Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК» КАК УСЛОВИЕ НИВЕЛИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Краева И.В. 1 Серебрякова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Цель статьи: опираясь на метод теоретического анализа, рассмотреть возможности оптимизации общения в системе «родитель – ребенок» и, как следствие, разработать диагностическую программу, направленную на мониторинг характера, направленности и содержания общения родителей с детьми младшего школьного возраста, позволяющую определить проблемы в общении. Акцент при этом сделан на тревожность младших школьников и влияние общения с родителями. Рассматривая общение как базовую потребность, особую «форму активности личности», ориентированную не только на реализацию «коммуникативной функции», но и обмен между общающимися знаниями, информацией о мире, на организацию всего спектра межличностных отношений, итогом которых будет позитивное воздействие общающихся друг на друга, предполагающее не только познание друг друга каждым из участников общения, но и трансформацию имеющихся у каждого из них знаний о мире и о себе. Общение является и важнейшим условием формирования системы ценностей и духовно-нравственных ориентиров личности. Не случайно именно общение рассматривается как один из важнейших компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Был сделан вывод, что именно общение с родителями выступает одним из важнейших факторов, влияющих как на развитие личности ребенка в целом, так и на формирование у него таких негативных личностных характеристик, как повышенная тревожность. Беря во внимание теоретико-методологическое обоснование интересующей проблемы, авторами исследования была разработана комплексная программа мониторинга, направленная на изучение особенностей общения родителей с детьми младшего школьного возраста, реализация которой позволит не только детально изучить особенности общения в системе «родитель – ребенок младшего школьного возраста», но и установить между ними связь, сделав акцент на влиянии общения с родителями на возникновение тревожных состояний младших школьников. Реализация разработанной программы мониторинга и последующее проектирование развивающей программы как для детей, так и для родителей авторами определяются как целевые ориентиры последующей исследовательской деятельности.
общение
готовность к обучению в школе
тревога
коммуникативный компонент готовности к обучению в школе
тревожность
младший школьный возраст
школьная тревожность
1. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Натарова Д.В. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 1–23.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 4. 432 с.
5. Ибрагимова С. Культура общения как важнейший компонент профессиональной деятельности // Science and Education. 2021. С. 1087–1092.
6. Каверина О.Г. Соотношений понятий «коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. С. 14–19.
7. Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Шишкина К.И., Фролова Е.В. Работа учителя по профилактике кибербуллинга в начальной школе // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3. С. 8–30.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2022. 527 с.
9. Бабакова Т.А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2019. 62 с.
10. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. М., 2016. 160 с.
11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. К91 Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2021. 544 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
13. Анастази А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2021. 742 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
15. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии; Под ред. и предисл. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. 352 с.
16. Абдурахмонова Ф.А. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению // Мировая наука. 2019. № 11 (32). С. 78-81.
17. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 5-е изд. М.: Просвещение, 2019. 151 с.
18. Велиева С.В. Влияние отношения в диаде «родитель – ребенок» на актуализацию психических состояний старших дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. С. 66–69.
19. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2021. 170 с.
20. Попов Ю.А. Тревожность в системе типологических свойств человека: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 213 с.
21. Петровский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 28–36.
22. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, 2003. 710 с.
23. Суворова В.В. Психофизиология стресса / Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1975. 208 с.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2020. 304 с.
25. Решетова Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии // Вестник УРАО. 2021. № 1. С. 90–94.
26. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ. Серия: Психология. 2021. № 1. С. 18–36.
27. Карпов Ю.Л. Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2020. № 44. С. 40–42.
28. Белкина В.Н., Шкатова Т.Г. Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5. С. 184-195.
29. Сергеева Б.В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Концепт. 2017. № 34. С. 62–70.
30. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. СПб.: КАРО, 2023. 79 с.
31. Морено Дж. Методика диагностики коммуникативных навыков [Электронный ресурс]. URL: https://sc5-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/3.2.4._Sotsiometriya.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
32. Арбатская Е.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. 104 с.
33. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Сфера, 2017. 96 с.

