирова и области, но и всего Приволжского региона, заинтересованы в выпускниках данного факультета), студенты часто испытывают хроническую усталость и нервное напряжение, но не умеют или не хотят справляться с такими проблемами посредством физической культуры.
По результатам исследования были выявлены слабая физическая подготовка студентов, нежелание и (или) неумение рассматривать регулярные занятия физической культурой и спортом в качестве эффективного средства поддержания здоровья, а в некоторых случаях и оздоровления, отмечены как объективные, так и субъективные причины сложившейся ситуации, а также их взаимозависимость.
Для изменения сложившейся ситуации наряду с такими мероприятиями, как восстановление и ремонт старых, введение в эксплуатацию новых спортивных объектов университета, увеличение количества различных спортивно-массовых мероприятий, проведение лекций, направленных на освоение теоретических знаний о профилактике заболеваний и укреплении здоровья, необходимо:
– постоянно мотивировать студентов на систематические занятия физической культурой и спортом, обретение или поддержание хорошей физической формы, как со стороны профильного преподавательского состава, так и со стороны руководства учебного заведения;
– способствовать формированию здорового образа жизни у молодежи;
– с целью повышения грамотности студентов организовывать встречи с медицинскими специалистами на тему применения различных питательных диет, употребления пищевых добавок;
– с целью популяризации различных видов спорта организовывать встречи с ведущими спортсменами университета, города, области, страны.
Библиографическая ссылка
Пластинина В.Б. АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 5. – С. 35-39;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2549 (дата обращения: 21.11.2024).