Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНЫХ РОСПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОЧЕСТВУ В ВУЗЕ

Птицына Е.В. 1 Беляева К.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Одной из актуальных проблем в условиях сосуществования и многообразия народностей и их культур является проблема влияния национальной культуры на развитие творческого потенциала личности в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В статье авторы обращаются к проблеме сохранения художественных традиций северных росписей по дереву на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в вузе. Декоративно-прикладное искусство хранит и передает последующим поколениям национальные культурные традиции и влияет на формирование национального самопознания будущего педагога. В статье дан анализ художественных традиций северных росписей, в которых отражены элементы культуры, быта и традиций северных народов, что делает северную роспись уникальным и самобытным видом декоративно-прикладного искусства: композиция, орнамент, цвет. Авторами представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению и сохранению методов, приемов, технологии северных росписей по дереву, как важной части культуры на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Результаты анкетирования, проведенные занятия, обсуждение вопросов этнокультурного воспитания будущего учителя показывают заинтересованность и готовность студентов к изучению художественных традиций северной росписи, что способствует приобщению к богатейшему культурно-историческому пространству, к культурным достижениям и лучшим традициям своей страны. Авторы доказывают, что профессиональная подготовка будущего учителя должна базироваться на положениях этнокультурного обучения и воспитания.
традиции
культура
художественные традиции
северные росписи по дереву
Мезенская роспись
студенты
декоративно-прикладное творчество
1. Гатаев А.С.-А. Формирование этнокультурного воспитания в системе высшего образования // Право и практика. 2019. № 2. С. 313–316.
2. Кузнецова Е.И. Проявление национальной идентичности на уроках технологии // Актуальные вопросы технологического и художественного образования: сб. ст. Петрозаводск, 2021. Ч. 2. С. 107–111.
3. Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 20–25.
4. Беломоева О.Г., Кондратенко Ю.А. Этнокультурная традиция в современном мире: функциональный аспект // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 447–456. DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.447-456.
5. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 302–305.
6. Коршунова Н.М. Этнокультурные ценности и их роль в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 2. С. 135–141. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-135-141.
7. Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. Профессиональная подготовка будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-1. С. 156–160. DOI: 10.17513/snt.39164.

Сегодня перед каждым поколением стоит задача сохранить уникальные традиции, уникальное искусство, которое было создано предшествующими поколениями до нас. Данное обстоятельство обуславливает повышенное внимание различных государственных институтов к тому, чтобы сохранять традиции, содействовать их развитию. Применительно к данному вопросу А.С. Макаренко отмечал, что за счет традиции обеспечивается формирование основы коллектива, его укрепление. В законодательных документах Российской Федерации отмечается, что культурные ценности выступают в виде традиций, обычаев, художественных промыслов и ремесел, устного народного и декоративно-прикладного творчества, музыкальной, танцевальной, фольклорно-театральной народной культуры и других ее артефактов [1]. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное наследие и важным направлением, способствующим сохранению культурного наследия [2].

Существование художественной культуры в отсутствие традиций невозможно. Народные традиции – основа культуры, искусства, как ранее, так и сегодня. При этом рождаемые новым временем традиции аналогично традициям, сформировавшимся в далекой древности, также имеют определяющее значение для существования, развития культуры. Традиции следует рассматривать в качестве гарантии и объективного условия существования, функционирования художественного творчества [3]. В качестве социокультурного явления традиции могут быть классифицированы по такому критерию, как сфера существования, с выделением производственных, художественных, политических, экономических и иных традиций.

Требуется принимать во внимание, что при анализе таких художественных традиций, как этнические, необходимо учитывать, что речь идет не о любых этнических традициях, но непосредственно о присущих художественным традициям этнических особенностях. Данное замечание верно и в отношении академических, фольклорных и иных традиций. Следует также обратить внимание, что в качестве художественных явлений следует рассматривать наряду с обусловленными осуществлением художественной деятельности результатами и процесс подобной деятельности. При этом данный процесс носит не только материальный, но и духовный характер.