Потребность в безопасности и целостности объективно является одной из самых актуальных потребностей каждого живого организма. Как частный аспект проблемы безопасности жизни современных людей ученые выделяют вопросы психологической безопасности личности. Отсутствие же условий, в полной мере удовлетворяющих реализацию данной потребности, ощущение человеком своей незащищенности не только негативно сказывается на его полноценной жизни и деятельности, но и на гармоничном развитии человека, вне зависимости от его возраста. Не случайно, как отмечают З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, «одна из актуальных задач современной системы образования – не только дать знания обучающемуся, но и помочь ему адаптироваться к сложным, быстро меняющимся условиям жизни» [1, с. 3]. В качестве же важнейшего фактора, обусловливающего не только процесс эффективного развития личности, но и ее успешную адаптацию к миру, как методологи современной психологии (Б.Г. Ананьев [2], А.А. Бодалев [3] Л.С. Выготский [4] и т.д.), так и современные ученые (С. Ибрагимова [5], О.Г. Каверина [6] и др.) называют общение.

Особый интерес ученых вызывают вопросы повышения культуры общения всех слоев населения, что объективно связано, с одной стороны, с типичной для современности тенденцией к утрате той системы духовно-нравственных ориентиров и ценностей, которые на протяжении тысячелетий гармонизировали жизнь людей, а с другой, увеличением влияния на человека виртуальных информационных сетей, которые, как утверждают авторы статьи, являясь «повседневными виртуальными платформами <…> сопряжены с рисками киберзапугивания для вовлеченных лиц, особенно для младших школьников» [7, с. 3].

Цель данной публикации – используя метод теоретического анализа, изучить специфику общения родителей с младшими школьниками и, как следствие, разработать программу, направленную на мониторинг характера, направленности и содержания общения родителей с детьми младшего школьного возраста, позволяющую определить проблемы в их общении.

Материалы и методы исследования

Основным методом, который использовался в рамках осуществленного исследования был метод теоретического анализа работ зарубежных и отечественных ученых в области проблем: общение, готовность к обучению в школе и тревожность детей младшего школьного возраста, что позволило не только выделить особенности общения детей младшего школьного возраста со взрослыми, но и рассмотреть его влияние на полноценное развитие младших школьников.

Изучив результаты исследований в области интересующей авторов статьи проблематики за период с 1950 по 2024 г. и опираясь на результаты реализации метода теоретического анализа, была спроектирована программа мониторинга, ориентированная как на изучение тревожности детей младшего школьного возраста, так и специфики общения в системе «родитель – ребенок», что даст возможность установить взаимосвязь между характером, направленностью и содержанием общения родителей с детьми и тревожностью младших школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема общения – одна из актуальных проблем как зарубежных, так и отечественных ученых… Осуществленный анализ исследований ученых в области проблемы общения позволяет говорить о том, что акцентом многих работ ученых выступает детализированный анализ сущности и специфики данного феномена. Так, Б.М. Бим-Бад определяет общение как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка [8, с. 175].

По мнению Т.А Бабковой, общение – это вид деятельности, объектом которой являются другие люди и взаимодействие с ними и между ними. Содержанием же общения, с точки зрения данного автора, является обмен информацией, а результатом – установление взаимоотношений [9, с. 29].

Аналогичный подход к трактовке общения мы находим и в работах И.А. Тютьковой, с точки зрения которой общение – это вид совместной деятельности людей, ориентированный на реализацию их потребности в «выстраивании» системы отношений с окружающими людьми, и, как следствие, заключающийся в обмене информацией, обеспечении взаимодействия и взаимного восприятия субъектами друг друга [10, с. 32].

Также можно говорить и о том, что у ученых нет единства во мнениях относительно сущности и функций общения. Общение трактуется учеными и как коммуникация (коммуникативный процесс или обмен информацией), и как деятельность, направленная на достижение определенных результатов, и как форма воздействия одного человека на другого, и как проявление межличностного взаимодействия и межличностных отношений. Говорят ученые об общении и как об особой категории, поскольку именно общение оказывает первостепенное влияние на жизнь человека, а такие его формы, как доверительное и рефлексивное, невозможно отождествить ни с какой другой категорией деятельности (результаты исследования В.Н. Кунициной [11, с. 183]).

Выделены авторами исследования и приоритетные теоретико-методологические подходы к изучению данного феномена: акмеологический, антропо-акмеологический, кибернетический, информационно-математический, компетентностный, поликультурный, полисубъектный и субъектно-деятельностный.

Обобщая все проанализированные данные, полученные разными авторами за период с 1950 по 2024 г., и делая вывод о наличии разных подходов к трактовке понятия «общение», авторы данной статьи склонны сделать вывод о том, что общение – это базовая потребность, «особая форма активности личности» [12, с. 117], ориентированная не только на реализацию «коммуникативной функции» [12, с. 117] и, как следствие, обмен между общающимися знаниями, информацией о мире, но и на организацию всего спектра межличностных отношений, итогом которых будет позитивное воздействие общающихся друг на друга, предполагающее не только познание друг друга каждым из участников общения, но и трансформацию имеющихся у каждого из них знаний о мире и о себе, системы ценностей и духовно-нравственных ориентиров.

Не случайно, говоря об общении как факторе развития личности, именно коммуникативный компонент рассматривается учеными как важнейший компонент готовности ребенка к обучению в школе.

Понимая под готовностью к обучению в школе высокую степень овладения навыками, умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы – «школьная зрелость» [13], умение обобщать и дифференцировать в определенные категории предметы окружающей среды [14], целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированных механизмов волевой регуляции действий и т.д. [15], коммуникативный компонент готовности к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения как со сверстниками, так и с взрослыми, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Более того, именно способность к коммуникации может помочь и в нивелировании возникающих эмоциональных проблем. Так, результаты исследований Ф.А. Абдурахмоновой [16] доказали, что именно коммуникативный компонент, хорошо развитая коммуникативная способность позволяет ребенку не только активно обмениваться информацией со сверстниками и взрослыми, но и устанавливать взаимоотношения с ними. Умение же «войти» в детский коллектив, занять там свою роль, действовать в команде имеет большое значение для полноценного и гармоничного развития личности ребенка. Не случайно А.Г Асмолов, говоря о коммуникативном компоненте готовности к обучению в школе, выделяет следующие его структурные компоненты: потребность ребенка в общении, степень развития вербальных и невербальных средств общения, положительное – эмоционально позитивное – отношение к процессу общения, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника [17, с. 94].

Ответственность же за развитие коммуникативных способностей у детей лежит на взрослых, в первую очередь – на их родителях. Как отмечает Б.М. Бим-Бад, только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода [8, с. 298]. Недостаток же и ограничение общения, как весьма справедливо полагает автор, замедляют и обедняют развитие ребенка.

Аналогичный вывод мы находим и в работах С.В. Велиевой, по мнению которой именно оптимальное эмоционально-стабильное взаимодействие в системе «родитель – ребенок» выступает основой для полноценного развития не только когнитивной, но и личностной сфер [18, с. 68].

Более того, как отмечает В.Н. Белкина, у детей, испытывающих дефицит общения и положительных эмоциональных контактов с близкими взрослыми, могут возникнуть чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях и даже состояние устойчивой повышенной тревожности [19, с. 29].

В данной работе акцент сделан на изучении влияния общения с родителями на тревожность младших школьников, поскольку, как отмечают ученые, из всего многообразия эмоций, которые человек переживает, особый интерес вызывает тревожность… Данный вывод мы не считаем случайным. Как доказано исследователями, именно тревожность выступает не только «пусковым механизмом» расстройств эмоциональной сферы, но и является одним из значимых симптомов достаточно большого количества соматических проблем (результаты исследований Ю.А. Попова [− методику исследования готовности к школьному обучению Е.А. Екжановой [30, с. 17]. Данная методика позволит получить исчерпывающую информацию не только об уровне развития интеллекта, обучаемости, визуальных представлениях детей младшего школьного возраста об окружающем мире, но и таких их личностных характеристиках, как работоспособность, утомляемость и др.;

− методику «Социометрии» Дж. Морено, которая позволит изучить специфику межличностных отношений и степень сплоченности семьи [31];

− методику диагностики содержания общения детей с близкими взрослыми [32, с. 73].

Для организации работы с родителями авторами данной статьи были отобраны следующие методики: «Социометрии» Дж. Морено [31], методика диагностики содержания общения детей с близкими взрослыми [32], а также методика С. Степанова, направленная на изучение стратегий родительского поведения [33].

Заключение

Авторы исследования считают, что комплексное использование разработанной диагностической программы позволит не только детально изучить особенности общения в системе «родитель – ребенок младшего школьного возраста», но и установить между ними связь, сделав акцент на влиянии общения с родителями на возникновение тревожных состояний младших школьников.

Реализация разработанной программы мониторинга и последующее проектирование развивающей программы как для детей, так и для родителей определяются как целевые ориентиры последующей исследовательской деятельности.


Библиографическая ссылка

Краева И.В., Серебрякова Т.А. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК» КАК УСЛОВИЕ НИВЕЛИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 3. – С. 25-29;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2536 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674