Традиции выступают в качестве сформировавшихся в процессе исторического развития, передающихся между поколениями ценностей, обычаев, умений, обрядов, знаний, взглядов, норм поведения, идей, образцов, действий, которые обладают социальным значением. Традиции существуют устойчиво на протяжении продолжительного периода в рамках социальных групп или общества в целом и входят в социально-культурное наследие [4]. В соответствующей дефиниции существенное значение имеет следующий аспект – традиции трактуются в качестве феномена, имеющего определяющее значение для жизнедеятельности общества. Подобная оценка является логически и исторически оправданной – на современном этапе традиции рассматриваются не только в ограничительном виде – как вкусы, правила поведения, представления, образцы деятельности, которые передаются между поколениями, но и в расширительном понимании.

Существуют ценностная и содержательная трактовки традиций, при этом имеется и иной аспект – технологический. Данный аспект охватывает две составляющих – в виде способов, посредством которых реализуется прагматическая деятельность (индивидуальных, коллективных), и в виде способов взаимодействия, коммуникации, обмена информацией и ее хранения. Социокультурный феномен художественных традиций характеризуется многоаспектностью и сложностью [5]. Анализ различных аспектов определенной традиции позволяет полнее выявить ее сущность. В качестве ключевой особенности традиции выступает наличие преемственности. Соответствующее понятие в определении Д.В. Колесова, С.К. Бондыревой предлагается трактовать в виде феномена, связанного с тем, что одни индивиды усваивают опыт, накопленный другими, и воспроизводят его в рамках осуществляемой ими деятельности [6].

В данной работе авторы обращаются к проблеме сохранения художественных традиций северной росписи по дереву. Роспись – это искусство украшения различных предметов и поверхностей с помощью красок, лаков и других материалов. Главная задача росписи – создание уникального и эстетичного образа, который может придать любому объекту неповторимость и стиль. Благодаря прочности и устойчивости к внешним воздействиям роспись является отличным решением для оформления различных объектов, сохраняющим свои качества на протяжении долгого времени. Этот процесс включает подготовку поверхности, нанесение контуров рисунка, нанесение красок и заключительную полировку и защиту готового изделия.

Роспись по дереву – это уникальное искусство, которое передает дух времени, традиции региона и мастерство художника. При изучении и практике росписи по дереву студенты не только развивают свои творческие способности, но и учатся ценить искусство, вбирая в себя мудрость и красоту прошлого. Это также способствует развитию творческого мышления, усилению внимания к деталям и умению работать с различными материалами.

У северной росписи по дереву сформировались своеобразные художественные традиции. Так, она характеризуется яркими красками, сложными орнаментами и узорами, а также использованием символов и образов, связанных с природой и народными верованиями. В ней отражены элементы культуры, быта и традиций северных народов, что делает северную роспись уникальной и самобытной. В северных росписях по дереву цвет имеет особое значение, играя ключевую роль в передаче символики и сакрального смысла: зеленый цвет символизирует природу, рост, плодородие, жизнь; красный – страсть, силу и сопротивление; синий – небо, воду, бесконечность и духовность; белый – чистоту, свет, равновесие. Для рисования использовали только натуральные краски, которые изготавливаются из местных растений и минералов.

Орнамент в росписи несет глубокий сакральный смысл. В искусстве росписи по дереву орнамент имеет разнообразные формы и символы, которые несут определенные значения в каждой культуре, связан с обрядовыми значениями, защитой от злых духов, отражает гармонию с природой, выражая уважение к окружающему миру и понимание взаимосвязей между человеком и духовными силами. Во многих росписях композиция часто строится вокруг центрального элемента, символизирующего целостность и баланс. Геометрические узоры, растения, животные или символы могут быть организованы вокруг этого центрального элемента, создавая единство и порядок в произведении.

Древо Жизни в северных росписях отражает единство всего сущего, рост, процветание и баланс в мире. Его корни глубоко утопают в землю, а ветви распространяются в небо, символизируя связь между небом, землей и человеком, между материальным и духовным. Яркие и насыщенные цвета могут вызывать чувство радости, энергии и восторга, тогда как спокойные и пастельные оттенки могут призывать к умиротворению, расслаблению и гармонии. Птица Феникс представляет воскрешение, вечную жизнь, возрождение и непрерывный цикл жизни. Согласно мифологии, Феникс воскресает из своих собственных пеплов, символизируя бессмертие и божественное преображение. В росписях по дереву изображение Феникса интерпретируется как символ нового начала, надежды, возрождения и трансформации. Его присутствие в произведении придает ему особую духовную силу и заряд позитивной энергии, вдохновляя зрителя к преодолению трудностей и обретению новых возможностей.

Следовательно, можно утверждать, что орнамент северных росписей по дереву является не просто декоративным элементом, но и символом культуры и традиций, который переносит в наше время мудрость предков, красоту народных узоров и глубину духовного мироощущения.

Представление о том, что за счет существования традиций обеспечивается сплочение, поддержание устойчивости общества, является обоснованным. Изучение бесценного наследия традиций и культуры народов, живущих на территории России, является важной целью образовательной политики страны. Следовательно, сегодня одним из приоритетных направлений российского образования является его регионализация, которая предусматривает формирование образовательного пространства университета с учетом социально-культурного развития региона на основе его национальных, культурных и этнических особенностей и традиций.

Цель исследования – в статье раскрываются практические аспекты сохранения художественных традиций северной росписи в вузе.

Материалы и методы исследования

Авторы провели опытно-экспериментальную работу по сохранению художественных традиций северной росписи по дереву в Петрозаводском государственном университете на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна. В ней принимали участие студенты направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Технология и дополнительное образование в области декоративно-прикладного творчества», «Изобразительное искусство и Мировая художественная культура»). В анкетировании приняло участие 100 студентов кафедры.

Результаты исследования и их обсуждение

Обработка полученных данных дала следующие результаты. 80 % респондентов считают, что изучать художественные традиции северных росписей важно. Мотивом их обращения к художественной росписи по дереву является расширение кругозора (65 %), познавательное и эмоциональное насыщение (50 %). Важным для исследования стало и то, что для студентов значимо сохранять традиции и культуру родного края (80 %). Некоторые респонденты обращались к художественной росписи по дереву ввиду того, что это является обязательной программой в образовательном процессе вуза (40 %). Респонденты отмечают, что для будущего учителя важно соотносить традиционность, стереотипность, реконструкцию, этничность с инновационными подходами современного искусства и творчества.

Культурно-воспитывающая среда вуза играет важную роль в поддержании интереса студентов к изучаемому материалу, в этом аспекте важно: проводить мастер-классы, семинары, круглые столы с участием специалистов из различных областей знаний; привлекать студентов к участию в научных исследованиях и конференциях по проблемам традиционной культуры [7]. В процессе занятий по изучению северных росписей по дереву важно применять активные методы обучения. Активные методы обучения ориентированы на стимулирование мыслительных процессов у студентов, характеризуются высоким уровнем взаимодействия, способствуют мотивации и эмоциональному вовлечению в учебный процесс. Организация проектной работы позволит студентам проявить инициативу и творческий потенциал, уровень знаний и умений, а также поделиться полученным опытом со сверстниками.

На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы занятия и мероприятия, способствующие сохранению художественных традиций северной росписи по дереву (табл. 1).

Авторы провели цикл занятий в рамках дисциплины «Основы теории декоративно- прикладного искусства» для студентов 2 курса, на которых познакомили студентов с мезенской росписью как с частью культуры Архангельского края. Занятия состояли из теоретической и практической частей. В теоретической части студенты познакомились с историей мезенской росписи, ее особенностями, цветом, орнаментальными мотивами и сакральным смыслом элементов. В практической части студенты научились расписывать изделия мезенской росписью. По завершению данной работы была организована выставка в здании Петрозаводского государственного университета. На выставке у студентов была возможность представить и обсудить результаты проделанной работы, рассказать о трудностях, с которыми они столкнулись в ходе росписи, поделиться впечатлениями. В табл. 2 указаны темы и содержание проведенных занятий.

Таблица 1

Формы воспитательной работы

№ п/п

Название

Форма

Участники

1

Художественные традиции северной росписи

Интерактивное занятие

Студенты 2–4 курсов

2

Край, в котором я живу. Карельская роспись

Беседа

Студенты 2–4 курсов

3

Орнамент мезенской росписи

Занятие

Студенты 2 курса

4

Культурное наследие северных росписей по дереву

Цикл практических занятий

Студенты 2 курса

5

Орнамент мезенской росписи

Мастер-класс

Школьники 5 класса МОУ «Лицей № 40»

6

Северные росписи по дереву

Выставка

Студенты 2–5 курсов

7

Сохранение художественных традиций северной росписи по дереву

Круглый стол

студенты 2–3 курсов

Таблица 2

Тематический план проведенных занятий

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Художественные традиции северных росписей по дереву. Искусство северных росписей по дереву. Орнамент, композиция, цветовые сочетания мезенской, карельской, пермогорской росписей. История зарождения и развития мезенской росписи. Своеобразие и характерные черты. Материалы и инструменты.

2

2

Композиция и орнамент мезенской росписи. Орнаменты стихии воды, земли, огня, воздуха. Сакральное значение зооморфного орнамента мезенской росписи.

2

3

Изображение мотивов растительного и геометрического орнамента мезенской росписи: работа тушью.

2

4

Изображение мотивов зооморфного орнамента мезенской росписи: работа краской и тушью. Пошаговое изображение птицы в полете и в сидячем виде. Пошаговое изображение оленей и коней.

4

5

Мезенская роспись: создание прямоугольной композиции. Эскиз прямоугольной композиции мезенской росписи. Поэтапное нанесение орнамента на прямоугольную форму

4

6

Мезенская роспись: создание круглой композиции. Эскиз композиции мезенской росписи. Поэтапное нанесение орнамента на круглую форму

4

Сохранение художественных традиций северной росписи в вузе будет осуществляться эффективно, если образовательный процесс выстраивается на положениях историко-культурологического подхода, позволяющего рассматривать различные явления в народном искусстве в их целостности и историческом развитии.

Историко-культурологический подход на практике проявляется через ряд методов и подходов, которые позволяют исследователям глубже понимать и анализировать различные явления в контексте истории и культуры. Для реализации данного подхода важно:

– контекстуальный анализ: исследователи используют исторический и культурологический контекст для анализа объектов исследования. Например, при изучении художественной росписи по дереву учитывается история периода создания, культурные влияния и символическое значение элементов;

– сравнительный анализ: сравнение исторических и культурных контекстов различных эпох или культур помогает выявить сходства, различия и взаимовлияния. Этот метод расширяет понимание и призван обогатить анализ объектов изучения;

– историографический анализ: анализ исторических исследований и культурологических теорий предыдущих исследователей помогает строить связи между различными периодами и культурами, обогащая понимание рассматриваемых явлений;

– интердисциплинарный анализ: сочетание знаний из различных дисциплин позволяет рассматривать объекты исследования с разных точек зрения, создавая более полное представление о них;

– семиотический анализ: применение семиотики для анализа символов, знаков и кодов в культуре помогает раскрыть глубинные значения и интерпретации предметов исследования в контексте их культурного и исторического происхождения.

Заключение

Таким образом, изучение декоративно-прикладного искусства народов многонационального российского государства помогает формировать у студентов чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, духовный опыт традиций и важные жизненные ценности, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Северные росписи по дереву – это наследие нашей страны, их уникальные традиции и особенности обладают воспитательным потенциалом в развитии эстетических качеств, в приобщении студентов к истокам национальной культуры, прививают любовь к родному краю, воспевая его красоту. Каждому следующему поколению важно изучать народные промыслы, ремесла, декоративно-прикладное искусство для понимания традиций, культуры и истории народа родного края.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В., Беляева К.В. СОХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНЫХ РОСПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОЧЕСТВУ В ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 3. – С. 15-19;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2534 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674